ЯСпециалист.ру

Всегда востребованные профессии

Профессия — Журналист, телерепортёр, телеведущий

(а также корреспондент, обозреватель, редактор отдела в СМИ, фотокорреспондент, литературный сотрудник газеты)

 

Специальности:  журналистика, международная журналистика, тележурналистика, военная журналистика

Специализация в зависимости от избранной тематики или второго (дополнительного) образования (культура, экология, экономика и финансы, бизнес и предпринимательство, политика, наука, отраслевая журналистика: медицина, телематика, транспорт и т.д.)

Требуемое образования (уровень образования, типа учебного заведения):

Высшее журналистское (журналист, журналист-международник, тележурналист, военный журналист) – факультеты журналистики университетов либо издательско-полиграфических вузов, фотохудожественное отделение кинооператорского факультета ВГИКа

Высшее филологическое (литературный работник, филолог, преподаватель русского языка и литературы, переводчик с иностранного) – Литературный институт имени А.М. Горького, филологические факультеты университетов

Высшее гуманитарное (с любой квалификацией) + факультет или курсы журналистики для лиц, имеющих высшее образование

Высшее в любой отрасли экономики  + факультет или курсы журналистики для лиц, имеющих высшее образование.

Примечание*. Не менее половины всех успешных журналистов имеют образование, никак не связанное с журналистикой и издательским делом. Главное для таких журналистов – успешное владение темой, которую они ведут в том или ином СМИ.

Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии:

Неподдельный интерес к общению с разными людьми, поиску труднодоступной информации, к расследованию разных тайн и загадок, стремление докопаться до правды и рассказать об этом другим людям. Кроме того, необходима с рождения развитая наблюдательность за происходящим вокруг, а также способность запоминать большие объёмы информации и внятно излагать собранную информацию в виде материала, подаваемого для публикации. На творческом конкурсе во время поступления на факультет журналистики выявляются не всегда, способность писать для газет и журналов может развиться со временем на базе качественного академического образования. Желательны также хорошая физическая и психологическая выносливость, способность преодолевать преграды, чинимые людьми, не заинтересованными в публикации каких-то социально важных сведений. Очень важно умение непринуждённо общаться с незнакомыми людьми, быстро заводить новые знакомства и в беседах «раскручивать» людей на откровенность.

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

Русский язык и литература, иностранный язык*, история, география, физкультура, журналистика*, информатика, компьютерный набор, фотодело (оперативная съёмка), культура речи*

Характер и содержание работы по данной профессии:

Поиск разной информации и тем согласно потребностям СМИ, в котором работаете, организация контактов с нужными людьми, проведение интервью, написание журналистских произведений для публикации или выхода в эфир, организация прямых съёмок (для тележурналиста), командировки в разные точки мира, страны, области (в зависимости от статуса СМИ, в котором работаете), вычитка сверстанных материалов («свежая голова»), другое дежурство в редакции.

Очевидные плюсы

Профессия творческая, увлекательная, динамичная, литературная, публичная, требующая в себе сочетание качеств, присущих не только мастерам пера, но и актёрам, психологам, следователям, социологам, аналитикам, редакторам, организаторам, гидам, спасателям и представителям других профессий. Возможность быстро сделать профессиональную карьеру и получать высокие гонорары. Постоянные встречи с интересными людьми, порой широко популярными, в том числе со звёздами эстрады, оперы и балета, спорта и т.д.

«Подводные камни», очевидные минусы

Одна из самых рискованных для здоровья и жизни профессий. К тому же в ней высок риск остаться неоценённым и невостребованным, либо всю жизнь «просидеть» в каком-нибудь малоизвестном издании для узких специалистов или районной газете, которую читают в основном пенсионеры. Успешным журналистам приходится мотаться по командировкам, что существенно затрудняет личную жизнь. Высока вероятность угодить под суд.

Возможные профессиональные заболевания: расстройства зрения, вегетососудистая дистония – риск незначительный

Вилка зарплаты (в рублях в месяц)*

В Москве:  15 000 – 150 000 (чаще 25 000)

В крупных областных центрах: 10 000 – 30 000 (чаще 12 000- 13 000)

В глубинке России:  6000 – 20 000 (чаще 12 000)

 

Наконец-то мы добрались до одной из самых престижных и самых…искажённых по представлениям молодёжи профессий. Я имею в виду, что во все времена (а нынешнее – не исключение) о работе журналиста мечтающие овладеть этой профессией юноши и девушки думали совсем иное, чем существует в реальности.

