Специальности: академический хор, народный хор, народные инструменты (баян, домра, балалайка и др.) и другие музыкальные, танец (академический, бальный, народный, спортивный), прикладное искусство и другие
Требуемое образование:
Средне-специальное (руководитель клубного коллектива, преподаватель музыкального инструмента, педагог-вокалист, преподаватель-хореограф, преподаватель макраме и т.д. из прикладного искусства) – музыкальные училища, училища искусств, колледжи современного и фольклорного искусства, колледжи культуры
Высшее (квалификации те же, только высшие) – институты культуры, институты и академии искусства
Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:
Те же, что и для музыкантов-исполнителей и преподавателей и артистов эстрады. Для руководителей кружков прикладного искусства (макраме, вышивка, резьба по дереву и т.д.) – способности к рукоделию и мастерству в избранном виде народных ремёсел.
Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:
Музыка, рисование, русский язык и литература, игра на музыкальном инструменте, занятия вокалом или танцами, физкультура, история, рукоделие*
Характер и содержание работы:
Творческий, педагогический, организационный. Работа в клубах и Домах (Дворцах) культуры, центрах досуга и творчества детей и юношества, на станциях юных техников, в системе дополнительного образования: набор участников руководимого коллектива, коллективные и индивидуальные занятия, подбор репертуара, при необходимости поиск помещений и инструментов для занятий, планирований концертной либо выставочной деятельности коллектива, организация и проведение концертов либо выставок, в случае хозрасчётной деятельности – организация сбора взносов родителей или взрослых участников коллектива.
Очевидные плюсы
Погружение в творчество, увлечение им детей и молодёжь, все прекрасные моменты общения с людьми, увлечёнными творческим процессом. Понимание важности профессии в культурном развитии нации.
«Подводные камни», очевидные минусы
Неадекватно оплачиваемый труд, низкий уровень его престижности в обществе вкупе с высокой конкуренцией, субъективный характер оценки вашего труда со стороны руководства, трудности набора способных и действительно стремящихся овладеть преподаваемым вам видом искусства учеников, связанное со значительным снижением творческой мотивации среди детей и молодёжи.
Возможные профессиональные заболевания: вегетососудистая дистония, сердечно-сосудистые заболевания – риск незначительный.
Вилка зарплат (в среднем в месяц):в зависимости от разряда ЕТС и нагрузки:
В Москве и Московской области: 8000 – 25 000 (чаще 12 000)
В крупных областных центрах: 6000 – 18 000 (чаще 9000)
В глубинке России: 4000 – 7000 (в ряде регионов поиск работы сомнителен)
Интерес к профессии руководителя клубного коллектива в большинстве случаев возникает у выпускников школ (чаще у девушек, чем у юношей), посещавших какие-либо кружки или коллективы в центрах досуга и творчества детей и юношества или государственных домах (дворцах) культуры, либо учившихся в музыкальных школах или школах искусств. И лишь небольшая часть абитуриентов училищ или институтов искусств (культуры), подающих документы на «кружковое» отделение, посещали школьные кружки, студии на станциях юных техников, в платных детских центрах либо вообще не занимались ни в каких кружках.
Кстати, те, кто не ходил ни в какой в клубный или школьный коллектив искусств, но при этом брал уроки танцев (или пения, музыки, актёрского мастерства) у частного преподавателя либо вообще танцевал или пел для себя дома, нередко поступают в институты культуры с первого захода. Всё дело, конечно же, в индивидуальных способностях и стремлении действительно освоить профессию руководителя творческого коллектива.
А теперь выясним, чем отличается работа руководителя творческого коллектива или, скромнее, кружка, от работы преподавателя по какому-либо виду искусств. Но для начала обозначим, какие творческие коллективы вообще бывают.
