ЯСпециалист.ру

Всегда востребованные профессии

Профессия — Учёный-естествоиспытатель: биолог, океанолог, географ, метеоролог

Специальности: общая биология, океанология, орнитология, экология и другие, связанные с изучением и охраной растительного и животного мира, география, экономическая география

Требуемое образования (уровень образования, типа учебного заведения)

Высшее (научный сотрудник, специалист, бакалавр либо магистр биологии, океанологии или географии) – биологические и географические факультеты соответственно любого академического университета, гидрометеорологические вузы.

Примечание. Океанологов также готовят гидрометеорологические институты. Закончить аспирантуру можно также в Институте океанологии им. П.П. Ширшова.

Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии:

Специфические способности не обязательны, желательно иметь неподдельный интерес к миру природы, растениям и животным, а также к особенностям климата и природного мира разных стран и регионов планеты.

Как правило, высокий конкурс при поступлении, высокий проходной бал, высокие требования экзаменаторов, как на вступительных, так и на курсовых экзаменах.

Характер и содержание работы по данной профессии:

Работа на биостанциях и НИИ, связанная с постоянными выходами на природные объекты, наблюдением за группами растений и (или) животных, проведение научных экспериментов, сбор информации и её анализ, подготовка научных отчётов и докладов для выступления на научных конференциях, написание статей в научные издания и многое другое, связанное с  изучением жизни на Земле.

Океанологи и метеорологи работают на гидрометеорологических и метеостанциях, в НИИ географического и океанологического профиля, занимаясь научным поиском как в научных архивах, так и во время выходов на природу, участвуют в различных географических экспедициях и экспериментах, составляют вместе с геодезистами-картографами карты разных местностей, проводят разные научные измерения, лабораторные исследования, пишут отчёты о результатах своих исследований и научные статьи в научные журналы, выступают на научно-практических конференциях, могут вести преподавательскую деятельность в вузах.

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

Биология, география, ОБЖ, история, русский язык и литература, физкультура, занятие в кружке юного натуралиста*.

Очевидные плюсы

Для увлеченных этой наукой людей такой вид деятельности весьма интересен, он сам по себе украшает жизнь учёного. В океанологии есть шанс попасть в морскую экспедицию а даже спуститься в глубины океана на батискафе.

«Подводные камни», очевидные минусы

Требует высокого интеллекта и постоянного пополнения знаний. Далеко не всегда позволяет достаточно для нормальной жизни зарабатывать. Профессия довольно напряжённая, участие в экспедициях нередко связано с риском для здоровья и жизни, в то же время далеко не каждому биологу удаётся попасть в интересную научную экспедицию, многим приходится довольствоваться работой в лабораториях с выходами в городские парки или выездами на банальное поле, луг, в лес, расположенные неподалеку от места жительства, а то и вовсе работать в экологической милиции. К тому же океанология требует крепкого здоровья.

Возможные профессиональные заболевания:  связанные с последствиями заболеваний, которые возникают в связи с заражением тропическими инфекциями или паразитами, для полярников – связанные с перенесенным обморожением или получением излишней дозы солнечной радиации, а также гастриты и холециститы, вызываемые нерегулярным низкокачественным питанием во время не совсем удачных экспедиций.

Вилка зарплаты (в рублях в месяц)*

В Москве: 15 000 – 35 000 (чаще 20 000)

В крупных областных центрах: 10 000 – 20 000 (чаще 15 000)

В глубинке России: 4 000 – 8 000 (поиск работы в ряде регионов весьма затруднён, если не считать экологическую милицию и лесное хозяйство)

 

 

Почему же три профессии в одном флаконе? Ведь на океанолога учат, к примеру, в Санкт-Петербургском гидрометеорологическом институте, а на биолога – и на биологических факультетах университетов, и в педагогических институтах (университетах). Наверное, есть разница?

 

В принципе да, разница есть. Но не настолько существенная, чтобы развести профессии, что называется, по разным углам. Ведь и океанолог, и географ в своей научной работе так или иначе связаны с биологией. То есть, наука биология в их учебной программе является одной из главных. И работа после вуза тоже связана в первую очередь с биологией в целом, а уж потом с её специфическими разделами, обозначенными в специализации. И если вы поступите в вуз по специальности «океанология», это будет означать лишь некоторую конкретизацию вашего будущего профиля научно-исследовательской работы Но те, кто учатся на биолога, вполне потом могут попасть и в океанологию, и взять для себя специализацию в географических исследования, то есть исследование среды обитания животных в определённых географических зонах.

