Специальности: проектирование автоматизированных системы, проектирование цифровых систем с программным управлением (компьютеры), проектирование транспортных систем и (или) средств
Специализации в зависимости от сферы применения проектируемого оборудования (производство средств производства, производство средств наземного пассажирского и грузового транспорта, производство авиационного, космического (водного, подземного и т.п.) транспорта, производство медицинского оборудования и т.д.
Требуемое образования (уровень образования, тип учебного заведения)
Высшее – факультет машиностроительного проектирования политехнического либо индустриального института (университет), институт (университет, академия) машиностроения, академия военного и гражданского машиностроения и т.п.вузы
Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии:
Желательно обладать конструкторским мышлением, иметь выраженный интерес к технике и её проектированию, хорошо успевать по математике, рисованию и черчению.
Характер и содержание работы по данной профессии
Работа в конструкторских бюро предприятий машиностроения. Творческий поиск концепции и конкретных образов выпускаемых работодателем (заказчиком) машин и автоматов, агрегатов и прочей аппаратуры, рисование эскизов, выполнение чертёжных и расчётных работа, подготовка проектно-сметной документации, участие в испытаниях экспериментальных образцов проектируемой техники.
Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:
Математики, физика, химия, черчение, рисование*, информатика, компьютерная вёрстка*, русский язык и литература, английский язык*, занятия в кружке юного техника*
Очевидные плюсы
Творческий характер работы, возможность вырасти в специалиста высшей категории, которому поручают вести самые сложные и выгодные проекты, возможность видеть результаты своего труда в разных станках, автоматах, автомобилях и т.д. в зависимости от специализации предприятия-работодателя (заказчика), возможность начать собственный бизнес без капиталовложений либо сделать научную карьеру. Возможность преподавательской работы при совмещении с дизайнерской на промышленном предприятии. Возможность переквалифицироваться для работы проектировщиком в другой отрасли.
«Подводные камни», её очевидные минусы
Работа требует большого умственного и зрительного напряжения, необходимо держать в голове большой объём технической информации. При этом настоящего признания добиться трудно, и большая часть инженеров этого профиля до пенсии работают на второстепенных ролях, проектируя в основном детали и части проекта более успешного своего коллеги.
Возможные профессиональные заболевания: кистей рук, глаз, остеохондроз – вероятность средняя
Вилка зарплаты (в рублях в месяц)*
В Москве: 25 000 – 100 000 (чаще 50 000)
В крупных областных центрах: 15 000 – 70 000 (чаще 30 000)
В глубинке России: 10 000 – 20 000 (часто работы нет совсем)
Инженер-проектировщик по автоматизированным, цифровым и транспортным системам (средствам), понятное дело, не только придумывает внешний облик (без дизайна) станка или прибора либо транспортного средства, которое ему задали разработать вплоть до создания опытного образца, но и вычерчивает все отдельные части и детали этого оборудования (транспорта и т.д. в зависимости от специализации проектирования), полностью описывает принцип их работы, особенности и технические характеристики материала, из которого они будут изготовлены и многое из того, что называется технической документацией проекта. Ясно, что в подготовке такого инженера не обойтись без высшей математики и информатики, компьютерной графики, материаловедения, начертательной геометрии, физики и химии, механики. И главное – в настоящего проектировщика, которому наконец доверят разработку нового или модернизацию «старого» станка (прибора и т.п.), да даже просто какой-то детали к станку или прибору, после окончания вуза нужно ещё и вырасти на рабочем месте. Встречаются, конечно, и такие гении, изобретения и проекты которых внедряются, ещё когда они учатся в институте, но это – чрезвычайная редкость. И многим дипломированным проектировщикам машиностроения, работающим долго и упорно по специальности, едва ли не до самой пенсии приходится трудиться в команде профессионалов, общими усилиями доводя до ума проекты своих более успешных коллег. Это что-то сродни кинорежиссёру второго плана, которому денег на собственный фильм не дают, но постоянно приглашают помогать главному режиссёру фильма. Инженер-проектировщик в этом плане никаких преимуществ перед представителями профессий искусства и культуры не имеет, разве что у него несравненно выше шансе в принципе найти себе хорошую работу со стабильным и довольно приличным заработком. Так что если алгебра, геометрия и вообще естественные дисциплины вам даются достаточно легко, а к технике вас тянет, смело готовьтесь к поступлению в наиболее интересный для вас вуз машиностроения. В проигрыше, во всяком случае, вряд ли будете. Да и шанс спроектировать какой-нибудь автомат (робот), цифровую систему управления автоматами или, к примеру, автомобиль, способный летать на малой высоте, всегда остаётся. И потом, кто-то однажды начертит эскиз настоящего звездолёта, и этот эскиз мощные компьютеры превратят в настоящий проект космического корабля, который вдруг, да и загорятся построить на Земле. Не ты ли станешь автором такого эскиза, наш дорогой читатель?