ЯСпециалист.ру

Всегда востребованные профессии

Профессия — Археолог

Мы с вами добрались до раздела, отношение к которому у многих людей неоднозначное. И сама эта отрасль доступная малой части человечества, хотя Россия относится к странам, в которых на протяжении всей известной нам сегодня человеческой истории рождаются гении науки, изобретатели, рационализаторы и творцы научно-технического прогресса.

Кто-то называется наших учёных захребетниками, ничего не вкладывающими в экономику. Кто-то наоборот относится к ним со священным трепетов в душе. И немало в России прагматиков, рассматривающих науку просто как сфера приложения умственного труда элитной категории.

В нашей стране учёные никогда особенно хорошо в материальном плане не жили. Как и всё общество, научное общество тоже портило себе репутацию так называемыми скандалами чести и совести. Учёные всегда разделялись на преданных своей научной специальности практиков и удобно пристроившихся в науке коррупционеров. Между ними всегды было и будет напряжение. Первые всегда будут справедливо возмущаться тем, что вторые присваивают себе чужие лавры и отнимают у настоящих учёных-экспериментаторов выделенные государством деньги, а вторые всегда будут первых обвинять в проведении некорректных и пустых с точки зрения оправдания затрат исследований, а государство в том, что оно не финансирует науку должным образом.

Как бы то ни было, наука всегда мало-помалу развивалась и «тащила» за собой всё общество. Без академической науки не может обойтись прикладная наука, а без прикладной науки не обходится современное производство. Нет инноваций – нет развития средств производства и транспорта. Нет развития средства производства и транспорта – человечеству грозит глобальный экономический кризис.

И сегодня все надежды на науку.

Но наука не только выявляет закономерности физических и химических процессов на планете и в живых организмах. Есть наука, которая заглядывает в прошлое и помогает нам извлечённым из него опытом. И именно с такой науки мы начинает этот раздел.

 

Археолог

Специальности: археология, история

Специализация в зависимости от направления исторического поиска (эпоха Возрождения, новейшая эпоха, древний Рим, древний Египет, древняя Русь и т.д.)

Требуемое образования (уровень образования, типа учебного заведения)

Высшее специализированное учебное заведение по специальности «археология», либо исторический факультет университета (педагогического университета).

Примечание. В археологических экспедициях возможно участие сотрудников, не имеющих специального археологического или исторического образования.

Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии:

Каких-то особых физических, интеллектуальных или психических качеств не требуется, однако желательно иметь повышенный интерес к поиску артефактов, обладать природной терпеливостью и аккуратностью, любить экспедиции, жизнь в палатках. Необходима также природная коммуникабельность, уживчивость с людьми. Ну и, конечно же, археолог должен обладать специфическим чутьем на старину.

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

История, география, биология, химия, рисование, литература и русский язык, иностранный язык, ОБЖ, физкультура, музыка*, геометрия*.

Характер и содержание работы по данной профессии:

Поиск мест, в которых наиболее вероятно нахождение археологических ценностей, участие в археологических и этнографических экспедициях, выполнение раскопок, обработка найденного материала, написание научных отчётов и статей, ведение научного направления в НИИ.

Очевидные плюсы

Творческий, благородный характер труда, конечным результатом которого является серьёзная научная работа, подкреплённая вещественными доказательствами, артефактами. Возможность сделать научную карьеру и совершить археологическое открытие.

«Подводные камни», её очевидные минусы

Трудности мук творчества, так как не все разработанные экспедиции могут быть профинансированы государством или спонсорами. Высокая вероятность прихода к научному тупику и разочарованию в профессии. Не исключается возможность остаться без работы. Чрезвычайно трудный путь к вершинам научной славы, поскольку экспедиции в труднодоступные места осуществляются, как правило, уже зарекомендовавшими себя учёными.  Тяжёлый физический труд, нередко в первобытных условиях, не всегда приводящий к желаемому результату. Весьма скромные заработки.

Возможные профессиональные заболевания: опорно-двигательного аппарата, гастрит – риск незначительный

Вилка зарплаты (в рублях в месяц)* без учёта гонораров звёзд археологии

В Москве:  7000 – 20 000 (чаще 9000)

В крупных областных центрах: 5000 – 18 000 (чаще 7000)

В глубинке России: работа, как правило, отсутствует.

