(креативный специалист, специалист по разработке, подготовке и проведению рекламных и промо-акций)
Специальности: рекламное дело, реклама и промоушинг, креативная работа, журналистика, литературное дело, реклама и дизайн, бизнес и предпринимательство, маркетинг
Специализация в зависимости от вида рекламы и рекламоносителя (щитовая художественная реклама, видеоклип, рекламный модуль в печатных и электронных СМИ, презентации, оформление витрины, почтовая, полиграфическая реклама и другие виды)
Требуемое образования (уровень образования, типа учебного заведения)
Обычно не ниже средне-специального, но лучше высшее по специальности «рекламное дело». Вполне подходит к этой профессии любое качественное высшее академическое образование. Креативное мышление и умение копирайтера можно наработать самостоятельно.
Отделения рекламы сегодня открыты и на факультетах журналистики университетов, а также в полиграфических средних и высших учебных заведениях
Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии:
Необходимо обладать креативным мышлением и хорошей коммуникабельностью. Однако поступить в учебное заведение по этой специальности может любой желающий, поскольку творческие испытания до экзаменов, как правило, не проводятся.
Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:
Русский язык и литература, иностранный язык*, экономика*, информатика, технология*, культура речи*, делопроизводство*, изобразительное искусство*, фотодизайн*, компьютерный дизайн*, история.
Характер и содержание работы по данной профессии:
Разработка (продумывание, придумывание и написание), подготовка (обсчет, написание необходимых технических и творческих заданий авторам текстов, слоганов, логотипов, иллюстраций и т.п., составление сметы, написание календарного плана рекламных размещений, согласование планов, образов и макетов рекламных материалов и продуктов, заключение договоров на исполнение и размещение рекламы), проведение (контроль за ходом выполнения заказанных рекламных работ и услуг, отслеживание эффекта, доработка и поддержка рекламных акций в их процессе) рекламных акций и кампаний для фирмы-работодателя или фирм-заказчиков. Контакты с разными людьми, участвующими в процессе подготовки рекламных продуктов и размещающие рекламу.
Очевидные плюсы:
Профессия творческая, увлекательная, динамичная, требующая в себе сочетание качеств, присущих разным специалистам, в том числе дизайнеру, копирайтеру, психологу, социологу. Возможность быстро сделать профессиональную карьеру и получать высокие комиссионные и бонусы от реализации товаров или услуг. Частые контакты с представителями творческих специальностей и фирм, изготавливающих и размещающих рекламу, что само по себе интересно. Возможность видеть результаты своего труда в разных СМИ, на улицах, в торговых витринах и в других местах, где размещается реклама.
«Подводные камни», её очевидные минусы:
Полная зависимость от вкусов и желаний клиентов или работодателей. Всё время необходимо доказывать свою профессиональную компетентность, поскольку реклама далеко не всегда и не сразу приводит к ожидаемым результатам. Высокая вероятность потерять работу или получать мало.
Возможные профессиональные заболевания: расстройства зрения, остеохондроз – риск незначительный
Вилка зарплаты (в рублях в месяц)*
В Москве: 15 000 – 50 000 (чаще 25 000)
В крупных областных центрах: 10 000 – 30 000 (чаще 12 000- 13 000)
В глубинке России: 5000 – 8000
А эту профессию часто путают с профессией менеджера по продажам. Удивлены? Но пока это так, и в этом есть своя логика. Дело в том, что некоторые фирмы до сих пор неправильно называют позицию (должность) агента по поиску рекламодателей (заказов на изготовление, либо размещение рекламы) менеджером по рекламе. Но что значит искать клиентов, которые купят в твоей фирме место для размещения (публикации) своей рекламы? Да невооруженным глазом видно, что такая работа связана прежде всего с продажами.
Только в отличие от партий какой-то продукции или товара (заметим сразу: продукция не всегда является товаром, она может быть, к примеру, полуфабрикатом, сырьём, интересным только для переработчика, который на основе полученной сырьевой продукции изготавливает товар), агент или менеджер по продаже рекламных возможностей (по поиску рекламодателей или заказчиков на изготовление рекламы) продаёт либо услуги (скажем, мастеров по созданию художественного образа в рекламе, полиграфического предприятия, которое напечатает вам тираж заказанных рекламных листовок и прочей рекламной продукции), либо место (площади) для размещения рекламных модулей или текстов заказчика.
Понятное дело, что в этой работе налицо своя специфика. Ведь менеджеру по продажам рекламных услуг или площадей, в отличие от менеджера по продажам, приходится обращаться напрямую к потенциальным клиентам, а не к товароведам торговых предприятий. Тут клиент, как привило, солидный, важный, нередко очень придирчивый. И есть отчего. Вы ведь предлагаете ему купить рекламное место, что стоит довольно дорого, а что от размещения рекламы на предлагаемой площади клиент получит, ещё, как говорится, бабушка надвое сказала. Это вам не джинсы в универмаге купить.