Итак, перечисляем:
- фольклорный ансамбль – коллектив любителей и ценителей национальных традиций (разработанных и внедрённых в жизнь самим народом, то есть конкретные авторы конкретных песен, танцев, прибауток, плясовых и т.д. остались неизвестными), сочетающих в своём творчестве, как правило, народное[1] пение, наигрыш на народных музыкальных инструментах[2], народный танец и пляску, народные обрядовые игры (мини-театрализация) и народное устное творчество (рассказы сказок, прибауток, шуток и т.п.), при этом выступления проходят обычно в стилизованных под конкретную историческую эпоху костюмах, которые обычно изготавливают сами самодеятельные артисты;
- народный хор – достаточно многочисленный (не менее 15 человек) певческий коллектив, также выступающий в народных костюмах под старину, в той же народной манере; народный хор, по сути, это большой фольклорный ансамбль, который может и просто петь, и сочетать пение с танцем и наигрышем;
академический хор – также многочисленный певческий коллектив, но выступающий в международной академической манере в академических костюмах (чаще это обычные классические костюмы школьного покроя) с академическим дирижёром а капелла (без сопровождения) либо в
- сопровождении фортепиано (в исключительных случаях баяна) или (чрезвычайно редко) оркестра (чаще симфонического или духового);
- Группа академического вокала – почти то же, что и академический хор, только маленький (не более 7-8 исполнителей);
- Фольклорный ансамбль песни и пляски – по сути, сильный в исполнении народный хор, при котором существует ансамбль народного танца и ансамбль (оркестр) народных инструментов;
- Танцевальный коллектив – это понятно, видимо, всем; обычно там осваивают классический бальный танец (коллектив бального танца) либо современный эстрадный (коллектив современного танца), но бывают и экстравагантные коллективы, к примеру, чечёточников (степ) или эстрадного танца прошлого (рок-н-рол и т.п.), есть и коллективы спортивного танца;
- ВИА (вокально-инструментальный ансамбль) или рок-группа – тоже понятно всем;
- Оркестр народных инструментов, духовой оркестр, эстрадный оркестр (и очень редко – симфонический оркестр) – коллектив музыкантов, осваивающих разные, входящие в традиционный состав оркестра того или иного вида, инструменты[1] и исполняющих совместно под руководством дирижёра разные народные, эстрадные и классические произведения;
- Изостудия – коллектив художников, осваивающих живопись, графику, акварель, мозаику, скульптуру или другой вид изобразительного творчества;
- Студия художественного слова или поэтическая студия чтецов – коллектив единомышленников, увлечённых выразительным чтением отрывков художественной прозы или стихотворений известных авторов;
- Театральный коллектив – думаю, это тоже понятно всем;
- Театр пантомимы – коллектив актёров, изображающих действие жестами, без слов;
- Кукольный театр – тоже ясно, чем там люди занимаются;
- Коллектив сценического кукловождения – тут люди сами создают себе больших кукол и сами учатся их водить по сцене с помощью разных нитей и приспособлений, изображая за них голосом пение, чтение и разговор;
- Студия мягкой игрушки – коллектив изготовителей разных игрушек из плюша и разных других мягких материалов;
- Макраме – тоже, думая, объяснять не надо;
- Фотомоделирование (фотостудия) – и это, видимо, не требует разъяснений, ясно, что тут учатся делать постановочные снимки и моделировать их так, чтобы получались несколько необычные или особенно выразительные фотокомпозиции.
На этом и остановимся, потому что кружки, скажем, вязания, кройки и шитья и прочего из этого ряда относятся к прикладному самодеятельному творчеству, а кружки типа астрономический, математический, русского языка, биологический, технический и т.п. – это сфера науки и техники. По двум последним направлениям в учебных заведениях искусств и народного творчества не обучают, а ведут эти кружки обычно школьные преподаватели или увлечённые преподавательским делом мастера-специалисты в своей области.
