ЯСпециалист.ру

Всегда востребованные профессии

Профессия — Преподаватель высшего или средне-специального учебного заведения

Специальности в зависимости от профиля вуза или колледже  и предмета преподавания

Требуемое образования (уровень образования, типа учебного заведения)

Для вуза – обычно не ниже аспирантуры любого вуза (магистр в определённой области)

Для колледжа – обычно высшее педагогическое или специальное (преподаватель-предметник, специалист в определённой области с правом преподавания)

Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии:

Специфических способностей не требуется, необходимо на высоком уровне освоить профилирующую дисциплину, желательно иметь склонность к разъяснению учебного материала, хорошо владеть устной речью языка, на котором ведётся преподавание.

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

Литература и русский язык, иностранный язык*, а также предмет, который станет профилирующим в избранном вами вузе, если этот предмет вообще изучается в школе или в системе дополнительного образования.

Характер и содержание работы по данной профессии:

Разработка учебно-методических планов, подготовка и ведение семинаров, индивидуальные беседы со студентами, проверка их работ, помощь студентам в подготовке дипломного проекта (кураторство), участие в организации производственно-научной практики студентов, контроль прохождения практики, необходимая методическая помощь практикантам, участие в заседаниях кафедры, написание аналитических отчётов по семинарам, ведение собственной научной работы, публикация собственных статей, участие в приёме зачетов и экзаменов у студентов.

Очевидные плюсы

Творческий характер работы, радость общения с интересной молодежью; перспективы научного роста, возможность сделать карьеру в вузе или колледже, стабильная растущая зарплата.

«Подводные камни», очевидные минусы

Необходимость отвечать за плохую успеваемость студентов или учащихся средне-специального учебного заведения, жёсткая конкуренция со стороны других претендентов на преподавательскую должность, внутренние карьерные противостояния между неформальными группами преподавателей и последователей той или иной научно-методической школы, медленные темпы карьеры, трудности научной работы, невозможность честно зарабатывать на уровне выше средней зарплаты в регионе, очень трудно устроиться по специальности в случае увольнения.

Возможные профессиональные заболевания не выявлены

Вилка зарплаты (в рублях в месяц)*

В Москве: 16 000 – 25 000 (чаще – 20 000)

В крупных областных центрах: 14 000 – 25 000 (чаще – 18 000)

В глубинке России: 4000 – 10 000 (чаще работы нет совсем, также как и вузов или колледжей)

 

 

Преподаватель вуза. Профессия преподавателя всегда привлекала и до сих пор привлекает многих школьников. Но многие из тех, кто хотел бы стать преподавателем, откровенно боятся идти в школу. И неудивительно – сами ещё учатся и все набившие оскомину недостатки общеобразовательной школы воспринимают чересчур остро. То есть, преподавателем стать, считают эти школьники, было бы неплохо (ну а чего плохого в том, что ты ежедневно помогаешь молодёжи усваивать учебный материал), но вот в школу идти не хочется. Куда в таком случае?

И внимание такого школьника переключается на преподавателя вуза. Размышляют эти юноши и девушки примерно так.

В вузе дисциплина намного более строгая, чем в школе. Там со студентом никто церемониться не станет. Не выучил – получи незачёт или неуд в зачётную книжку. И ходи потом за преподавателем, клянчи, чтобы он ещё раз тебя принял. А если учесть, что во многих вузах России давно принято делать преподавателям подарки, а то и вовсе вкладывать в зачётные книжки купюры в инвалюте (сейчас уже и в рублях стало модно. Прим. автора), то ситуация с профессией вырисовывается и вовсе другая. Те, кто в душе посмелее, уже и «подкалымить» таким образом планируют.

Только вот беда – нигде не найти информацию, в каком именно учебном заведении выдают заветный диплом с заветной записью «преподаватель вуза». Где же обрести заветную профессию?

Сразу скажем: только в вузе, причём совершенно не обязательно педагогическом. Более того, сейчас не всегда даже требуется закончить и аспирантуру. Хотя аспирантура во всём мире считается своего рода «воротами» в преподавательскую жизнь. В любом случае, независимо от того, окончите вы после вуза аспирантуру или нет, чтобы получить место преподавателя в вузе, необходимо сначала окончить вуз. И не раздражайтесь по поводу банальных сведений – вуз вам придётся не просто окончить, а окончить очень хорошо, лучше всего с блеском. Говоря иначе, во время учёбы на старших курсах вас должны ненароком приметить профессора и руководители какой-либо из кафедр. А ещё лучше, если и сам декан или хотя бы его заместитель. То есть, кто-нибудь из старших преподавателей или даже деканата должен увидеть в вас потенциального молодого преподавателя на какой-либо из кафедр.