Другое дело, что от географа обычно не требуется столь подробных знаний в области биологии, как от биолога. А океанолога прежде всего волную именно океанические животные, а не весь животный мир Земли.

Кажется, что в этих профессиях нет никакой тайны. Биолог – он и есть биолог. Работает либо на кафедре университета (вполне возможно и того, который закончил), либо в каком-нибудь биологическом НИИ. И, соответственно, часто живёт на биостанции, бродит по природным угодьям (лесам, горам, долинам, лугам, степям, берегам рек и озёр и т.п.), берёт периодически пробы грунта, воздуха, наблюдает за разными животными и растениями, потом, на основе собранного за какой-то период научного материала, пишет аналитические отчёты и статьи для научных журналов. Почему бы в таком случае не приписать к этой статье и эколога?

 

Действительно, почему? В принципе, эколог – это, по сути, тоже одна из разновидностей биолога, географа или океанолога. Сегодня экология – это не просто наука о природе планеты, нашего с вами дома («экос» в переводе с древнегреческого – дом). Экология – это ещё и система защиты нашего дома от нас же, его жильцов. И последнее время её значение настолько усилилось, что она фактически превратилась в отдельную профессию. Хотя многие выпускники биологических и географических (метеорологических) факультетов в конечном итоге становятся экологами, всё-таки эту профессию и своего рода гражданское призвание есть смысл описать отдельно.

 

Итак, вы уже, конечно, знаете, что биологи делятся на ботаников, зоологов и специалистов, изучающих человека как живое существо. Есть ещё и преподаватели биологии в средней школе, которые, как правило, не делятся по направлениям, а преподают и ботанику, и зоологию, и анатомию человека, и общую биологию. Но преподаватель в школе – это по профессии прежде всего учитель (преподаватель, педагог). Биология для него – только предмет, в который он посвящает школьников. Наблюдать за каким-то видом флоры или фауны и писать научные отчёты, не связанные с усвоением школьниками учебного материала по биологии, — преподаватель биологии не обязан. Соответственно, и характер работы у него отличен от характера работы именно биолога, а тем более орнитолога и океанолога.

 

Биолог, океанолог и орнитолог – это сугубо научные специальности. Вакансии по ним обычно действительно найти можно только в НИИ соответствующего профиля. Ещё они могут работать в зоопарках и заповедниках, в ботанических садах. Главное, чем они занимаются – это на самом деле наблюдение за тем или иным видом жизни, за группами и комплексами живых существ и условиями их существования, размножения, развития и так далее.

 

И для людей, безумно влюблённых в процесс познания живой природы, любая из этих специальностей окажется интересной по содержанию будущей работы. Закончив успешно вуз по какой-либо из этих специальностей, вы сделаете шаг не только в научное общество (а это особое общество, у его представителей свой образ не только мышления, но и жизни) – вы сделаете шаг навстречу своей мечте, скажем, побывать посреди океана, вдали от обжитых человеком мест, спуститься в батискафе глубоко под воду, даже подняться высоко в небо в гондоле научного дирижабля. Заманчиво, не так ли?

 

Но давайте будем откровенны: наука – это тяжелейший труд, причём нередко не только умственный, но и физический. Биологические экспедиции, даже происходящие на современных, напичканных умной аппаратурой, лайнерах, — это мероприятия повышенного риска. Биолог, идущий даже в хорошо знакомый лесопарк – всегда рискует здоровьем и жизнью. Представляете, к каким последствиям может привести встреча биолога, скажем, с диким кабаном, одна из самок которого недавно опоросилась? Кстати, любое, даже самое мирное на первый взгляд животное, может напасть на человека без видимой на то причины. Случаи нападения на биологов лося фиксировались и в таком родном для многих москвичей Лосином острове.