Прежде всего, молодые люди склонны полагать, что журналистэто круто. Скажу сразу: далеко не для всех и далеко не всегда.

Школьники упорно не хотят верить в то, что заработки журналистов в основной своей массе не выше заработков электриков на стабильно работающем заводе. Но что дети? Однажды сотрудница нашего издательства спросила меня, сколько мне заплатили за сравнительно большую статью в новом глянцевом журнале. Когда я назвал цифру 3000, она решила, что речь идёт о долларах. И жутко удивилась, когда я уточнил.

Короче, прошу всех, кто мечтает о баснословных гонорарах за публикации, на которые, якобы, можно жить, не работая, усвоить следующее. Жить на одни только журналистские гонорары в принципе можно. Но мало реально. Более менее крупные, сравнимые со среднемесячными заработками гонорары получают единицы. Это, как правило, журналисты, достигшие всенародной известности. Основная же масса журналистов пашут с утра до вечера, выполняя задания редакции. И требования к этим заданиям с годами не падают. Редакторы современных изданий, ищущие новые перья, часто жалуются друг друга на стремление выпускников факультетов журналистики (и вообще молодых авторов) к халтуре. В ответ на объявления типа «редакция приглашает внештатных корреспондентов с перспективой зачисления в штат» девять претендентов из десяти присылают одно лишь резюме, некоторые свои красивые фотографии. Но редактору нужны хорошие материалы, которые можно было бы поставить в номер. Когда же кандидат на вакансию выполняет просьбу редакции что-нибудь написать на конкретную тему, присылает он в конечном итоге либо какой-то из своих старых, кое-как переработанных материалов (что он старый, опытный редактор видит сразу), либо вообще компиляцию чужых материалов, взятых из Интернета. А нужно провести беседы с разными людьми (и далеко не с первыми встречными), с которыми требуется, мало того что, созвониться, так ещё и договориться о встрече. Интересные редакциям люди, как правило, труднодоступны.

Самое трудное в профессии журналиста, каким бы странным это ни казалось на первый взгляд, один к одному совпадает с самым трудным в профессии менеджера по поиску клиентов. То есть труднее всего, оказывается, не писать так, чтобы все хвалили, а общаться с разными людьми, на момент разговора, как правило, незнакомыми.

Казалось бы, какие проблемы? Вы же не на деньги хотите раскрутить нужного человека.

 

Да, нередко журналист даже сам предлагает нужному человеку деньги (и начальство журналисту для этих целей деньги специально выделяет). И нужный человек всё равно отказывает в информации. Или говорит с ним совсем не о том, что требует от журналиста редактор. Почему? Всё очень просто. Часто от журналиста требуется «вытащить» информацию или мнение, которое кого-нибудь очень сильно скомпрометирует. И этот кто-нибудь очень часто бывает либо тем самым нужным человеком, либо его начальником.

В ежедневных газетах, освещающих, скажем, криминальные новости, от репортёра нередко требуют добыть и изложить в репортаже сведения, разглашение которых может помешать оперативной работе милиции. Естественно, что прибывшие на «жареные» факты оперативники стараются не общаться со сбежавшимися к месту происшествия репортёрами, часто даже норовят прогнать, запугать, просто помешать собирать материал для публикации. Бывает, и фотокамеру разобьют, и по физии смажут, чтобы корреспондент убежал «лечиться». И даже очень грамотный, интересно и быстро пишущий человек с дипломом журналиста нередко пасует перед такими преградами.

Вы скажете, что я привожу в пример явные крайности, мол, не во всех изданиях требуют срочно «влезть в окно там, где не пускают в дверь». Верно — много ещё в мире изданий, в которых публикуют просто хорошо написанные статьи и очерки. Вопрос в том, о чём писать. Скажем, вы любите писать о театре и нашли издание, публикующее материалы о разных театрах, актёрах, режиссёрах.  Допустим, там требуются корреспонденты и вам сходу дали задание написать о жизни актёра. Разумеется, известного, которого знают массы зрителей. Допустим даже, что редактор (пойди найди такого) за вас договорился о встрече с этим актёром. Вы пришли к нему. Думаете, всё? Материал в кармане? Это как сказать.

