ЯСпециалист.ру

Всегда востребованные профессии

Шофёр, водитель, вагоновожатый, Авто-слесарь, авто-техник

Специальности: вождение автомобиля, вождение электрического транспортного средства (троллейбуса), вождение трамвая; автосервисные работы, технология ремонтных и сервисных работ на автомобильном транспорте

Специализация у водителей автомобиля по категории в зависимости от типа и грузоподъёмности транспортного средства (грузовое ТС, легковой автомобиль, пассажирский автобус, тягач и т.д.)

 

Требуемое образование (уровень образования, тип учебного заведения):

Не ниже среднего либо начальное профессиональное (водитель) или корпоративное обучение (вагоновожатый, водитель троллейбуса) – ПУ с обучением по данной специальности, курсы вождения и автошколы с присвоением категории; для авто-слесарей – ПУ с обучением по данной специальности, для авто-техников – транспортно-технические колледжи, колледжи автотранспорта, технические колледжи с отделениями сервисного обслуживания автротранспортных средств.

 

Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:

Зрение не ниже требуемого уровня безопасности вождения, внимательность, хорошая зрительная память на детали и символы. Желательно иметь уравновешанный характер и физическую выносливость, дружить с техникой и слесарными инструментами.

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

Автодело*, ОБЖ, слесарное дело, трудовое обучение, физика, физкультура, русский язык

 

Характер и содержание работы:

  1. Водительский. Экспедиционный. Работа на предприятиях общественного транспорта или в транспортно-экспедиционных (логистических) отделах разных предприятий: вождение автомобиля по заданному маршруту со сбором платы за проезд, развоз товаров по розничной сети, выполнение курьерских поручений на автомобилей, перевозка грузов на дальние расстояния и сдача на склад заказчика, мелкий ремонт рабочей машины, проведение профилактического осмотра, мойка машины, замены шин и т.п.
  2. Ремонтный. Работа на предприятиях автосервиса или в ремонтных службах предприятий общественного транспорта либо гаражей других предприятий: проведение осмотра автомобилей, троллейбусов, трамваем, выявление и устранение неисправностей, ремонт двигателей и замена вышедших из строя частей, калибровка двигателей, чистка выхлопных труб и т.п., ремонт кузова (устранение вмятин и пробоин, покраска)

 

Очевидные плюсы

Водителям нравится ездить за рулём транспортного средства. Сравнительно высока зарплата, большой спрос на водителей, вагоновожатых и шоферов грузовых машин, возможность подзаработать, легко создать свой индивидуальный бизнес.

«Подводные камни», очевидные минусы

Риск попасть в аварию, работа связана с постоянным напряжением зрения и нервными стрессами, слишком много приходится сидеть в одной позе. Водителю автомобиля приходится ещё и вдыхать вредные вещества. Часто ненормированный и длинный рабочий день. В бизнесе высокая конкуренция со стороны коллег, которые, как правило, друг к другу относятся откровенно враждебно. Дальнобойщики рискуют быть ограбленными по дороге. Во многом профессия опасна для здоровья и жизни. Часты конфликты с инспекторами ГИБДД и жителями домов, около которых приходится ездить и ставить машину.

Возможные профессиональные заболевания: простатит, опорно-двигательного аппарата, вегетососудистая дистония, сердечно-сосудистые расстройства, невралгии, радикулиты, последствия простуд, аллергия, последствия полученных травм – риск высокий (у водителей трамвая и троллейбуса риск умеренный).

 

Вилка зарплат (в рублях в месяц)

В Москве и Московской области: 40 000 – 150 000 (чаще 60 000)

В крупных областных центрах: 35 000 – 80 000 чаще 45 000)

В глубинке России: 15 000 – 40 000 (чаще 25 000)

Примечание. Авто-слесари и авто-техники коммерческих сервисных фирм имеют зарплату примерно на 30-40% более высокую, чем водители в регионе.

 

            Вот ещё одна из самых распространённых профессий (шофёр, водитель), которую практически невозможно выбрать на долгие годы, не влюбившись в неё ещё с детских лет. С одной стороны, кого только сегодня за рулём не увидишь. И такое иной раз складывается ощущение, что водитель – это вообще не профессия: все вокруг тебя водители.

Только одно дело водить собственную машину (и даже «бомбить» на ней, чтобы оправдать хотя бы её содержание), и совсем другое – годами на машине работать. А потом – грузовые, рабочие машины и автобусы требуют значительно большего диапазона водительских навыков, чем вождение легковушки.

Работодатель или заказчик ждёт от водителя прежде всего дисциплинированности. Груз доставить нужно точно в срок. А поскольку сегодня водители в большинстве фирм, от которых развозят заказчикам грузы, совмещают собственно шофёрскую работу с исполнением обязанностей экспедитора (сотрудника, сопровождающего и сдающего заказчику под роспись груз), то дисциплинированность от развозчика требуется и вовсе двойная. Во сколько бы официально ни заканчивался рабочий день, сколько бы ты ни просидел уже за рулём, а пока не сдашь груз с получением подписанных заказчиком накладных, сворачивать с дороги домой не смей. Иначе фирма может понести убытки, и они негативно отразятся на зарплате шофёра. При этом пробки в городах, спустившееся в дороге колесо, очереди на складах заказчиков и путаница в выборе трассы (особенно когда водитель едет по указанному адресу в первый раз) никого не волнуют.

Один мой знакомый водитель со стажем рассказал как-то, что чуть было не заночевал в лесу, хотя расстояние от базы до заказчика стройматериалов вполне позволяло вернуться. Просто адрес доставки оказался в какой-то глухой деревеньке, не обозначенной на картах. К счастью, с места его вышли встречать, и он вполне сумел вернуться домой к полуночи.

