ЯСпециалист.ру

Всегда востребованные профессии

Профессия — Учитель

(преподаватель-педагог общеобразовательной школы)

Специальности в зависимости от предмета преподавания: методика и преподавание математики, методика и преподавание русского языка и литературы и т.д., а также получаемые в академических университетах (математика и механика, физика, романо-германская филология и другие)

 

Требуемое образования (уровень образования, тип учебного заведения)

Средне-специальное (учитель начальных классов) – педагогические училища или колледжи

Высшее педагогическое (учитель-педагог начальных классов, педагог-психолог, преподаватель-предметник) – педагогические университеты или институты, академии

Высшее академическое (бакалавр либо магистр в области той или иной научной дисциплины – математики, физики, химии, русского языка и литературы, иностранного языка, истории и т.д.) – академические государственные университеты

Примечание. Преподавание ОБЖ, ИЗО, музыки, физкультуры, домоводства, информатики, слесарно-токарного или столярного дела, автодела подготовки допускает наличие средне-специального образования по предмету. Начальную военную подготовку обычно преподают военные педагоги (обучение в военно-педагогических вузах)

Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии:

Специфических способностей не требуется, необходимо на высоком уровне освоить профилирующую дисциплину, желательно иметь склонность к разъяснению учебного материала и повышенный интерес к предмету преподавания, хорошо владеть устной речью языка, на котором ведется преподавание, обладать интересом к общению с детьми и подростками, к их воспитанию, оказанию им помощи в разных делах, включая и внешкольные. Очень важно иметь достаточно твёрдый характер в сочетании с повышенной терпеливостью, обладать качествами неформального лидера.

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

Литература и русский язык, иностранный язык*, а также предмет, который станет профилирующим в избранном вами вузе, физкультура, психология*, история, библиография*, информатика, для учителей начальной школы – рисование, музыка, танцы*, аппликация*.

Характер и содержание работы по данной профессии:

Написание поурочных планов и конспектов, а также собственных методических разработок, поиск и сбор, возможно изготовление наглядных пособий, ведение уроков, участие в педсоветах и совещания, а также общественных работах школы, встречи с родителями, индивидуальная работа с отстающими учениками, разбор конфликтов, классное руководство, проверка тетрадей, участие в экзаменах и тестировании, подготовка и проведение открытых уроков, написание отчётов о проделанной работе, а также аналитических отчётов о результатах работы с учениками.

Очевидные плюсы:

Творческий характер работы, радость общения с детьми; перспективы педагогического роста, возможность сделать карьеру в системе образования, вырасти в завуча и директора, стабильная растущая зарплата в государственных школах, длинный оплачиваемый отпуск (56 календарных дней), всегда предоставляемый летом.

«Подводные камни»,  очевидные минусы:

Необходимость отвечать за плохую успеваемость учеников, жёсткая конкуренция со стороны других претендентов на ваши часы, внутренние карьерные противостояния между неформальными группами учителей, медленные темпы карьеры, трудности научной работы, избыток рутинной работы, не относящейся напрямую к педагогике, непонимание со стороны родителей и коллег, неадекватная затраченным усилиям зарплата, уровень которой во всех развитых странах оставляет желать лучшего, «окна» между уроками, необходимость тратить массу времени и сил на подготовку документов для повышения разряда, трудности в удержании дисциплины во время уроков.

Возможные профессиональные заболевания: вегетососудистая дистония – риск умеренный

Вилка зарплаты (в рублях в месяц)*

В Москве: 8000 – 35 000 (чаще – 20 000)

В крупных областных центрах: 5000 – 28 000 (чаще – 15 000)

В глубинке России: 4000 – 10 000 (чаще работы нет совсем, за исключением отдельных регионов)

 

 

Казалось бы, про учителя-то знают все, по крайней мере из тех людей, кто учился в школе. Он ведёт уроки с классами или в одном классе почти по всем предметам (если преподаёт в начальной школе), проверяет тетрадки, оформляет свою страничку в классном журнале, проводит классные часы и родительские собрания (если является классным руководителем), может принимать экзамены. И всё? Да, получает маловато. И поэтому мало кто его уважает.