Но мы уже забежали вперёд, описываем другую профессию. В этой статье наша задача – рассказать о профессии менеджера по рекламе. А это – совсем другая работа.
И главное её отличие от работы агента (менеджера) по продаже рекламных возможностей (или, как обычно говорят непрофессионалы в этой области, рекламного агента) – это то, что менеджер по рекламе никому ничего не предлагает купить. Он не продаёт рекламные услуги и площади клиентам, а, наоборот, покупает их, то есть сам выступает в роли клиента фирм, оказывающих рекламные услуги.
Задача менеджера по рекламе – разработать и провести такую рекламную кампанию в пользу фирмы-работодателя (то есть фирмы, в которой менеджер по рекламе работает), чтобы продажи рекламируемых фирмой товаров резко пошли вверх. Или, если продажи уже достигли пика, чтобы их уровень не снижался. Во втором случае проводится так называемая поддерживающая рекламная кампания.
Но это всё, как говорится, технологические тонкости работы. Здесь в первую очередь важно понимать, какую ответственность нередко взваливает на себя менеджер по рекламе, которому поручено именно разработать, а не только провести рекламную кампанию. Представьте себе, что фирма по вашей рекомендации потратила, скажем, пятьдесят тысяч долларов на рекламу своего нового товара, и вы при этом распоряжались этими деньгами, заключая договора на размещение рекламы, но в результате рекламируемый товар так и застрял на прилавках. Да, может быть, товар оказался не востребованным: не выдержал конкуренции с уже известными марками аналогичного товара, либо просто не запал потребителям в душу. И вроде вины на вас нет, да только руководству от этого не легче.
Что вы думаете по поводу отношения к вам как к специалисту со стороны руководства в случае такой вот неудачи с проведением рекламной акции?
Да, руководство может вас просто уволить. И не обязательно при этом на вас «обозлившись». Оно может просто закрыть направление (продвижение группы товаров), которое рекламировать поручалось вам. То есть, сегодня фирмы нередко берут на работу менеджера по рекламе на конкретный проект, связанный с продвижением какого-то конкретного товара (группы товаров). И если после проведенной рекламной кампании проект не докажет свою коммерческую привлекательность, его могут просто закрыть как заведомо невыгодный. И вместе с проектом фирма вполне может «закрыть» для себя и менеджера, которого приглашали на рекламу именно этого проекта.
А может и не «закрыть», то есть не уволить вас. Всё зависит от обстоятельств, от человеческих и профессиональных качеств работодателя и намерений фирмы. Вас как не очень удачливого менеджера по рекламе могут перевести на другое направление, освободив при этом от планирования рекламных кампаний. То есть, вам будут поручаться какие-то организационные работы, скажем, собрать сведения о потенциальных рекламоносителях в конкретном секторе. И вам всего-то придётся набрать как можно больше изданий, специализирующихся в заданной товарной нише, закупить образцы, получить от редакций прайсы. Эта организационная работа тоже важна, но она вряд ли способна заинтересовать работника с творческим характером.
Поэтому, чтобы стать действительно специалистом в области планирования и проведения рекламных кампаний и акций, необходимо, во-первых, дотошно изучить рынок рекламных услуг (что за услуги, в какой форме, по каким ценам предлагаются), во-вторых, как можно глубже вникнуть в суть предлагаемых фирмой товаров (услуг) и специфику её работы с клиентами, а в-третьих, выработать в себе следующие качества:
- Умение буквально на лету выделять из качественных характеристик рекламируемого товара ту их часть, которая в принципе хорошо воспринимается в рекламе и её можно образно подать в тексте, клипе, модуле;
- Владение основами креативной работы (то есть, придумывания рекламных текстов, слоганов, образов и т.п.);
- Умение понятно формулировать технические задания непосредственным изготовителям рекламы – копирайтерам (авторам рекламных текстов), дизайнерам, художникам;
- Умение мыслить категориями обратной связи (то есть, потенциального отклика на рекламу со стороны тех, кому она адресована и будет доставлена);
- Умение высчитывать потенциальный экономический эффект от проведения разработанной вами рекламной кампании или даже разового размещения рекламной информации (то есть, затратим столько-то, в результате чего сумеем привлечь внимание к своей продукции такого-то количества потенциальных потребителей – получим примерно такой процент увеличения объемов продажа за такие-то сроки);
- Умение эффективно общаться с разными людьми.