Известные актёры – люди не только очень занятые, но ещё, как правило, и капризные. (И не только известные актёры, а вообще все известные люди). И если вы лично покажетесь этому человеку неинтересным собеседником, вряд ли что от него добьётесь. Он скажет вам несколько банальных, никому не нужных фраз, а потом ещё и пожалуется на вас редактору: мол, корреспондент пришёл не подготовленным к беседе. И придётся вам, скорее всего, искать другую редакцию.

Часто начинающие журналисты пишут консультационные материалы о гриппе, о косметике, юношеских прыщах, совершенно не ссылаясь на источники, из которых брались сведения. Ясно, что никакой редактор не захочет публиковать то, что не вызывает доверия у читателя. Представьте, что вы прочитали о том, какие симптомы проявляются при гепатите С, но вместо подписи специалиста медицины увидели просто подпись типа «Маша Иванова». Никто не захочет и платить за этот, явно чужой, материал.  Другое дело, если о болезнях или других специальных проблемах корреспондент берёт интервью у широко известного, авторитетного в научных кругах специалиста. Но ведь с ним надо и договориться о встрече, и грамотно построить беседу. А это требует, во-первых, высокого уровня коммуникабельности, во-вторых, грамотной, безукоризненной речи, в-третьих, знания темы хотя бы на уровне любителя.  А главное – нужно быть просто интересным собеседником. Большая беда для многих начинающих журналистов – это неумение при встрече с нужным человеком повести разговор по нужному редакции руслу. Многих юношей и девушек, пробующих себя в журналистике, буквально в ступор вводит необходимость очаровать собеседника. Вместо того чтобы уже по телефону, в момент первого, заочного, знакомства с предполагаемым собеседником (поставщиком нужной информации) говорить раскованно и увлечённо, молодые люди и девушки нередко ограничиваются дежурными фразами типа «здравствуйте, я из газеты такой-то, мне поручено взять у вас интервью на тему…», да ещё произносимыми голосом, вызывающим вместо расположения к говорящему желание скорее положить трубку. Отсюда и стремление молодых журналистов черпать материал для публикации из Интернета, что не нравится ни редакторам, ни читателям.

Но если вы всё-таки неутомимая балаболка, которую не парализуют язвительные, а подчас и явно грубые ответы интервьюеров, если общаться с людьми для вас – это увлекательно и просто необходимо для ощущения полноты счастья, если у вас к тому же гипертрофированный интерес ко всему, что происходит в жизни вокруг вас и ничто не оставляет вас равнодушным, если вам про все хочется дознаться, докопаться – журналистом быть вам на роду написано.

А вообще есть такая шутка: чем отличается журналист от следователя? Ответ: ничем; оба они всё вынюхивают и всех расспрашивают. Только журналист все про всех разбалтывает, а следователь все про всех утаивает. И поэтому следователь терпеть не может журналиста.

Где учатся на журналиста? Разумеется, на факультетах журналистики. Автор этой книги, к примеру, закончил факультет журналистки МГУ имени Ломоносова. Однако если попасть на этот заветный факультет вам не удастся – не спешите записывать себя в неудачники. В реальной журналистике лишь четверть, а то и меньше всех состоявшихся специалистов имеет диплом журналиста – большинство успешных корреспондентов, репортеров, публицистов и редакторов закончили другие факультеты, причём совершенно разные. Журналисты получаются не только из филологов – из биологов, математиков, историков, инженеров, врачей и представителей других профессии тоже. Ведь как шутят многие выдающиеся мастера пера, журналист – не профессия, а призвание, состояние души. Не будешь интересным для самых разных людей человеком – никогда не сможешь писать для разных людей интересные материалы. А чтобы стать интересным человеком, не обязательно освоить газетно-журнальное (телевизионное и прочее) дело в университете. Нужно быть просто грамотным, разносторонне развитым, обаятельным человеком с активной жизненной позицией. И тогда всё у вас получится.

Но если вы всё-таки надумали поступать на факультет журналистики, то сразу же идите в любую местную редакцию, знакомьтесь с её сотрудниками и просите у них задание. Прежде чем вас допустят до экзаменов, вам придётся представить в приёмную комиссию не меньше пяти публикаций (причём три из них – за последний перед поступлением год).