Куцее, надо сказать, представление о профессии учителя. Начнём с того, что учителя в школе всё-таки серьёзно различаются по уровню и характеру работы. Есть учителя начальных классов, а есть учителя-предметники. Это тоже всем школьникам и их родителям известно. Так же как известно и о большой нагрузке учителя помимо уроков, за которую он, надо отдать ему должное, денег не получает. Пока не получает. Хотя, возможно, за разработки учебных планов и конспектов уже начали платить, во всяком случае, когда писалась эта статья, разговор об этом в Министерстве образования шёл.

Так вот, поскольку видимое в работе учителя запоминается хорошо и, стал быть, об этом видимом школьник, думающий стать учителем, знает без нас, то мы расскажем о невидимом. Прежде всего, начальство (чиновники районного отдела образования) требуют от учителя (а от них требует вышестоящее начальство) кучу всяких бумаг, начиная от подробных тематических и поурочных планов и конспектов каждого урока и кончая всякими аналитическими и статистическими отчётами об усвоении учащимися пройденного материала. Учителю также надлежит в обязательном порядке разработать и подготовить всю наглядную составляющую уроков (картинки, карты, макеты, слайды, учебные фильмы, схемы, таблицы и прочие наглядные пособия). И все эти планы и конспекты необходимо каждый год корректировать, а то и вовсе переписывать заново с учётом внесенных в программу изменений и новых требований.

Вопрос, в какое время учитель должен эти бумаги писать. Раньше априори считалось, что вся подготовка к урокам должна выполняться учителем строго во внеурочное время. Но что считать внеурочным временем – так называемые окна между уроками (это когда индивидуальное расписание учителя содержит в себе пустые уроки, то есть он вёдет, скажем первый, третий и шестой уроки, а второй, четвёртый и пятый – просто ждёт своего выхода к ученикам) или же свое личное время после работы?

Боюсь изложить здесь устаревшие сведения, поскольку книга – не газета, пока её пишешь и готовишь к печати, пока продаётся уже отпечатанный тираж – изменения в соответствии с новыми постановлениями и инструкциями соответствующих ведомств в неё не внесёшь. Поэтому прошу извинить, если к моменту, когда вы начнёте читать эту статью, некоторая доля информации в ней уже не будет своевременной. Так вот, своевременной, скорее всего, не будет информация о том, что за подготовку к урокам, за разработку методических планов и написание отчётов учителю не платят. Более того, я даже уверен, что уже после того, как эта книга выйдет в свет, система оплаты труда школьного учителя заметно изменится. В частности, величина её будет зависеть не только от разряда и категории, а также от количества проведённых уроков, но и от итогов работы. То есть, за каждого отличника, реально, при тестировании на компьютере или в другой школе подтвердившего свои знания, учитель по этому предмету (или начальных классов) будет получать премию. Премии будут, видимо, платить и за оформление кабинета, за активное участие в общественной жизни школы, проведение качественных внеклассных и внешкольных мероприятий (конкурсов, олимпиад, тематических вечеров, соревнований и т.п.), возможно и за лучшие показатели здоровья в классе (классному руководителю, завучу и директору).

То есть, если сейчас, пока я пишу книгу, учителя получают только за отработанные часы и классное руководство, которое отнимает времени гораздо больше, чем за него реально платят, то в недалеком будущем зарплата учителя станет состоять из двух частей – базовой и стимулирующей. Более того, предполагается даже, что заметную часть стимулирующих доплат каждому учителю будет утверждать школьный совет, в который обязательно входят учащиеся и родители. Уже проводятся в стране эксперименты, когда  в конце учебного года каждый ученик анонимно выставляет каждому своему учителю оценку за преподавание, и среднее арифметическая оценка показывает, насколько хорошо ученики относятся к учителю. Выходит, что и среди учителей в таких школах есть свои отличники, хорошисты, троечники и… может даже и двоечники. Разумеется, если вся школа, то есть все учащиеся, у которых учитель вёл предмет, поставили ему двойку, это однозначно говорит о его профессиональной непригодности. Почему? А вдруг эти школьники сговорились?

