инженер-проектировщик (конструктор), инженер-механик, промышленный дизайнер, инженер-испытатель, наладчик, операторы конвейерных линий сборки, а также менеджеры, экономисты, финансисты, маркетологи отрасли
— Вот сфера труда, достойная современного мужчины! – скажут многие дедушки наших читателей.
А мы добавим: достойная не только мужчин – в машиностроительной отрасли работает немало представительниц прекрасного пола. И не только бухгалтерами, аудиторами, экономистами, юристами, менеджерами и т.д. Профессия инженера-проектировщика (конструктора), тем более промышленного дизайнера, даже наладчика (например, электронного оборудования) женщинам вполне доступна, и многие достигают в этих профессиональных нишах весьма заметного успеха. Другое дело, что машины сами по себе (любые, включая разные станки, но в большей степени, конечно, транспорт и компьютеры) мальчиков притягивают к себе в несравненно большей степени, чем девочек. И выдающихся, а также просто классных специалистов этой отрасли среди пап во много раз больше, чем среди мам. Поэтому родители, как правило, и считают, что сыну идти в машиностроение, если он им заинтересовался, в самый раз, а дочке лучше посвятить себя чему-нибудь другому. Но о том, какие отрасли и профессии в них для кого больше подходят по половому признаку, мы расскажем чуть позже.
Итак, вы с детства увлекаетесь конструированием, ходите в авиа-(судо-) модельный или другой технический кружок, а кто-то из вас даже своими руками собрал себе гоночный кар. Или, пускай станцию юных техников вы не посещали, но постоянно что-то ремонтируете дома: свой ПК, старое дедушкино радио, бабушкину стиральную и (или) швейную машину, соковыжималку – да мало ли. Означает ли это, что машиностроение – именно ваша отрасль? И нет, и да. Потому что, во-первых, всё зависит от глубины вашего интереса к этой отрасли, а не только от ваших умений работать с бытовой техникой, а во-вторых, поступить учиться по любой из машиностроительных специальностей можно, не держав до этого в руках даже обычный паяльник. Вот, к примеру, какие профильные дисциплины изучают студенты машиностроительного факультета Волгоградского технического университета: автоматизация производственных процессов; металлорежущие станки и инструменты; начертательная геометрия и компьютерная графика; технология машиностроения. И становятся, окончив такой вуз, инженерами машиностроения, в первую очередь проектировщиками. А вот какой специализации (по станкам для лёгкой или тяжёлой и др. промышленности, по оборудованию для сборки бытовых, медицинских, навигационных и т.д. приборов, по компьютерам или автомобилям, вплоть до корабельных двигателей или чего-то иного), зависит от того, на каком факультет студент будет учиться и на какой кафедре защищать свой дипломный проект.
Надо сказать, что машиностроение впитывает в себя огромное количество инженерных специальностей. В современном машиностроительном комплексе России – более двадцати отраслей и подотраслей: энергетическое, металлургическое, подъёмно-транспортное, железнодорожное, электротехническое, химическое и нефтяное машиностроение; машиностроение для лёгкой и пищевой промышленности; приборостроение; станкостроительная и инструментальная, автомобильная, электронная, авиационная промышленность и ряд других. Это более 126 тыс. предприятий, в которых трудятся около 15 млн. человек (35% от общего числа занятых в промышленности России).
При этом в машиностроении существует некоторый дефицит высококвалифицированных кадров, причём не только инженеров, но и рабочих специальностей (монтажников, наладчиков, операторов конвейерной сборочной линии). При этом зарплата на предприятиях машиностроения год от года растёт, постепенно догоняя средние заработки нефтяников. Вопрос – что выбрать и куда пойти учиться. Наверное, если по душе вам больше практическая работа с техникой, к примеру, на конвейере (оператор КСЛ) или связанная с монтажом (ручной сборкой) станков, автомобилей (самолётов и другого транспорта), подготовкой собранных машин (производственных или транспортных) к пуску, а также ремонтом и наладкой автоматов и механизмов, то вполне достаточно получить начальное или средне-специальное образование (ПТУ/лицей либо технический, политехнический или ориентированный на машиностроение колледж/техникум) по любой из рабочих специальностям (механик, наладчик, оператор, мастер сборки промышленного оборудования). Если же вы любите изобретать или вносить свои поправки в уже действующие механизмы или схемы и при этом готовы досконально изучить основы проектирования и составления технической документации, то без обучения в вузе, готовящем инженеров машиностроительной отрасли, не обойтись.
Но самый острый дефицит, по мнению руководителей предприятий этой отрасли, как ни странно – не на специалистов, участвующих непосредственно в изготовлении машин, а на маркетологов, экономистов, менеджеров по организации и управлению производством. Каждое третье предприятие в отрасли ищет… генерального директора или его заместителя, но не из числа инженеров и технологов производства, а из финансистов, маркетологов, бренд-менеджеров и специалистов по продвижению на рынке инновационных технологий, владеющих спецификой машиностроительной отрасли. Каждая четвёртая фирма отрасли нуждается в финансистах и экономистах, работающих непосредственно в производственных цехах. Остро не хватает специалистов по внедрению в производство информационных технологий (станков с программных управлением и т.п.). Даже специалист по продаже станков (автобусов, судов, самолётов) должен хорошо ориентироваться в технических документах, сопровождающих товар этой отрасли. То есть, освоить наиболее востребованные непроизводственные профессии машиностроения можно только в тех же самых вузах. И в них уже открываются и работают факультеты экономики и менеджмента.