 

А ведь биологи общаются и с куда более агрессивными представителями фауны, включая ядовитых змей и… (да-да) крокодилов. Это уж какую специализацию вы выберете. Орнитологи, к примеру, всегда рискуют получить серьёзную травму от, скажем, орла, сокола, страуса. Последняя птица способна ударом ноги и убить насмерть. И это только одна из таких опасных и агрессивных птиц, изучать жизнь которых в их естественных условиях обитания отправляются орнитологи.

 

Но есть зоологи, изучающие жизнь тигров, медведей, других свирепых хищников. Серпентологи из разных стран нередко становятся жертвами гюрзы, эфы, кобры, а то и питона, анаконды. Наша среднерусская гадюка в сравнении с этими своими собратьями по виду выглядит безобидным живым жгутом. Но биолог тем и отличается от всех других людей, что в стремлении получить как можно больше информации о животных в их естественной среде обитания становится буквально сумасшедшим. То есть, он теряет всякую осторожность, не ведает страха. И самым настоящим образом лезет на рожон. Описывались в истории науки случаи, когда научные сотрудники, к примеру, продолжали, плавая в реке, фотографировать приближающихся к ним аллигаторов и успевали, в конечном счёте, только выбросить на берег фотоаппарат с бесценными кадрами.

 

Это к тому, что настоящие научные наблюдения способы затянуть человека, подобно наркотику, в самый настоящий омут научных страстей. Но именно из самых бесстрашных ревнителей науки формируются команды естествоиспытателей, которые, к примеру, остаются почти без пищи и воды, с одним тупым ножиком на необитаемом острове в тропиках, проводя на себе эксперимент на выживание в окружении дикой природы, в том числе и хищников. Существуют группы смельчаков, которые остаются на несколько суток посреди океана в шлюпке, высаживаются, чтобы прожить как можно дольше, на одной из дрейфующих льдин Северного Ледовитого океана, подолгу живут и работают на биологической станции в Антарктиде.

 

Это только из дома да ещё летом кажется, что все эти испытания для вас – ничто иное, как новые возможности не помереть со скуки. Попав же в любую из описанных ситуаций, многие в душе как раз-то и мечтают поскорее вернуться в «скучную» институтскую лабораторию, чтобы в ней за чашкой чая с коллегами поделиться своими переживаниями экспедиционного прошлого.

Но не думайте, что в биологическую или географическую экспедицию так легко попасть. Вы можете отучиться на биологическом (географической, океанологии) факультет ена красный диплом, проявлять бурную научную активность во время работы в НИИ и при этом ни разу не получить утверждение на ваше участие в экспедиции. Хотя бы потому, что тема вашей диссертации не получила финансирования.

Другой очень важный фактор, стоящий на пути учёного-естествоиспытателя к его участию в экспедициях – это его здоровье. Вы можете даже быть мастером спорта в каком-либо из видов, но медицинская комиссия при этом запросто может не посчитать вас пригодным для участия в экспедиции, скажем, на морское дно или северный полюс. Что же останется делать? В принципе, много чего. Вести наблюдения за природой по избранной вами теме можно и в заказниках – заповедниках, в парках и лесопарках, расположенных неподалёку от дома. А кроме походов по лесам, лугам, поймам рек и другим природным объектам у научного сотрудника много и кабинетной работы – в научной библиотеке или архиве, в лаборатории, за компьютером (поиск информации и написание научных отчётов), на всевозможных конференциях и симпозиумах, на которых учёным приходится не только выступать перед коллегами, но и слушать и обсуждать их выступления.

Словом, без работы учёный из этого ряда вряд ли останется, даже если его не возьмут сотрудником на биостанцию, в НИИ или метеостанции. В конце концов, можно и в преподавательской работе себя найти – в институте, в колледже, в школе, в школе юных техников. Некоторые выпускники, к примеру, биологических факультетов попадают в медицинскую и фармацевтическую отрасль, тоже научными сотрудниками по профилю – чем плохо? Кто-то работает в дендрариях и питомниках, ботанических садах и в зоологических хозяйствах (на зверофермах, к примеру). Немало людей с высшим биологическим и географическим образованием можно встретить среди лесоводов, лесничих и егерей, почвоведов и даже агрономов, включая овощеводов и картофелеводов.

А что? Вырастить отменную картошку для всего мира – это ведь почётно. И вкусно к тому же.

2024 ЯСпециалист.ру