Про последнее скажем особо: менеджеру по рекламе часто приходится завязывать неформальные контакты с сотрудниками фирм, предлагающих рекламные услуги. Это нужно для того, чтобы к поступающим от вас заказов относились внимательнее, а также чтобы выпросить дополнительные скидки по оплате. Руководства самых разных фирм очень ценят рекламных менеджеров, умеющих за счет эффективного общения с представителями исполнителя рекламных услуг снизить итоговую стоимость рекламной кампании.
Стать специалистом по проведению рекламных компаний действительно высокого класса очень и очень непросто. Современные работодатели хотят, чтобы такой специалист был мастером на все руки, то есть не только бы знал основы рекламирования продукции и прекрасно строил отношения с разными исполнителями, но еще и сам бы умел верстать рекламные модули. Конечно, такие специалисты оцениваются заметно выше, чем те, кто не владеет верстальными программами. Однако прежде всего руководство оценивает умение менеджера по рекламе отрекламировать продвигаемые на рынке товары и услуги с как можно меньшими затратами, но при этом с как можно большей экономической отдачей.
То есть, будет у вас получаться так, что после проведения рекламных акций продажи резко возрастут и финансовые итоги рекламного периода покажут рост прибыли, высока вероятность, что руководство будет постоянно поручать вам всё более сложные задачи и, соответственно, повышать вам зарплату. Нет – высока вероятность, что вас перестанут на фирме замечать, а то и вовсе уволят.
Трудно ли вырасти в ценимого руководителями успешных фирм специалиста по рекламе и продвижению товаров и услуг? Разумеется, нужно учиться. Место для получения такой профессии сейчас найти не проблема. Отделение рекламы и маркетинга сегодня существует во многих ведущих вузах страны. Однако не стоит и забывать, что у хорошего, действительно сильного специалиста по рекламе кроме образования и опыта есть ещё и то, что никакими учебными программами не привьёшь. Это – так называемая креативно-коммерческая жилка. Или, говоря проще, талант, как ни странно это звучит, продавца.
Да-да! В первую очередь настоящим талантом продавца обладают именно рекламисты, а не непосредственно продавцы, отпускающие товар покупателю. Ибо что является двигателем торговли? То-то!
Но как в себе обнаружить талант продавца? Пойти испытать себя за прилавком на рынке? Вряд ли это эффективно для такого случая. В этой сфере пока не поработаешь несколько лет подряд, талант не выявишь. А что делать, если профессию получишь, но в процессе работы выяснится, что креативно-коммерческой жилки у вас нет?
И в этом случае вы вполне можете продолжать работать и набирать опыт. Ведь очень часто фирмы предлагают менеджерам по рекламе разработку не всей рекламной кампании целиком, а только её частей – отдельных модулей, планов размещения в прессе, акций по продвижению на торговых точках и т.д. А с такого специалиста высокой экономической отдачи и не требуют. То есть, вряд ли вы станете известным мастером разработки рекламных кампаний, но работать по специальности за среднюю в этой нише зарплату всё равно останетесь.
Кому больше всех подходит эта профессия? Я бы сказал, она интересна, как правило, людям, в первую очередь, исполнительным, склонным (как это опять ни покажется странным), не продавать, а покупать, но при этом покупать не для того, чтобы просто использовать (лично потребить), а чтобы извлечь из покупки выгоду. В данном случае выгоду для фирмы, товары которой надо продвинуть на рынке, отрекламировать всеми доступными средствами. Хорошие менеджеры по рекламе получаются из людей дотошных, для которых доставляет удовольствие выбирать разные варианты того, что нужно купить с целью извлечь выгоду.
Разумеется, в претенденте на эту профессию должен жить постоянный азарт. Но не игрока в рискованные операции, а дельца, стремящегося любой риск свести к минимуму, но с максимальной пользой делу. Обычно такие люди со школьной скамьи отдают дань математике, хотя и не считают этот предмет для себя самым интересным. Просто умение быстро и верно считать для будущих менеджеров по рекламе интуитивно становится жизненно важным.
Ну и конечно, не стоит выбирать эту профессию только из-за того, что она в капиталистическом мире весьма перспективна и распространена: без работы, мол, не останусь. Еще как останетесь, если внутренне рекламу как вид информации не перевариваете. Избранное дело необходимо прежде всего уважать. К нему желательно проявлять интерес как к … в какой-то степени виду искусства. И если вы замечаете в себе склонность прорецензировать рекламные ролики или модули, которые попадаются вам на глаза, если вы не склонны «бегать» по каналам, когда интересная передача прерывается рекламой, и само слово «реклама» не вызывает в вас раздражение и недоверие – вероятнее всего в вас дремлет будущий рекламный мэтр.
Проверили себя у телевизора? Реклама ваш взор сама по себе не отвращает, а не нравится только плохая, с вашей точки зрения, реклама? Тогда станьте рекламным мэтром!