 

Вот перед нами профессия, которой когда-то грезили сонмы романтически настроенных выпускников школы. Когда-то. То есть, я хочу сказать, что сейчас эта профессия не настолько популярна среди абитуриентов (или будущих абитуриентов), как, скажем, в 70-е – 80-е годы легендарного XX века. Интерес к такому школьному предмету, как история, ныне среди молодёжи заметно снижен. И не потому, что стали хуже историю преподавать. Изменились приоритеты интересов. Рыночные отношения действительно изгоняют из наших дум романтику прошлого. И копаться в архивах, равно как и в земле, становится не привлекательным занятием.

Но неверно думать, что и раньше археологами мечтали стать школьники, помешанные на любви к истории. Многим просто нравилось ходить в археологические экспедиции. Правда, те, кому удавалось в такую экспедицию попасть, во время раскопок начинали вдруг понимать, что это дело не для них: слишком трудоёмкое, однообразное, грязное, в «слишком природных» условиях. И главное – результаты непредсказуемы. А чаще всего не настолько интересны, как представлялось до начала экспедиции.

Но так уже человек устроен: то, что манит его вначале своей кажущейся дилетанту загадочностью, на деле вдруг начинает вызывать либо зевоту, либо отвращение. Лучше всего, когда вызывает самые обычные чувства работы. Вот, мол, работаю, знаю своё дело, добиваюсь каких-то результатов, получаю за это деньги и некое рабочее удовлетворение – оттого, что работаю по полученной специальности.

Наверное, и участники первой экспедиции на Марс, да даже на обитаемую, цветущую планету другой солнечной системы – придут к таким же ощущениями. Телячий восторг от романтики космического полёта и высадки (подумать только!) на другую планету быстро сменится банальным «мама, я хочу домой, в уютную квартирку с горячим душем, ароматными пирожками с кофе из настоящей земной воды и возможностью болтать по телефону со всеми своими друзьями».

Но всё-таки, кто такой археолог? Будем откровенны. Археолог – это обычный человек. Но на самом деле в какой-то степени «помешанный» на истории. И не просто истории, а на артефактах. То есть, вещицах из далёкого прошлого. Мало того, археолога интересуют не просто вещицы, которыми пользовались предки. Ему нужны именно те вещицы, которые до нас не дошли. Как это может быть? Да очень просто. Есть старинные предметы, которые предавались из поколения в поколения, и в наше время попали, что называется, из человеческих рук. Вот так находят артефакты этнографы. Поехали в глухую деревню, поспрашивали – выудили из сундука какой-нибудь местной старушки, скажем, кувшинчик, сотворённый лет за двести до рождения этой бабули.

А если некий старинный кувшинчик откопали в пластах так называемого культурного слоя, сформированного жизнедеятельностью предков, живших лет, эдак, пять тысяч тому назад? Тут можно сказать только одно: найти такую вещь способны только археологи. Потому что в сундучке у живой бабули столь древняя вещица вряд ли обнаружится.

Стало быть, археологи, прежде всего, копают. Ищут на Земле места, где вероятнее всего под толстым слоем грунта могли сохраниться древние артефакты. И, определив эти места, проводят там специальные раскопки. Что, сразу заметим, и тяжело физически, и требует особой профессиональной аккуратности. Не дай Бог лопатой задеть дожидающийся археологов артефакт! Если что-то интересное удаётся обнажить из-под земли, с него буквально пылинки сдувают. Тут ещё и особый навык требуется, который просто учёбой в институте не выработаешь.

И что бы ни говорили по поводу специфических способностей к археологии (дескать, это не музыка, не живопись и т.п. – тут способности не потребны), а талант археологу очень даже кстати. Но выявляется он только в работе. Но эта работа не ограничивается раскопками. Чутье археолога проявляется, прежде всего, во время работы с научными статьями и архивами по той или иной исторической тематике. Но интуиция, как мы уже говорили, это тысячекратно ускоренная логика. А логика применима только при наличии знаний.

То есть, талантливый археолог, не знающий разрабатываемой темы (времени, территории, культуры – по которым ведётся поиск артефактов), — также нереален, как и музыкант, не знающий нотной грамоты и не овладевший школой игры на инструменте.