Думаем, вы поняли, что прежде чем остановить свой выбор профессии на руководителе творческого коллектива, нужно понять, что из искусств вам ближе, что
больше увлекает, а потом хотя бы полгода перед поступлением позаниматься в коллективе избранного вами вида творчества. Однако сразу предупреждаю по поводу руководителя академического хора, любого оркестра и ансамбля, в том числе и электронных инструментов: даже если вас возьмут учиться после прослушивания по специальности (пение, игра на музыкальном инструменте) и успешной сдачи сочинения и другого гуманитарного предмета (или по конкурсу результатов ЕГЭ), то имейте в виду, что для успешного овладения любым музыкальным инструментом и хоровым дирижированием необходимо иметь хорошую начальную подготовку и знание элементарной нотной грамоты. Иначе вы либо во время учёбы в колледже искусств и культуры (культ-просвет-училище) или университете культуры (институте искусств и т.п.) можете понять, что музыку на требуемом уровне просто не тянете, либо это же обнаружится во время работы в каком-либо ДК или центре культуры. И тут надо отчётливо понимать, на что вы идёте.
Во-первых, руководитель кружка, как правило, получает ещё и квалификацию преподавателя, то есть его уровень исполнительства (в музыке, танцах и т.д.), по идее, не должен быть ниже, чем у учителя соответствующей специализации (специальности), работающего в музыкальной (танцевально и т.п.) школе или многопрофильной школе искусств.
Разумеется, всегда есть возможность повысить свою квалификацию, уделяя больше внимание именно специальному мастерству (игре на инструменте, танцу, пению, рукоделию – в зависимости от того, что вы избрали) Но тогда надо быть готовым к активным многочасовым занятиям, многие из которых учащимся, начавшим постигать азы мастерства в избранном виде творчества, кажутся бесплодными. И тут уж, как говорится, Бог даст – либо вы втянетесь и выйдете на приемлемый уровень и даже обгоните своих коллег, пришедших в учебное заведение уже подготовленными по программе школы искусств, либо разочаруетесь и… получите диплом, по которому не сможете работать.
А теперь о том, что на самом деле представляет из себя работа руководителя клубного творческого коллектива. Если вы ходили в какой-то кружок, то вам уже известно, что руководитель ведёт с участниками творческого коллектива занятия, он же и решает, кто из участников и что конкретно к кружке будет делать как исполнитель и принять ли его в коллектив вообще. Ну ещё кроме занятий руководитель иногда устраивает с кружковцами чаепитие, организует культпоходы на концерт артистов, специализирующихся на том же творчестве, которым занимается коллектив, а потом проходят красивые обсуждения, руководитель рассказывает о разных мастерах этого вида искусства интересные подробности. Иногда встречается с родителями участников, если это детский коллектив, причём дети чаще всего выступают перед родителями со своим концертом.
Но самое волнующее событие в жизни любого творческого коллектива (и детского, и взрослого) – это годовой отчётный концерт на большой сцене учреждения, в котором занимается этот коллектив. Кроме того, многие коллективы часто ездят с концертами по другим учреждениям культуры, на предприятия, в школы, даже в другие города и…каким-то коллективам удаётся вырасти до уровня, когда их начинают приглашать на разные фестивали и слёты в другие страны. Так вот, чтобы стать такими известными, руководителю приходится стараться, не жалея себя. И всё равно многое зависит не только от усердия и таланта руководителя, но и от элементарного везения.
Трудность работы руководителя кружка сегодня, прежде всего, заключается в том, что заниматься творчеством нынешние дети и молодежь, не говоря уже о взрослых людях, не очень-то хотят, даже бесплатно. Наиболее популярны среди детей и молодёжи – бальные, эстрадные и спортивные танцы. Но и конкурс на обучение по этим специальностям тоже весьма заметный. А это значит, что требования к абитуриентам на вступительных экзаменах по специальности (в данном случае танцу) тоже высокие. Тем не менее мы заранее считаем, что вы добились своего и получили заветный диплом. Так вот, куда бы вы ни пришли устраиваться на работу – в хозрасчетный или бюджетный центр досуга (ДК и т.п.), даже в просто общеобразовательную школу (почем нет?), чтобы получать зарплату, вам надо будет набрать группу участников коллектива и приступить к занятиям.
