ЯСпециалист.ру

Всегда востребованные профессии

Профессия — Культорганизатор, провайдер

(менеджер по организации праздничных и клубных мероприятий),

Аниматор

Специальность – культурно-просветительная работа

Требуемое образования (уровень образования, типа учебного заведения)

Не ниже среднего + курсы аниматоров, но лучше средне-специальное – культурно-просветительное училище (колледж культуры) или высшее специальное (институт культуры), подойдёт также театральное училище или институт, педагогический университет, музыкальное училище, училище искусств.

Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии:

Средние актёрские способности, чувство ритма, музыкальный слух, отсутствие явных физических недостатков, склонность к общению с разными людьми.

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

Русский язык и литература, музыка, физкультура, история, рисование*, вокал*, танцы*, культурология*, фольклор*, психология*, риторика*

Характер и содержание работы по данной профессии:

Участие в массовых праздниках в качестве ведущих, актёров-массовиков, «затейников»; написание собственных сценариев праздников, вечеров, пикников и т.п., подготовка к проведению праздника по сценарию, вплоть до закупки необходимого оборудования и заказа оформления; работа с детьми на праздничных мероприятиях, включая новогодние ёлки, работа сказочными персонажами по вызову и т.п., вплоть до Деда Мороза и Снегурочки.

Очевидные плюсы

Интересная, живая, азартная в хорошем смысле, творческая работа, нередко связанная со своего рода гастролями по городу или району, постоянное общение с людьми культуры и искусства, радость увлечения людей интеллектуальными и подвижными играми, возможность стать директором Дома культуры.

«Подводные камни», очевидные минусы:

Такая работа кажется не очень серьёзной в плане профессионального роста, в ней действительно мало-реально сделать карьеру, можно до пенсии пробегать в затейниках и пробыть ведущим мелких вечеринок; как правило, не высокий и не всегда стабильный заработок, при этом трудно добиться уважения людей, поскольку большинству россиян культорганизаторы и аниматоры кажутся своего рода шутами, не удачными актёрами и плохими клоунами.

Возможные профессиональные заболевания – не выявлены

Вилка зарплаты (в рублях в месяц)* (если не брать во внимание гонорары телеведущих):

В Москве: 12 000 – 40 000 (чаще 15 000)

В крупных областных центрах: 8 000 – 20 000 (чаще 10 000)

В глубинке России: либо работы нет не совсем, либо в государственных домах культуры или сельских клубах, либо в центрах досуга и творчества детей и юношества, либо на частных вечеринках (тамада и т.д) – от 5000 – 12 000 (чаще 7000)

 

Наверняка, бывая на разных выставках и ярмарках, особенно книжных, вы видели там экзотически одетых людей (скажем, в платье какой-нибудь сказочной королевы или бутафорские доспехи средневекового рыцаря, а то и вовсе в полном соответствии с описание какого-нибудь хорошо вам известного литературного героя или персонажа из фильма). И эти милые с виду чудаки (милые, даже если выряжены в пирата или злого колдуна, вампира и т.п.) либо  фланируют между ярмарочными рядами и выставочными стендами, либо что-то вещают в микрофон. Иногда они просто раздают всем проходящим мимо рекламные листовки или презенты. Но нередко и проводят какую-нибудь массовую игру: викторину, лотерею, подвижные игры, конкурсы. Игры, викторины, лотереи, презентации новых товаров часто ведут и люди, внешне ничем особенным не выделяющиеся, то есть одетые как все. Иногда такие ведущие имеют при себе какой-нибудь фирменный значок или бейджик, иногда поверх обычного костюма или платья надевают футболку с фирменным изображением, подчеркивая тем самым, что представляют определённую фирму, которая и проводит презентацию. Как и «ряженые», просто одетые ведущие, как правило, громко и торжественно говорят, обращаясь, что называется, ко всем сразу. Это и понятно: их задача – собрать вокруг себя побольше любопытных. А для этого необходимо увлечь, заинтересовать.

В принципе, та же реклама. Только, во-первых, живая, то есть в непосредственном общении с людьми, которые проходят мимо ведущего, а во-вторых, построенная в особо занимательной форме. При этом участнику игры как бы внушается мысль о том, что его приглашают не товар покупать (или слушать про этот товар), а просто поиграть, попробовать выиграть приз, показать свои знания, проявить смекалку, попытать, как говорится, счастья, платя за это только несколькими минутами своего внимания.

Но можно проводить с народом игры и без всякой рекламы – просто ради развлечения на каком-нибудь празднике. А праздник может быть: корпоративный (т.е. для сотрудников какого-то предприятия), городской (т.е. проводимый городскими властями), детский (в школе, в детском саду, в центре досуга и творчества и т.п.), семейный. И тогда ведущий и его помощники или пришедшие вместе с ним артисты вовлекают гостей праздника во всякие забавные, весёлые, азартные в хорошем смысле игры, конкурсы, викторины, не связанные с какой-то определённой темой, тем более с рекламой товаров и услуг. Цель таких мероприятий обычно – создать атмосферу беззаботной радости и веселья, наполнить праздник всякого рода состязаниями и юмором, чтобы посетителям было просто весело.