Вопрос, а что их к этому подтолкнуло? Стремление просто похохмить? Или желание отомстить за требовательность? Даже если верно любое из этих предположений, это несомненно говорит об одном: педагог не сумел наладить нормальный, серьёзный контакт с детьми. И, значит, в школе ему не место.

Позвольте, спросите вы, но ведь учителей остро не хватает. Если так жёстко подходить к оценке работы учителя, кто же останется работать при такой низкой зарплате?

На  счет этого, думаю, беспокоиться не стоит. Во-первых, как наконец-таки удалось выяснить Министерству образования и науки, кадровая проблема в школах России стоит не настолько остро, чтобы можно было опасаться обидеть учителей введением системы оценки их работы учениками и родителями. Более того, если посчитать количество жителей России, имеющих диплом учителя, то получается, что на фоне ежегодного снижения количества первоклашек (демографического спада) учителей у нас даже избыток. Причём, если недавно говорили о дефиците математиков и «англичан», то сегодня их не хватает только в Москве и в сельских школах. И тут надо отчётливо понимать, что вакансии (т.е. свободные места) по этим, да и другим тоже, предметам долго открыты, как правило, там, где для работы в штате явно недостаточная нагрузка. В смысле, мало часов. Скажем, чтобы получать полную ставку по сегодняшней Единой тарифной сетке, учитель должен проводить в неделю не меньше 18-ти уроков.

Но во многих школах ситуация складывается так, что новому учителю могут предложить только, скажем, от 6-ти до 12-ти часов. Даже если завучу удастся эти уроки поставить в расписание так, что отвести их можно будет за 1- 2 выхода на работу (к примеру, в промежутке времени с 9.00 до 14.00) всё равно ясно, что пойти на такую нагрузку может только либо женщина в принципе обеспеченная, либо по состоянию здоровья (своего или детей) не имеющая возможности работать каждый день, либо учитель, который работает в другой школе, но при этом имеет достаточно свободного времени, чтобы где-то подрабатывать. Но редко в какой школе удаётся составить расписание так, чтобы учителя вели уроки без «окон». Отсюда и кадровая проблема: мало того что нагрузка предлагается маленькая (т.е. денег будет едва хватать на дорогу), так ещё и не оплачиваемые «окна» высиживай, дожидаясь очередного выхода к ученикам.

Понятно, что на селе всё гораздо сложнее. Там просто может в принципе не оказаться живущего поблизости учителя того же английского языка. Но эту проблему государство уже всёрьез, выделив для этого немалые деньги из бюджета страны, намерено решать. Возможно уже сейчас, когда вы читаете эту книгу, сельским учителям, в первую очередь остродефицитных специальностей, доплачивают что-то типа надбавок за работу в сельской местности. Во времена СССР она составляла примерно 20% к зарплате. Потом эту надбавку сняли. Но если введут вновь, то она будет заметно больше старых 20%. А если учесть, что на селе:

А) можно легко вести личное подсобное хозяйство (огород, сад, теплица, куры/гуси и т.п.);

Б) специалист не тратит денег на проезд к месту работу;

В) ему нет надобности питаться в кафе, либо дорогих городских столовых, а значит, на питание сельский житель тратит намного меньше городского, особенно жителя мегаполиса;

Г) жизнь во многом более здоровая, чем в городе, и привлекательность села для молодого специалиста со временем будет возрождаться, — то различные льготы и доплаты сельскому учителю становятся весьма существенным стимулом для не только молодых специалистов. И мы не берём пока во внимание ещё один важный фактор, способствующий решению кадровой проблемы русской сельской школы. Это – новая миграционная политика федеральных властей, направленная на создание условий для активного переселения в Россию наших соотечественников, ставших в результате распада СССР гражданами других государств.

Уже сегодня мигрантам предлагают не только хорошее жильё и работу в российских сёлах по таким профессиям, как врач общей практики, учитель, программист, инженер, агротехник, зверовод и другим, но и подъёмные с частичной компенсацией переезда, льготные ипотечные кредиты и кредиты на обзаведение хозяйством. Если эта программа наберёт обороты, то сельские школы получат новые квалифицированные кадры, а выпускники педагогических вузов – серьёзных конкурентов, претендующих на вакантные места в глубинке страны.

