Требуемое образования (уровень образования, типа учебного заведения)
Не ниже средне-специального, обычно эстрадно-цирковое училище.
Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии:
То же, что и в балете, только к этому следует добавить специфические способности будущего спецназовца, лётчика и спасателя вместе взятые; балетная пластика, разумеется, не обязательна, но акробатическая гибкость, отличный вестибулярный аппарат, повышенная прыгучесть и способности переносить высокие физические и психологические нагрузки нужны в первую очередь; будущему укротителю необходимо ещё и быть человеком определённого психологического склада, который никакими тестами, даже проводимыми суперпрофессионалами психологии, не выявляется – только постоянной жизнью в цирке.
Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:
Физкультура, анатомия, цирковое искусство (практика и теория).
Характер и содержание работы по данной профессии:
Выступления на арене цирка в составе труппы, изнурительные, длящиеся нередко почти целый день репетиции, подготовка реквизитов для собственных номеров, участие в хозяйственной жизни цирка, частые гастроли.
Очевидные плюсы
Те же, что и у актёра и артиста балета, вообще у любой творческой профессии
«Подводные камни», очевидные минусы:
Профессия травмоопасная, требует чрезмерного физического и психологического напряжения. В случае травмы, не позволяющей вернуться в строй, высока вероятность впасть в глубокую депрессию, даже если коллеги и друзья вас не бросили. Заработки не стабильные, всё время приходится поддерживать себя в форме, искать что-то новое для себя, нередко в коллективе возникают поводы для административных интриг, «подсиживания», открытых ссор с начальством и даже друзьями. В цирке приходится буквально жить, причём дети артистов цирка, как правило, вынуждены всё время ездить с родителями по разным городам и весям – им приходится учиться в разных школах, часто менять окружение и обстановку, жить на съёмных квартирах. Из-за такой специфики работы очень трудно спланировать свою карьеру и семейную жизнь, устроить свой быт; потерю работы циркачи переживают намного острее, чем представители других творческих и нетворческих профессий.
Возможные профессиональные заболевания: опорно-двигательного аппарата, последствия полученной травмы – риск умеренный
Вилка зарплаты (в рублях в месяц)*
В Москве: 45 000 – 100 000
В крупных областных центрах: 25 000 – 50 000
В глубинке России: как правило, только тренерская работа в непрофессиональной цирковой студии – 5000 – 7000
Тоже профессия вечная (пока существует цирк как вид массового шоу), но для избранных, даже особо одарённых и при этом, как нередко говорят в творческой среде, «помешанных» на этом деле. Как и в балет, в цирк можно прийти только с дошкольного возраста. Циркачами становятся, как правило, дети циркачей. Это по истине профессия династий.
Да, существуют в мире цирковые студии, школы и училища. В них принимают вроде бы независимо от того, кто твои родители. Но одно дело просто заниматься, скажем, в акробатическом кружке, совсем другое – жить жизнью цирка. А в ней своя, ни с чем не сравнимая, специфика. Одни гастроли чего стоят. А тренировки? Это вам не три-четыре раза в неделю по три-четыре часа в цирковой студии. Это работа на износ, с невообразимо фанатической отдачей каждый день, включая выходные. Будущий циркач буквально живёт на манеже. Неважно, в кого юное создание мечтает вырасти – в акробата, циркового гимнаста или укротителя тигров, просто дрессировщика. В любом случае ему необходимо, как любят говорить артисты, насквозь пропитаться атмосферой цирка. И не просто атмосферой представлений, но атмосферой цирковых будней. Что далеко не одного и то же.
Но как же быть мечтателям, «не родившимся» под куполом цирка? А если родители к цирку никогда не имели отношения, но очень хочется? Есть шансы у такого человека? Если вы всё-таки надумали стать артистом цирка ближе к десятому классу, но раньше ничем, что можно было бы отнести к цирковому искусству, не занимались, посоветовать вам можно только одно – сдать экзамены в какое-нибудь эстрадно-цирковое училище. А может в вас дремлет настоящий талант? Ведь, скажем, клоунами нередко становятся юноши, до сдачи экзаменов в цирковое училище о своих способностях смешить людей на цирковом манеже даже и не подозревавшие. Даже акробатами становятся люди «с улицы». Гимнастами – вряд ли. Укротителями тоже. Но независимо от того, насколько вы упорны в достижении цели (чаще всего она, увы, ограничивается поступлением в соответствующее учебное заведение), советуем вам заранее готовиться к очень нелёгкой жизни. Это как и у спортсменов олимпийского резерва. Только там, если прорвался, человек даже в случае многочисленных проигрышей по крайней мере обеспечен приличным денежным довольствием. А в цирке всё ещё зависит и от успеха труппы, в которой вы волею судьбы окажетесь. И вылететь из цирка гораздо проще, чем из категории спортсменов-олимпийцев. Вот что касается «взлететь» на Олимп (т.е. прорваться именно в эту категорию), то это одинаково трудно и для спортсмена, и для артиста цирка. Вам нужны такие испытания для нервной системы? Если да, то карты вам в руки.