В любом случае такие мероприятия немыслимы без культорганизаторов. Или, как принято называть их сегодня, аниматоров. В принципе, между культорганизаторами и аниматорами всё-таки есть небольшая разница. Скажем так, задача аниматора – вести за собой людей на массовых развлекательных акциях . Он может выступать ведущим праздника (вечера, утренника, презентации и т.п.), а может просто активно участвовать, помогая своему коллеге-ведущему вовлекать в активные действия прохожих или наблюдателей. Словом, аниматор – это главным образом артист массовых развлечений, включая игры, танцы-пляски, конкурсы. А культорганизатор берёт на себя ещё и функции полной подготовки праздничного мероприятия к его осуществлению, то есть планирует дату и время, хронометраж мероприятия в целом и отдельных его частей (актов), формулирует тему мероприятия, пишет или заказывает специалисту сценарий праздника, составляет смету расходов (считает, сколько денег потребуется на проведение), приглашает помощников и актёров, музыкантов (если по сценарию предусматривается их участие), определяет предусмотренные сценарием праздника аттракционы и, если они требуют какого-то специального оборудования, находит его, договаривается с их владельцем, контролирует оплату всех выставленных организующему праздник предприятию счетов от поставщиков заказанных товаров и услуг и, наконец, проводит подготовленное мероприятие в назначенный день и час.

Словом, у культорганизатора, взявшего на себя такие обязанности, хлопот полон рот. Такая работа требует не только организаторских способностей, но ещё и безупречной памяти, некоторой придирчивости в оценках того или иного оборудования, особой внимательности и наблюдательности. Рассеянный культорганизатор обязательно заставит нервничать своих коллег, потому что непременно что-нибудь во время подготовки к празднику перепутает или забудет. И потом, если Вам интересна такая работа, заранее готовьтесь к непредсказуемому графику. Так чтобы, скажем, с 9.00 до 18.00 – культорганизаторы и аниматоры не работают. Праздник может проходить и в выходные дни, и после 18-ти часов, иногда он длится всего два-три часа, а иногда начинается, к примеру, в полдень, а заканчивается в полночь.

И уж, конечно же, забудьте про новогодние каникулы – у работающего (в смысле, у не безработного) культорганизатора-аниматора в этот долгожданный многими людьми период как раз самая горячая пора.

К трудностям профессии в первую очередь следует отнести:

— Неопределенный по времени и графику рабочий день и рабочую неделю;

— Высокие эмоциональные, а подчас и физические нагрузки, усугублять которые может необходимость длительного нахождения в театральном костюме;

— Работу в условиях улицы (не всегда и не постоянно, но этот фактор не следует сбрасывать со счетов);

— Общение с большим количеством людей одновременно, нередко не подготовленных к участию в празднике, попавших на него случайно, а то ещё и не совсем адекватно себя на нём ведущих;

— Необходимость таскать с собой антураж, призы и костюмы, а то и самостоятельно их готовить к работе;

— Нестабильность рабочей нагрузки (т.е. количества заказов), чередование длительного простоя в работе с авралами, когда приходится буквально разрываться, чтобы успеть в несколько место в один день.

Те же, кто устраивается на работу в Дом культуры или Дом отдыха (пансионат, санаторий), с трудовой книжной и на твёрдый оклад, либо недовольны сравнительно невысокой зарплатой, либо вынуждены на работе ночевать, поскольку она находится вдали от дома (дом отдыха, турбаза), а основная масса развлекательных мероприятий там проводится в вечернее время.

Но главное, что больше всего обычно смущает в этой работе родителей выпускников школ, которые выбрали для себя профессию аниматора, – это кажущаяся взрослым людям её несерьёзность. И если не считается зазорным парню или девушке поработать аниматором во время каникул или, предположим, год-два (ну пусть пять), то аниматор в зрелом возрасте нередко воспринимается чудаком, своего рода любителем повеселиться. Вроде того, не актёр, не режиссёр, а какой-то петрушка. Ну не будешь же до старости прыгать с детьми (или с захмелевшими взрослыми) вокруг ёлки?

С возрастом аниматор обычно, как принято говорить в профессиональной среде, оперяется. То есть становится либо преподавателем аниматорского дела, либо руководителем театрального кружка в школе, либо заведующим отдела в учреждении культуры, а то и директором такого учреждения. Наиболее удачливые и энергичные аниматоры вырастают в руководителей собственных проектов в шоу-бизнесе. Ну а из кого-то получаются неплохие менеджеры по продажам и специалисты по рекламе.

На аниматора, в принципе, можно и не учиться. Но в наш век тотальной образованности лучше все-таки окончить соответствующее учебное заведение. Из средне-специальных – это культурно-просветительное училище (колледж). Из высших – институт культуры. Многие культорганизаторы-аниматоры вышли из актёрской профессии, некоторые пришли в эту сферу даже из журналистики и образования. Но нужно помнить, что аниматор должен обладать не только сильными коммуникативными способностями (то есть уметь запросто и по-свойски общаться с людьми да ещё с целой толпой сразу), но и высокой физической выносливостью. Поэтому если вы не в ладах с физкультурой, но хотите стать аниматором, физические нагрузки вам придётся полюбить. Ну и, конечно же, культорганизатор немыслим без хорошо поставленной устной речи и грамотного языка. Плюс ко всему перечисленному аниматор должен быть ещё и эрудированным человеком. Так что не ленитесь хорошо учиться по всем предметам, включая географию и химию.

Сдавать же на отделение культурно-просветительной работы или организации досуга вы будете, как везде, сочинение, русский язык и литературу устно, возможно историю и, разумеется, специальность. Да-да! Вам придется прямо в зале организовать экзаменаторов на массовую игру или провести среди них викторину. Но могут и просто попросить рассказать стишок, басню, юмористический монолог, спеть и станцевать, сыграть на чём-нибудь. Почти как в театральный вуз на актёрское отделение. Только конкурс на аниматора обычно во много раз меньше. Так что дерзайте, будущие весельчаки и организаторы активного досуга трудящихся! Удачи.

2024 ЯСпециалист.ру