Специальность – ремонт и наладка производственного оборудования машиностроения
Специализация в зависимости от видов оборудования (конвейерного типа, с программным управлением, полуавтоматы, электрогенераторы)
Требуемое образования (уровень образования, типа учебного заведения)
Начальное профессиональное (механик-сборщик, наладчик, слесарь-механик) – ПУ соответствующего профиля либо технический лицей, готовящий кадры для предприятий машиностроения
Средне-специальное (мастер-механик, специалист механосборочных и ремонтных работ средней квалификации) – индустриальный либо машиностроительный колледж (техникум), технический лицей машиностроения, обучающий по программе колледжа
Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии:
Специфические способности не обязательны, желательно иметь неподдельный интерес к работе с механизмами и то, что в народе называется «технической хваткой» или «рукастостью». На обучение принимают, как правило, всех желающих, не имеющих прямых противопоказаний к труду по рабочим профессиям. Отказы по медицинским соображения достаточно редки, тем не менее желательно иметь достаточно крепкое здоровье и хорошее зрение.
Характер и содержание работы по данной профессии:
Работа на производственных предприятиях машиностроения, обычно в механосборочных цехах – участие в сборке станков и другого оборудования, на котором осуществляется изготовление основных деталей, частей и механизмов будущих машин, участие в ремонте машиностроительного оборудования. Сочетание умственного труда с работой руками, требующей специфических навыков и умения обращаться с механосборочными инструментами
Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:
Слесарное дело*, трудовое обучение, черчение, математика, русский язык, ОБЖ, физкультура, занятия в кружке юного механика*
Очевидные плюсы
Достаточно высокая потребность в такого рода кадрах машиностроительной отрасли, легко переквалифицироваться для перехода в другую отрасль, вырабатывает навыки, весьма полезные для домашнего хозяйства, стабильная постоянно растущая зарплата, стабильный режим работы, отсутствие каких-либо конкурсов при приёме на свободную должность.
«Подводные камни», очевидные минусы
Работа достаточно напряжённая, часто приходится подолгу находиться в одной, как правило, не очень удобной позе. Необходимо беречь руки и пальцы, часто приходится иметь дело с химическими реактивами, используемыми при обработке механических деталей, требуется строго соблюдение техники безопасности, высок риск получения серьёзной травмы, мало перспектив сделать производственную карьеру.
Возможные профессиональные заболевания: опорно-двигательного аппарата, кистей рук, реже – слухового аппарата и глаз, остеохондроз – вероятность средняя
Вилка зарплаты (в рублях в месяц)*
В Москве: 30 000 – 70 000
В крупных областных центрах: 25 000 – 40 000
В глубинке России: 10 000 – 25 000
Механик, как правило, налаживает к работе или ремонтирует отдельные механизмы, входящие в состав станков, автоматов, машин и прочего производственного оборудования. В его компетенции – устранение неисправностей в моторах, поршнях и разных двигающихся частях механизмов. Перечислить все эти части и «органы» разных современных механизмов и машин в одной книге невозможно – настолько их много. Но сразу подчеркнём: механик машиностроения и механик, скажем, на транспорте (который отвечает за исправность двигателей и других движущихся систем транспортного средства от мотоцикла до авиалайнера) – это не только разные специальности в рамках одной профессии, но и в принципе разные профессии. Хотя освоить и ту, и другую вполне способен любой мастеровитый от природы человек, поскольку профессии родственные (и там, и там работа с механизмами и схемами их работы). Но если на транспорте механик работает с механизмами самого транспорта, то в машиностроении его коллега обслуживает станки и технологические линии, на которых изготавливаются детали будущих двигателей, автоматов и прочих механизмов, предназначенных для монтировки их в тот же транспорт или в станки, конвейерные линии и т.п., производящие товары народного потребления или полуфабрикаты для них. То есть, как вы учили на предмете «обществознание», существуют средства производства продуктов для людей (ТНП, как то: ткани, готовая одежда, мука, хлеб, макароны, консервы, лаки и краски, бумага, бытовая техника и т.п.) и средства производства средств производства. Так вот все, кто работает в машиностроительной отрасли, участвуют в изготовлении средств производства, а не ТНП. Но автомобилестроение, самолётостроение и создание прочих транспортов для перевозки грузов и людей – тоже отрасли машиностроения. Вы можете выбрать себе любую из специальностей механика, скажем: транспортного строительства, станков с программным управлением для металлургической отрасли и т.д. Уверены: в ПТУ или колледже машиностроения подскажут, на какое отделение и по какой специальности лично вам лучше поступить. Мы же можем сказать только, в каких случаях не стоит вообще учиться на механика (не только машиностроения):
1) если вы изначально «нерукастый», т.е что ни возьмёте в руки – всё обязательно сломаете или повредите и при этом вас совершенно не тянет даже попытаться найти и устранить неполадки в каком бы то ни было домашнем бытовом приборе, а от мысли, что вы будете всю жизнь ковыряться в железках, вас буквально коробит (увы, но некоторые ребята учиться на механика идут за компанию с друзьями или потому что надо получить хоть какую-то специальность, а свободные бесплатные места в этом году только на механика);
2) если у вас не очень крепкое здоровье и вы хорошо знаете, что плохо переносите напряжённый заводской ритм работы и вообще атмосферу конвейера, а также шум и микрочастицы пыли, избавиться от которых на предприятиях машиностроения до конца ещё долго не удастся.
Все остальные причины спорны, но любое сомнение в выборе лучше трактовать, как мы уже говорили в первой части этой книги, в пользу отказа от выбора.