Так что не думайте, будто археология – это исключительно и непременно романтика археологических экспедиций и поиск всяческих древних вещиц. Палатки, песни у костра и раскопы с удивительными находками – это лишь внешняя видимость археологии. А под ней-то – годы напряжённой учёбы и работы с научными монографиями плюс тяготы «пробивания» сметы на разработанную вами и вашими коллегами экспедицию. Да и песни у костра после тяжёлых и, вполне возможно, не принесших результата раскопок далеко не всегда кажутся радостными. Иногда они напоминают завывание волков, упустивших добычу. Так-то вот, друзья мои.

Не берёте это в голову? Не боитесь трудностей  археологии? Пыльные архивы и работа с документами не отпугивают? Тогда вперёд. Учите, как следует, историю, литературу и русский, иностранный язык, ОБЖ, занимайтесь физкультурой, лучше всего походами и ориентированием на местности, весной и осенью активнее копайте огород у бабушки в деревне или палисадник около дома. И после получения аттестата зрелости бегом подавать документы на исторический факультет университета, либо в историко-архивный институт.

            Но знайте: чтобы попасть в мало-мальски профессиональную археологическую группу, которая периодически ходит в экспедиции, вам надо будет серьёзно потрудиться и побегать за научными руководителями. Тут и о деньгах забудешь. Это вам не геология, не разведка недр, богатых дорогими на рынке природными ресурсами. Это чистая наука! Как на ней заработаешь? Тут вы либо археолог, либо зарабатыватель денег. Одно из двух.

Ну, понятное дело, если чего-то в этой сфере добьетесь (скажем, годам к пятидесяти), то будете получать среднюю по стране на тот момент зарплату. Может, гранты умудритесь получить, может, и государственную премию. А может, и книжку удачно выпустите. О том, что, скажем, в пустынном Муромском лесу нашли могилу описанного Пушкиным (а точнее, его персонажем Фарлафом) в поэме «Руслан и Людмила» злого лешего, с которым Фарлаф, якобы, три дня бился за Людмилу. Всё может статься, граждане-романтики. Интересной учёбы вам!

Историк – самая многочисленная группа представителей гуманитарных наук, от школьных учителей истории до академиков Российской Академии наук. Но если отделить тех, кто занят передачей исторических знаний от тех, кто на самом деле занимается приращением исторических знаний, то историков окажется на самом деле не так уж и много.

Учат историков во многих учебных заведениях. Есть классические университеты с историческими факультетами, на которых проводят спецкурсы по латинскому, греческому и старославянскому языкам, а лето проходит в практиках – участии в археологических раскопках или палеографических экспедициях по селам Крайнего Севра или Сибири.

Историков готовят  в педагогических вузах – как будущих учителей истории для средней школы. Но научная работа возможна и здесь. Те, кого влечет наука, имеют возможность поступить в аспирантуру, очную или заочную, если со времени окончания вуза прошло несколько лет.

Работа  историка – это работа с историческими фактами. То, что остается от прошлого – становится ими. Любые свидетельства прошлого: письма, газеты, книги, рисунки и картины, документы, музыка и разные изобретения, одежка, украшения и оружие, остатки деятельности. – а чем дальше от нас отделен изучаемый период , тем они более редки, – становятся историческими фактами. С их помощью воссоздается картина прошлого, которое стало настоящим.

Для чего нужна история?

Прошлое определяет настоящее, настоящее зависит от прошлого – это вроде бы обычное утверждение не всегда разделяется нашими современниками. Но в гуманитарной сфере, да и не только в ней, история вопроса, его происхождение и развитие, как правило, становятся ответом. История начиналась с фиксации рассказов о предках, о прежних героях и их деяниях. Она была необходима в отношениях между государствами: кто же должен был следить за судьбами заключенных договоров, вести перечень событий в то или иное царствование. Тем, кто был в состоянии это принять, история помогала излечиться от самомнения и презрения к прошлому; знание жизни других людей помогало избавиться от собственных комплексов.

