Специальность – балетная хореография
Требуемое образования (уровень образования, типа учебного заведения)
Не ниже балетного или хореографического училища, школы (средне-специальное) или высшее (факультет балетного искусства института искусств).
Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии
Природные данные, позволяющие освоить балетную технику (выявляются обычно в дошкольном возрасте): пластичность, костно-мышечная конституция определённого типа, музыкальность, чувство ритма, психологическая склонность к пластичному балетному танцу.
Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:
Балетное искусство (практика и теория), музыка (теория), физкультура, история, литература.
Характер и содержание работы по данной профессии:
Длительные, подчас изнурительные репетиции, постоянное поддержание физической и профессиональной формы артиста балета, в том числе и бесконечными диетами, отказом от сладостей и спиртного, выступление на сцене перед зрителями в спектаклях, частые гастроли.
Очевидные плюсы
Погружение в мир музыкально-танцевального творчества, жизнь музыкой и танцем, общение с единомышленниками и мастерами балетного и музыкального искусства, возможность стать любимцем публики и баловнем судьбы, добиться широчайшего общественного признания и высокого уровня материальной обеспеченности. Возможность после ухода со сцены заниматься балетной педагогикой, что позволяет не прерывать тесную связь с искусством до глубокой старости.
«Подводные камни», очевидные минусы
Высокая вероятность, что называется, слететь с дистанции на этом поприще, так как профессия травмоопасная, постоянные конкурсы, наличие молодых и талантливых претендентов на ваши роли и место на сцене, необходимость постоянно доказывать своим мастерством, что вы достойны выступать на сцене как артист балета и вполне обоснованно претендуете на заметные роли, а не просто на участие в массовых сценах балетных спектаклей; постоянное самоограничение, изнуряющий характер работы, постоянное наличие поводов для ссоры с художественным руководителем, ранний уход из профессии (обычно после 30-ти лет, нередко и раньше), при этом артисты балета, как правило, ничего кроме танца и преподавательской работы в этой сфере не умеют – им приходится переучиваться, а заработки в «золотое» время сценической карьеры далеко не у всех позволяют откладывать на потом.
Возможные профессиональные заболевания – опорно-двигательного аппарата – риск умеренный
Вилка зарплаты (в рублях в месяц)* (если не брать во внимание астрономические гонорары редких звёзд балета)
В Москве: 40 000 – 80 000
В крупных областных центрах: 10 000 – 30 000
В глубинке России: только педагогическая работа в детских студиях – от 1500 – 5000
Эта профессия настолько специфична, что познают её азы, как правило, ещё в таком возрасте, когда человек практически ещё не научился читать. Да, заниматься балетным искусством, как и, к примеру, гимнастикой, необходимо с дошкольного возраста, в исключительных случаях в первом классе. Вряд ли в это время кто-либо из ребят задумывается о своей будущей профессии. Даже тот, кто сам захотел пойти в балетную школу (студию) и у него стало получаться, как требуют преподаватели, и то вряд ли серьёзно думает стать артистом балета. Скорее всего, ему (ей) просто интересно этим заниматься.
Если, скажем, овладеть игрой на музыкальном инструменте вполне можно, начав заниматься и в старших классах общеобразовательной школы (более того, на баян и духовые инструменты преподаватели стараются взять школьника постарше), то про балет этого не скажешь. Всё дело в анатомии человека, характере нашего с вами роста и формирования, говоря языком науки, опорно-двигательного аппарата.
Чтобы он (то есть, условно говоря, ваша фигура, ноги, руки и т.д.) сформировался именно под требования современного балета, будущего артиста нужно, как шутят обычно педагоги, вылепить. И начинать это делать необходимо с момента, когда костно-мышечная система человека ещё не «определилась», в какую сторону она будет развиваться. Только опытный педагог, преподаватель балетного танца, способен, во-первых, понять, обладает ли маленький кандидат на ученика балетной школы необходимыми для успешного обучения природными качествами, а во-вторых, правильно способного к балетному танцу ученика тренировать. И сформированный явно не под балет костно-мышечный аппарат не «перелепишь».
Разумеется, далеко не все учащиеся школ и студий балетного танца вырастают в артистов балета. У кого-то к моменту выбора профессии просто пропадает к балету интерес. Бывает и так, что преподаватель с жаром ученика уговаривает пойти по балетной стезе, а тот ни в какую. Но чаще случается, что выпускник балетной школы просто не проходит по конкурсу.
Как автор этой книги, я не думаю, что те, кто её сейчас читает, обучается балетному танцу. А твёрдо выбравшие путь артиста балета девушки и юноши уже и без моих подсказок определились в выборе. И про «подводные камни» профессии, равно как и про реальные перспективы в ней, знают лучше меня. Могу лишь добавить, что эта профессия не только специфична, но и чрезвычайно трудна. На пенсию артисты балета выходят ещё в совсем молодом возрасте. Многие к этому времени только надумывают создать семью. А зарабатывают они так же, как и люди большинства творческих профессии. Обычно или очень много (миллионы долларов в год), или весьма посредственно – чуть больше среднего госслужащего. Но нередко случается, что артист балета вообще влачит жалкое существование, не имея даже собственной крыши над головой. Ну не находится ему хорошей роли, и ничего с этим поделать нельзя. По идее, в таких случаях следует сказать профессии «прощай». Но человек не может – втянулся, впал от балетного танца, от самой атмосферы работы в зависимость. А другого ничего не умеет. Говоря проще, рассматривать балет как дело всей своей жизни, если вы вполне способны без него обойтись, можно разве что в шутку.