Итак, не стоит надеяться на то, что кадровая проблема в образовании позволит выпускнику с дипломом учителя работать, как говорится, спустя рукава, не развивая собственные учебные программы и не думая о том, как улучшить результаты преподавания. Второе – это зарплата. Новая система и вводится для того, чтобы настоящий, преданный профессии и детям учитель в итоге зарабатывал не меньше менеджера преуспевающей коммерческой фирмы, во всяком случае, он должен зарабатывать столько, чтобы у него не возникло необходимости тратить силы на какую-то подработку. Но в то же время новая система оплаты труда учителя должна привести к оттоку из школ учителей, априори не способных эффективно работать с детьми. А как определить, эффективно ли работает учитель? Ведь вполне может статься так, что в его классе (классах) просто изначально слабые ученики.

Да, долгое время степень квалификации учителя определяли только специалисты образования – коллеги учителя, руководители школы, инструкторы роно. Чтобы повысить разряд, требовалось написать заявление, приложить к нему массу документов (поурочные планы, аналитические отчёты, выписки из журналов с оценками, справки от руководства, рекомендации коллег и др.), затем учителю назначалось время, когда он проведёт несколько открытых уроков, за которые ему выставляли оценки специалисты из районного отдела образования. Мнения же родителей и учеников во внимание не брались. Но все ведь ясно, что открытые уроки – не показатель повседневной работы учителя, а документы, подписанные только администрацией школы, — мало о чем вообще говорят. Поэтому сложилась практика, когда школа многие года подряд выпускает сплошь середнячков, многие из которых, чтобы поступить в институт, вынуждены брать репетиторов, а учителя получают зарплату по высшему разряду. И наоборот – ученики и родители постоянно рассыпаются в благодарностях, выпускники, учившиеся у учителя, получают на вступительных экзаменах в вуз хорошие и отличные оценки, а руководство считает этого учителя недостойным более высокого разряда.

А в результате – подавляющее большинство учителей получают зарплату на уровне продавщицы в средней руки магазине, а то и уборщицы офиса (в 2007 году наиболее распространенная зарплата учителя в провинции России находилась на уровне примерно 5000 – 7000 рублей в месяц на руки), престижность профессии на очень низком уровне, образование в тупике, а огромное количество выпускников школ и их родителей «клянёт» школьных преподавателей за то, что плохо подготовили к будущей жизни, важным моментов в которой является, конечно же, поступление в вуз. И при этом учителя жалуются не только на невысокую зарплату, но и на перегруженность всякой, ненужной с их точки зрения, писаниной и другими, не во всем связанными с учебным процессом делами. И, чего греха таить, нередко откровенно завидуют своим более удачливым по жизни коллегам, внося в моральную атмосферу школы ненужную нервозность.

К чему это я говорю школьнику, которой интересуется профессией учителя? А к тому, что в школе многое меняется, и, когда вы, окончив соответствующий вуз или колледж, придёте работать в школу, её будет не узнать. В первую очередь, вместе с зарплатой вырастут и требования. Причём требования вырастут, как вам покажется, намного больше, чем зарплата. И главное – заметно усилится конкурс на вакантные места.

Разумеется, конкурсы на работу учителем всегда будут во много раз меньше, чем на работу, скажем, актёром, режиссёром, генеральным директором. Но найти работу в строгом соответствии со специальностью и в желаемом населённом пункте (районе города) станет намного сложнее. А ещё сложнее станет удержаться на полученном месте учителя и добиться стабильности на своём профессиональном пути. То есть, я имею в виду стабильного профессионального роста.

