ЯСпециалист.ру

Всегда востребованные профессии

Инженер-механик

Специальности:  ремонт и наладка работы автоматизированных технологических систем,  цифровые системы с программным управлением (компьютеры),  транспортные системы и (или) средства;

Специализации в зависимости от сферы применения проектируемого оборудования (производство средств производства, производство средств наземного пассажирского и грузового транспорта, производство авиационного, космического (водного, подземного и т.п.) транспорта, производство медицинского оборудования и т.д.

 

Требуемое образования (уровень образования, тип учебного заведения)

Высшее –  факультет машиностроительной механики политехнического либо индустриального института (университет), институт (университет, академия) машиностроения, академии военного и гражданского машиностроения и т.п.вузы

Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии:

Желательно обладать конструкторским мышлением, иметь выраженный интерес к технике и её модернизации, хорошо успевать по математике, рисованию и черчению.

Характер и содержание работы по данной профессии

Работа в конструкторских бюро предприятий машиностроения и руководство ремонтно-наладочными бригадами специалистов. Поиск путей модернизации внедрённого оборудования, руководство процессом отладки запущенных в работу экспериментальных и новых серийных образцов, руководство процессами плановых профилактических ремонтов, составление ремонтно-сметной документации, поиск необходимых запчастей, постановка задач перед проектировщиками запасных деталей, а также самостоятельное проектирование отдельных механизмов к разным видам техники, в том числе и машиностроительной.

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

Математики, физика, химия, черчение, рисование*, информатика, компьютерная вёрстка*, русский язык и литература, английский язык*, занятия в кружке юного техника*

Очевидные плюсы

Как и проектировщика

 

 «Подводные камни», её очевидные минусы

Как и у проектировщика, только выбор мест работы несколько шире.

Возможные профессиональные заболевания: кистей рук, глаз, остеохондроз – вероятность средняя

Вилка зарплаты (в рублях в месяц)*

В Москве:  25 000 – 80 000 (чаще 40 000)

В крупных областных центрах: 15 000 – 35 000 (чаще 25 000)

В глубинке России:  10 000 – 20 000 (поиск работы в строгом соответствии с полученной специальностью может быть затруднён)

 

Инженер-механик от проектировщика отличается тем, что главная его специализация нацелена не на проектирование продукции машиностроения (от станков и прочей производственной аппаратуры до транспортных средств, включая космические), а на устранении недостатков отдельных частей и механизмов (агрегатов и деталей) всей этой машинерии, выявленных уже в ходе испытаний или рабочей эксплуатации. Кроме того, специалист такого рода может возглавлять работу ремонтной мастерской и самостоятельно проектировать отдельные части к ремонтируемым приборам. В конкретном цеху какого-либо машиностроительного предприятия инженер-механик, как правило, отвечает за безаварийную и бесперебойную работу производственного оборудования, на котором изготавливаются отдельные части и собираются готовые машины того или иного назначения. Ему напрямую подчиняются техники по ремонту оборудования (механики) и наладчики, а если у них в работе с каким-либо объектом закреплённой за ними машинерии возникают конструкторские сложности, то разрешает их инженер-механик. И его в этом плане можно смело назвать нейрохирургом промышленного оборудования. Надеюсь, понятно, насколько твёрдых знаний (как специфических, так и академических) требует эта профессия? Но она к тому же требует особых технических способностей, сродни творческим. Впрочем, опыт показывает, что если поступивший на инженера-механика выпускник школы успешно и по-настоящему (а не за счет умения договариваться с преподавателями) осваивает программу вуза, то технические способности у него обязательно проявляются на практике. Однако учиться по-честному в таком вузе нелегко. Поэтому поступать туда за компанию с кем-то, чтобы просто прожить студенческой жизнью, видимо, не стоит. Потому что если вы, отучившись, ничего не приобретёте, то вряд ли где, кроме торговли, сможете работать с липовым дипломом такого класса. Сильны в математике и физике? Материаловедение не пугает? А от черчения мелких и насыщенных деталями схем вас заранее не воротит? Тогда смелее. Но не забывайте про иностранный язык и физкультуру: любому инженеру желательно уметь разбираться в иностранной литературе по своей тематике, а работа в производственных цехах и конструкторских бюро машиностроения слабых здоровьем не любит.

Инженер-испытатель (эксперт)(см. первые две справки перед начали рассказов о профессиях проектировщика и механика) – это специалист с инженерным образованием, который нацелен на проведение испытаний образцов новой техники. Это отнюдь не значит, что он только включает образцы представленного ему на испытание оборудования или сам садится, скажем, за руль автомобиля, трактора и т.п. (хотя и это не исключено). По сути дела, он проводит глубокую экспертизу опытных образцов. И не только готовой техники, но и всей технической документации к ней (чертежей, схем, описаний блоков и т.п., технических характеристик деталей). Испытание опытного образца – процесс непростой и довольно затратный по времени. Инженер-испытатель не может написать примитивное заключение типа «отличная модель» или, к примеру, «аппарат полностью готов к внедрению». Акты экспертной оценки опытных образцов любого оборудования или транспортного средства занимают подчас десятки и сотни страниц текстов, схем, таблиц и чертежей – десятки мегабайтов на CD-дисках. Ясно, что справиться с такой работой способен очень грамотный в отраслевом плане специалист. К тому же, подписывая составленный акт экспертной оценки, инженер-испытатель юридически возлагает на себя ответственность за здоровье и жизнь людей, которым в случае внедрения принятых к серийному производству опытных образцов новой техники придётся на ней работать. И характеристика безопасности станка или прибора (машины и т.п.) – ещё не всё. Испытателю важно выявить и чисто экономические недостатки образца: насколько он энергоёмок и экономичен в потреблении энергии, каков коэффициент износа его отдельных частей и деталей, какова его производительность и сложность обслуживания в сравнении с уже внедрёнными аналогами. То есть нужно знать все тонкости, касающиеся и оборудования, с которым новый образец будет сравниваться. И часто инженеру-испытателю приходится работать в авральном режиме, потому что заказчики требуют быстрее дать оценку, а руководству исполняющего заказ предприятия (на котором, как правило, работает испытатель) нужно как можно скорее получить на созданный образец сертификаты безопасности и соответствия (назначению) и продвинуть опытный образец на рынке, чтобы найти крупного заказчика на партию испытываемого образца. Деньги же ведь нужны! А теперь представьте, что испытатель нашел в образце массу недостатков, но руководство на него начинает давить: мол, ты чего? Тебе зарплата не нужна? Не продадим прибор (станок, машину и т.п.) – ничего не заработаем. Готовы к таким перипетиям судьбы? В схемах и деталях современной аппаратуры копаться любите? С физикой и математикой в ладах? Тогда карты вам в руки.

2024 ЯСпециалист.ру