Есть много замечательных высказываний о значении и роли истории. «Кто не знает собственного прошлого, обречён пережить его вновь», «Выстрели в прошлое из пистолета и будущее выстрелит в тебя из пушки», «История учит только тому, что никто из неё ничему не учится».

Как растёт историк и до какого уровня обобщения и понимания событий он поднимается, показывает творческая судьба Льва Николаевича Гумилёва. С юности он заинтересовался судьбой кочевых народов – хуннов, тюрков и других, населявших издавна центральную часть Евразийского континента. Он принимал участие в полевых исследованиях истории хазарского государства и сделал важные открытия, которые помогли определить местонахождение столицы Хазарского каганата и его территорию. Размышления над сделанными открытиями, изучение доступных источников и точек зрения других учёных и не только историков, – Гумилёв активно сотрудничал и обсуждал с представителями других наук проблемы и влияние географического ландшафта, климата, космического излучения и солнечной активности на жизнь, культуру, способ существования народов, изучал другие теории и предположения относительно генезиса человечества. Результатом стала его теория этногенеза – теория происхождения и развития народов и цивилизаций.

Новый народ возникает благодаря пассионариям – людям, наделённым высоким уровнем жизненной энергии; пассионарный толчок – следствие мутаций, происходящих в людях под действием космического излучения. Сначала новая культура развивается скрытно, не проявляя себя на исторической арене. Затем происходит выход этноса на историческую сцену. Благодаря его энергии и силе происходят изменения в жизни и других культур и народов: возникают войны, созидается новая культура, воплощенная в архитектуре и искусстве. Это время равновесия, гармоничного и прекрасного развития цивилизации, многих ее достижений. Со временем сила первоначального пассионарного толчка, частично воплощенная в завоеваниях цивилизации, ослабевает, энергия рассеивается и наступает время падения, упадка цивилизации, в котором она или уступает более сильным молодым культурам, либо становится реликтом, мирно продолжающим свои годы и дни в единстве с природой без социальных потрясений и взрывов. Период «рассеяния» первоначального пассионарного толчка составляет порядка 1500 лет. Это «конец и вновь начало» – писал Л.Н.Гумилёв о судьбе этноса.

Становление ученого-историка начинается с определения круга своих интересов. Нельзя знать в деталях всю историю, такая задача непосильна для любого человека. Но что-то может вызывать особый интерес – период в жизни народа или человечества — Средние века в Европе или Старое царство Египта,, отдельные люди, какая-то сквозная тема, например, военная история или история воздухоплавания, развитие буддизма в Японии или шаманизм народов Крайнего Севера. Именно вокруг этой темы самого историка концентрируется его работа. Потому что быть историком, значит знать все, что известно об этом периоде или теме до тебя; все, что думают об этом коллеги и предшественники; вводить в научный оборот новые исторические факты и тем самым изменять представления об этом историческом периоде и отвечать на вопрос о влиянии прошлого на настоящее и будущее.

Диссертация ученого – признание со стороны коллег его профессионализма, знаний, умения работать, делать логические выводы, выдвигать теории и защищать свои взгляды. Ученый пишет статьи по своей теме — популярные – для пропаганды своих открытий и представлений в обществе, и сугубо научные – для оповещения научного сообщества. Принимает участие в семинарах и конференциях специалистов по своей тематике. Это – научная жизнь и карьера. Обычно при этом ученый ведет и другую работу: преподавательскую, крупный ученый работает с начинающими в качестве научного руководителя. Стать ученым быстрее – правильная постановка задачи для начинающего историка. Для этого нужно максимально быстро определиться для себя с будущей тематикой своих исследований и выбрать себе научного руководителя, благодаря которому произойдет движение вглубь истории и специальности.

Историк – это призвание. Как и всякое другое дело. Единицам дано восходить на Эверест, скитаться годами в океане, или лететь в космос. Но точно также дар историка дается не всем, это такая же редкость, как и другой человеческий талант. Как известно, Господь дал каждому человеку способности. Но только не сказал какие. Сказал только: «Ищи себя». И если Господь дал человеку дар, то счастье в том, чтобы раскрыть, в конце концов, его в себе. Нет ничего печальнее человека, не нашедшего себя.

И дар историка – не из последних, которые нам даровал Господь.

 

2024 ЯСпециалист.ру