Какими способностями должен обладать учитель? В первую очередь, природной склонностью растолковывать непонятное в учебной программе даже детям, которые в силу своих индивидуальных особенностей в умственном развитии заметно отстают от сверстников. Для начала скажем так: вам должно уже сейчас, ещё в школьные годы, нравиться возиться с малышней, разъясняя самым «глупеньким» из них всё то, что они плохо понимают. И у вас должно получаться это так, что разъяснение не проходит впустую. То есть, младшие должны не просто слушать вас, раскрыв рты, а усваивать всё то, о чём вы им рассказываете. А для этого нужно плюс ко всему иметь ещё и завидное терпение. Хотя, слово «терпение» здесь не очень подходит. Если вам нравится учить, то причём здесь терпение?

К сожалению, у абитуриентов педагогического вуза не принято выявлять педагогические способности, никто и не знает, как их выявить у вчерашнего школьника, который учителем, понятное дело, никогда не работал. Главным всегда считались и считаются знания школьной программы. И на практике нередко выходит так, что окончивший пединститут специалист оказывается не способным удержать в классе дисциплину – какая в таких условиях может быть успеваемость?

Но те, кто спит и видит себя учителем в школе, как правило, думают, что у них-то уж всё получится, уж они-то сумеют заинтересовать учащихся, тем более что прекрасно знают все «финты», которые школьники любят подстраивать новым, особенно молодым, учителям. А на деле получается как и в актёрской профессии – всё развивается как-то неожиданно, к чему вы оказываетесь явно не готовыми. И это не столько оттого, что школьники сами по себе так быстро меняются, что даже вчерашние выпускники школы не успевают под них подстроиться, сколько от элементарного недостатка педагогических способностей, которые, в отличие, скажем, от способностей актёра, художника или музыканта, никакими тестами не выявишь. Вот просто у одного учителя получается наладить контакт с детьми, даже с самыми отпетыми, а у другого – чего бы ни делал – никак не получается.

Но, если вдруг работа в школе после окончания вуза начнёт вызывать у вас аллергию, и вам натуральным образом захочется сбежать из образования куда угодно, лишь бы не проводить уроки, не пасуйте: люди с педагогическим образованием успешно работают в разных отраслях. Из них получаются неплохие секретари, менеджеры по персоналу, по связям с общественностями, корреспонденты, менеджеры по продажам и рекламе, консультанты-промоутеры, риелтеры, администраторы коммерческих структур, даже директора – интернатов для престарелых, отделов социального обслуживания, домов культуры, книжных и других магазинов и фирм, специализирующихся по многим другим направлениям. Хотя сами учителя, много лет проработавшие в школе, почему-то склонны считать, что кроме преподавательской работы ни на что другое не способны. Поверьте мне, это далеко не так. И я сам лично знаю многих учителей, которые, уйдя из школы, прекрасно устроились в совершенно другой области и не жалеют об этом.

Это вовсе не значит, что всем подряд стоит подавать документы в педагогический. Просто далеко не каждый нашедший себя в школе учитель, будучи школьником сам, имел возможность проверить себя на предмет его способностей увлекать младших. И наоборот, многие из тех ребят, которые в школе были заводилами и к тому же активно подтягивали своих товарищей по разным предметам, не только не стали хорошими учителями, но и вообще не пошли в педагогический институт, отдав предпочтение другим, нередко совсем не связанным с педагогической работой профессиям. Многие, кстати, вообще пошли в производственную сферу.

Так что если в школьные годы вам интересна профессия учителя, не бойтесь потом разочароваться. Просто хорошо учитесь и поступайте, куда пожелаете. В педагогический институт или колледж – нет проблем. В любом случае базовое образование вы там получите очень даже не плохое.

Сколько будете получать? Это смотря как устроитесь и чего в процессе профессионального роста добьётесь. Думается, в скором времени школьные учителя в среднем будут получать столько, что уйти из школы только по материальным соображениям вряд ли кто захочет. Но следует иметь в виду, что ни в одной стране мира, даже в странах демократической Европы, школьные учителя не имеют баснословных заработков. Как бы государство ни повышало зарплату учителям, она всё равно будет отставать от зарплаты во многих других отраслях. Но ведь никому в Европе и США и не приходит в голову пойти в учителя, чтобы много получать. Усвоили? Тогда вперёд, на покорение школьного олимпа.

2024 ЯСпециалист.ру