Кстати, сложилась такая практика, когда профессора и руководители кафедр, проводящие с абитуриентами собеседование перед поступлением, очень любят слышать от абитуриентов слова об их нацеленности на будущую преподавательскую работу в этом же вузе. Не факт, что в избранном вами вузе через пять лет будут нужны молодые кадры, — всё равно любому преподавателю приятно слышать от абитуриента, что профессия преподавателя вуза ему весьма импонирует. Так что, когда будете поступать, не стесняйтесь прямо и со счастливой улыбкой на лице об этом сказать. Как минимум в ответ получите такую же счастливую улыбку. И, вероятнее всего, вас уже с этого момента запомнят – в очень и очень положительном смысле.

Это, разумеется, не спасёт вас от неудачи, если результаты вашей сдачи ЕГЭ или конкурсных экзаменов в самом вузе окажутся ниже, чем сложившийся к моменту вашего поступления проходной балл. Но если перед приёмной комиссией возникнет дилемма: кого предпочесть из двух абитуриентов с одинаковым баллом, то поделившегося на собеседовании мечтой о карьере преподавателя в этом же вузе, вероятнее всего, вспомнят. И это добавит ему шансов.

Но уж потом, когда начнёте учиться, не расслабляйтесь. Иначе вам тут же скажут, что во время поступления вы открыто слукавили. Зато если станете прилежным студентом, вполне возможно, вам действительно начнут помогать, нацеливая на будущую карьеру преподавателя.

Кстати, преподавательскую работу в вузе можно начать, ещё не поступив в аспирантуру. Предполагается, что окончить её вам всё равно придётся, но, если к моменту получения вами диплома специалиста с высшим образованием окажется, что на следующий учебный год вашему факультету очень нужен преподаватель, вас вполне могут пригласить на вакансию.

Со стороны нередко кажется, что в преподавательской работе нет ничего особенного – знаешь предмет на «отлично», всегда сумеешь посвятить в него студентов. А если учесть, что семинары в вузе, в отличие от школы, длятся по 80 минут, то и тщательно готовиться к его проведению не обязательно. На самом деле, многие преподаватели вуза к семинарам особенно и не готовятся. Однако вы должны знать, что такая практика проходит без претензий со стороны руководства кафедры только у очень опытных преподавателей. И не столько потому что они опытные (последнее время требования к программам в вузах ужесточаются чуть ли не каждый год), сколько потому что им больше доверяют. Аспиранту, а тем паче приглашённому преподавать сразу после окончания вуза, такого доверия обычно никто не оказывает. Наоборот, кто-то из старших коллег будет нести за вас ответственность перед деканатом. И что ему останется делать, как не требовать с вас подробных отчётов, планов семинаров и практикумов и много другой писанины, которой всегда обременены преподаватели?

Кстати, вы заблуждаетесь, если полагаете, будто вам не придётся «нянчиться» с нерадивыми студентами. Преподаватели вузов нередко и с родителями своих «двоечников» встречаются. Да, почти как в школе. А что такое вуз, как не школа, только высшая. Разница лишь в том, что программы предметов в вузе более обширные, глубокие и трудные, и сами предметы, даже известные по школе (математика, к примеру, русский язык, физика и т.п.) нацелены на получение студентами более конкретных знаний, необходимых для успешного освоения конкретной специальности.  Но если кто-то из студентов не успевает, не надейтесь на то, что с вас как с преподавателя за это не спросят.