В хозрасчётные танцевальные студии (на курсы) обычно приходят много желающих, если не задирать цену обучения. Но удержать их в течение, скажем, года – далеко не просто. Ведь многие танцоры приходят в такие студии вовсе не ради танцевального искусства, а либо потому что это, с их точки зрения, «круто» и повышает рейтинг в глазах противоположного пола, либо они и вовсе ставят цель найти таким образом пару и – прощай танцы.
Ещё труднее создать хор или оркестр. В оркестр нередко дети идут более охотно, особенно малыши, которых привлекает сама возможность поднять в глазах сверстников и более старших детей свой статус, выступая на сцене с балалайкой (трубой и т.п.) в руках в ряду оркестрантов, перед которыми «машет палочкой» бородатый дядя дирижёр. Но, быстренько набив о струны мозоли и не добившись при этом сколь-нибудь заметного результата в освоении инструмента (научиться играть даже самые примитивные аккорды – нелегко), часть таких оркестрантов переходит в кружок «попроще» или вовсе теряет интерес к занятиям в каких-либо кружках. И руководителю нужно иметь, образно выражаясь, пять тонн терпения и быть при этом до мозга костей преданным своему виду творчества, без устали ходить «в народ», то есть по школам, детским садам, встречаться с родителями на родительских собраниях, самому играть, вести туда детей, которых уже удалось чему-то научить, и увлекать, с жаром пропагандировать любимое искусство, не взирая на низкую эффективность таких мероприятий.
Словом, с миру по нитке, шаг за шагом сегодня создаются творческие коллективы, колоссальным трудом. Кроме падения популярности самодеятельного творчества в народе у руководителя возникают проблемы и с помещением, и с нотами, которые сейчас продаются редко, тем более хоровые и оркестровые партитуры, доступные для исполнения начинающих и неопытных музыкантов и певцов. Не меньше проблем такого рода и у руководителей изостудий, коллективов народных ремёсел, театральных. А главное – очень трудно найти место, чтобы и ездить на работу было недалеко, и зарплата позволяла бы не бегать по трём-четырём работам, а с отдачей трудиться на одном месте.
Считается, что больше всех получают танцмейстеры, поскольку у них всегда более массовые коллективы и они чаще выступают на концертах (научить танцевать на уровне любителя, чтобы это с интересом воспринималось со стороны, гораздо проще, чем играть на музыкальном инструменте, петь или, скажем, делать скульптуры). Тем не менее в училищах искусств и культуры, например в Государственный музыкальный колледж
эстрадного и джазового искусства (Москва), Ленинградский областной колледж культуры и искусства (Питер) и другие к поступающим на музыкальные отделения предъявляются повышенные требования на испытаниях по специальности. Тоже можно сказать и про разные институты культуры и искусств.
Несмотря на, прямо скажем, невысокие, а нередко и просто смешные зарплаты руководителей творческих коллективов, желающие обрести эту профессию в России есть и между ними всегда будет своего рода здоровый конкурс. Хотите постоянно в нём участвовать? Не мыслите жизнь вне народного творчества, вне искусства? Ставите его в своей жизни выше материального благополучия? Тогда чего же вы раздумываете?
А главное ребята, вы не представляете, как там интересно учиться. Вот я, автор этих строк, недавно заглянул на сайт одного из колледжей искусств, увидел там яркие фото симпатичной молодежи с баянами и домрами в руках, в красивых народных костюмах, с горящими глазками и вспомнил свою музыкальную юность – аж сердце защемило. А уже если кому удаётся создать полноценный творческий коллектив, который становится любимцем города (села), то вы не представляете, что ощущает этот человек в сердце своём. Наверное, не всё в нашей жизни решают деньги. Так вот, юные художники и будущие художественные руководители. От всей души как музыкант и бывший работник культуры завидуя вам и желаю огромных творческих успехов.