Но даже хорошо разработанные карты городов не всегда позволяют быстро найти въезд на нужную улицу, и водителю приходится блуждать на авто по параллельным улицам, видя крышу нужного здания, чтобы с большим трудом найти наконец путь подъезда к месту доставки груза.

Жизнь современного водителя-экспедитора сильно осложнили мобильные телефоны. С одной стороны, они помогают прямо из кабины дозвониться до заказчика и уточнить проезд к его складу или уточнить адрес у своего начальства. Но с другой – руководители теперь не выпускают водителей из виду: чуть где задержался – звонок «ты в каком месте находишься?». По своим делам попутно не заскочишь, а если повезёт освободиться раньше времени, начальник всё равно тебя достанет и нагрузит другим заданием.

Очень часто водителю-экспедитору приходится ремонтировать машину самому: вызывать эвакуатора для доставки в автосервис всё-таки накладно. А если попал в аварию по своей вине и страховщик отказался фирме возмещать ущерб, то восстанавливать покалеченный авто могут заставить самого водителя, вычитая у него из зарплаты.

В общем, нелёгкая жизнь у водителя. И самому работать, обслуживая частных лиц, не так-то просто. Автомобилей сейчас везде в избытке, как и желающих на нём подзаработать. Значит водителю, купившему лицензию на частный извоз, придётся напрягаться с поиском клиентов. И нередко случается так, что клиенты не хотят платить либо платят меньше, чем договаривались. Про откровенно разбойные нападения на водителей сейчас говорить не будем: на эту тему и так много говорится в СМИ и в сериалах. А вот то, что водители быстро расшатывают нервную систему и часто болеют простатитом (из-за застойных явления в малом тазу, вызываемых длительным и регулярным сидением за рулём), – весьма существенно. Эти напасти распространяются и на водителей городского пассажирского транспорта, включая и вагоновожатых, хотя среди них больше женщин и они к таким заболеваниям (цистит – дамский аналог простатита) склонны в гораздо меньшей степени и гораздо меньше нервничают за рулём несмотря на обилие поводов.

И всё-таки трудно влюблённому в автодело человеку вот так быстро расстаться с этой профессией. Транспорт вообще затягивает больше чем какая бы то ни была отрасль. Так издавна повелось.

Несколько иная ситуация сегодня в автосервисе. Дело в том, что в конце 90-х годов в России родился и упрочился миф о том, что работа авто-слесаря на коммерческом предприятии – это золотое дно. И действительно, с ростом количества автомобилей растёт и количество аварий и поломок двигателей, в связи с чем, как на дрожжах, растёт спрос на услуги авто-слесарей и авто-техников. Автосервисы в то время открывались как грибы после дождя, и в них требовались квалифицированные кадры.

Надо сказать, что действительно мастеровитый авто-слесарь или техник (средне-специальное образование, больший объём получаемых теоретический знаний и больше возможностей для самосовершенствования) получали и получают очень даже приличное вознаграждение, сравнимое зарплатами менеджеров среднего звена успешных частных компаний. Только вот обучиться этому мастерству оказывается не так просто, как кажется перед подачей документов в ПУ, профессионально-техническую школу автосервиса или соответствующий колледж.

И чтобы авто-слесарем действительно стать, от претендента требуется повышенный интерес к двигателям и конструкциям самых разных автомобилей, внимательность, техническая память, хорошая моторика кистей рук и пальцев и много-много усердия. Так же как нельзя научиться худо-бедно играть на гитаре (баяне и т.д.), прослушав курс лекций и пройдя инструктаж у преподавателя, невозможно и освоить автотехническое ремесло, не разобрав и собрав самостоятельно и под руководством мастера автомобильный двигатель. Просто глядя на схему и ковыряясь в моторе отвёрткой разобрать в нём невозможно. Техника вообще любит постоянство, аккуратность и терпеливость.

Так что золотого дна в автосервисе с бухты-барахты не достигнешь – нужно несколько лет подряд упорно и вдумчиво получать необходимые для ремонта авто-техники знания и нарабатывать навыки работы вооружёнными инструментами руками и технически мыслящей головой. Но и потом, придя на работу, понадобится вновь и вновь проявлять усердие, работая не очень высоко оплачиваемым помощником авто-слесаря (техника) и на самом деле помогая ему возвращать машины клиентам оздоровлёнными. Новичку никто не даст наряд на самостоятельный ремонт, потому что клиент взыщет с автосервиса, если ремонтник что-нибудь в машине напортит. Или из-за его неумелости автомобиль придётся чинить другому слесарю, но время уже будет потеряно.

Но есть один реальный путь в авто-слесари для претендентов, которые не наработали на курсах авто-слесарей или даже в колледже качественных ремонтных навыков. Скажем, автобусные парки Москвы (думаю, и многих других крупных городов тоже) постоянно принимают на работу с предоставлением общежития водителей и авто-слесарей из регионов. Так вот в отделах кадров таких предприятий обычно лояльно относятся к низкому уровня квалификации авто-слесаря (к водителя рейсовых автобусов претензий гораздо больше), настраивая претендентов на обучение и повышение квалификации в процессе работы. Платят, конечно, раза в три-четыре меньше, чем обычно зарабатывают опытные авто-техники в частных автосервисах, зато и работу получить в предприятиях городского пассажирского транспорта намного более реально. А там, поднаторев, можно начать пробовать чинить машины своих соседей по дому (не назначая таксы, по дружбе) и, когда почувствуете себя уверенно в этом деле, можно смело приступать к поиску работы в автосервисе. Успехов.

2024 ЯСпециалист.ру