Другое дело, что студенты – люди всё-таки взрослые. Во всяком случае, они вряд ли посмеют на ваших семинарах шуметь и откровенно дурачиться. И, конечно же, в отличие от школьников, они намного больше заинтересованы получить у вас зачёт. Но не надо забывать, что и возможностей психологически воздействовать на вас у них тоже больше. Речь идёт, прежде всего, о чисто человеческих возможностях. Студенты и студентки пребывают в таком возрасте, когда у них отлично получается строить глазки, делать их невинными и чертовски обаятельными. И потом, представьте себе, что вы только что окончили этот же вуз. Первокурсники моложе вас всего на пять лет. То есть вы с ними почти ровесники. Но вы-то знаете вуз как свои пять пальцев и при этом ещё не перегорели до конца романтикой студенческой жизни. Не захочется ли вам с этими «перваками» просто поболтать «за жизнь», поучить их студенческой жизни как старшему товарищу? А это ведь верная дорога к панибратству. Не удержитесь пойти по ней, на преподавательской карьере можно будет смело ставить крест.

А если сразу же подожмёте губки и поставите перед студентами барьер, явно не соответствующий вашему возрасту и опыту, рискуете вступить с ними в конфликт, который, опять-таки, в первую очередь ударит по вашей репутации преподавателя. Тут необходимо найти золотую середину, что требует не только тактичности, но и гибкого ума. А главное – необходимо завоевать внимание студентов своим безукоризненным знанием предмета в сочетании с умением преподавать его так, чтобы студенты от вас были в восторге. Но это даётся только при одном условии: разъясняете вы так, что скучный на первый взгляд учебный материал легко и прочно укладывается у студентов в голове. Сложности тут могут состоять в том, что читающий лекции по вашему предмету профессор излагает темы не совсем адекватным для ваших студентов языком – они его плохо понимают и бояться сдавать ему зачёт или экзамен. И если вам удастся это непонимание снять, студенты станут вас просто обожать.

Одна из трудностей, с которой нередко сталкиваются начинающие преподаватели вуза, – привычка старших коллег наваливать на младших массу общественно-научной работы, а также курирование студентов. То есть, кроме ведения семинаров, на вас обязательно навесят столько всяких других дел вплоть до дежурства в общежитии и на студенческих вечерах, что мало вам не покажется. А ведь вам необходимо будет ещё и собственной научной работой заниматься. Одной утешение – в отличие от школы зарплату преподаватель вуза получает не за часовую нагрузку, а как твёрдую ставку, либо полставки. Иногда приглашают и на четверть ставки. Полная ставка предполагает, что вы принадлежите вузу в течение всей рабочей недели с утра до вечера, обычный рабочий день, в течение которого вы проводите семинары (по расписанию), участвуете в заседаниях кафедры, общественной жизни вуза, командируетесь на научно-практические конференции, пишете отчёты и планы, выясняете отношения с нерадивыми студентами и принимаете у них зачёты. А собственная научная работа? А это, извините, не оплачивается и потому вы заниматься ею должны во внерабочее время.

Посвободнее со временем у тех, кого пригласили на полставки. То есть, как правило, это работа два-три раза в неделю или каждый день по полдня (или вечера) присутствия в вузе. Семинаров на ставку обычно много не дают – не более десяти пар в неделю, нередко и меньше. Но это не значит, что работать можно только 20 академических часов. Как в школе – отвёл уроки и домой – в вузе не получится.

А теперь о зарплате. Сейчас уже трудно определённо сказать, что получают преподаватели в среднем. Сколько вузов, столько и уровней заработка. Где-то преподавателям-совместителям платят почасовую, как и в школе. Где-то высокую месячную ставку, а где-то ставка сама по себе не выше, скажем, 10 тысяч рублей в месяц, но преподаватели получают дополнительно за замещение ушедших в отпуск или на больничный коллег, лабораторные работы, приём экзаменов, чтение лекций на подготовительных курсах. Одно можно сказать более-менее уверенно: никто из начинающих преподавателей вуза не застрахован от снижения нагрузки и связанного с этим уменьшения зарплаты. И недовольных своим финансовым положением преподавателей вуза заметно больше, чем, скажем, работников банков. Но если вы хотите стать преподавателем, значит, вы заведомо не стремитесь к большим и стабильным деньгам. Разве не так?

Со временем преподаватель на кафедре вуза может вырасти в старшего преподавателя. А это уже и заметная прибавка к жалованью, и новые перспективы карьерного роста. В конце концов, заведующие кафедр тоже в вуз не с улицы приходят. Да что заведующие – деканы тоже вырастают из тех, кто когда-то зелёным аспирантом начинал преподавательскую деятельность в вузе. Так что дерзать на этом поле смысл имеется. Удачи!

2025 ЯСпециалист.ру