Начинаются экзамены, как правило, творческим сочинением. То есть абитуриентам дают на выбор несколько тем, например, «Встреча, которая мне запомнилась». И нужно будет написать на эту тему статью в газету или журнал. И тут стоит отойти от распространенного в порекомендовавшей вас к поступлению на факультет газете стиля, а постараться написать так, будто вы разговариваете с вашим любимым другом, которого долго ждали и наконец-то дождались. Выдержите этот конкурс – пойдёте на собеседование.

Вас там могут спросить о чём угодно: какой тираж у газеты, в которой вы печатались, на кого она ориентирована, почему вы думаете, что из вас получится журналист. Звучат вопросы и вовсе на первый взгляд не относящиеся к теме. Одного абитуриента из моего потока, к примеру, спросили, когда он женится. А что вы хотите? Журналист должен быть находчивым, уметь поддержать беседу на любую тему.

Но вот вы допущены до основных экзаменов. И вам придётся сильно попотеть на сочинении по литературе. И если на творческом сочинении обычно дозволяется сажать орфографические и пунктуационные ошибки, то в сочинении по литературе и русскому языку – ни боже мой. Но ведь нужно будет писать, по сути, анализ литературного произведения классика, изучаемого в школе. Я, например, писал сочинение на тему «Общее и различное в комедиях Гоголя «Ревизор» и Грибоедова «Горе от ума». Жутко трудная тема. Но я получил за нее заветную четвёрку. А многие из тех, кто выбрали тему «Война 1812 года в романе «Война и мир» Толстого» получили двойки.  Думали, уж про войну-то напишут. Но тему раскрыть не сумели. Ведь нужно ещё и цитировать, и анализировать, причём не только сюжетный ход произведения, но и стиль автора, его язык. Лев Толстой –  писатель очень трудный для понимания вчерашнему школьнику. В любом случае, литературу надо знать хорошо. Кроме неё придётся сдавать и иностранный язык, возможно ещё и историю. Мы сдавали в конце русский язык и литературу устно.

Ну и потом ведь учиться придётся. А главное – профессия журналиста конкурсная. То есть диплом ещё не гарантирует работу по этой профессии. Всегда придётся доказывать, что твои статьи не только безукоризненны с точки зрения стилистики, знания темы и грамотности изложения, но ещё и кому-то нужны, кто-то будет из-за них покупать газету или журнал, слушать радио и т.п..

Последнее, что бы мне хотелось сказать будущим абитуриентам факультетов журналистики, – это проблема безопасности журналиста. В принципе, для многих современных журналистов она вообще не существенна. Здесь очень многое мифологизировано. То есть, большинство информационно-литературных сотрудников СМИ пишут на темы, не затрагивающие, скажем так, чью-либо безнаказанность и не требующие нахождения в опасных местах. В горячие точки, равно как и на операции по обезвреживанию террористов (грабителей и т.п.) попадают, как правило, не более одного журналиста из ста. И конкурс на такую работу чаще всего довольно высок. Правда, можно рисковать жизнью и при сборе материала о совсем мирных делах. Это уже зависит от характера журналиста. Один мой знакомый журналист, пришедший в СМИ из юриспруденции, однажды отважился прыгнуть с парашютом из АН-2 вместе с молодыми спортсменами. Мало того, что у него не было к тому моменту никакого опыта прыжков с парашютом, так и в возрасте он был уже далеко не юном. В результате журналист сломал себе ногу и повредил позвоночник, к счастью, инвалидом от этого не стал. Автор же этих строк во время студенческой практики не испугался полезть на металлический каркас строящегося здания, пройти, держась за страховочный трос, по подкрановой балке шириной полметра и в конце без всякой страховки прыгнуть с каркаса на крышу рядом стоящего здания. Одно неудачное движение, и меня бы уже тогда не было в живых. Но после того случая я без всякой задней мысли спустился вместе с шахтёрами в шахту, где на меня едва не обрушился тяжеленный ком породы. Хорошо, бригадир успел оттолкнуть меня в сторону ещё за полминуты до того, как оползень сдвинулся с места.

Ну и несколько слов о телевизионной журналистике. Сразу хочу внести ясность: телеведущий – это тот же тележурналист (телерепортёр), который специализируется, как правило, на так называемых студийных передачах. То есть если телерепортёр выезжает с оператором или целой съёмочной группой на место событий или на интересный телезрителям объект, то ведущий собирает в студии нужных ему для передачи людей и ведёт с ними беседу, которая записывается операторами прямо на месте.

Разница телеведущего ещё и в том, что от него требуется умение внятно и увлекательно говорить, в то время как для телерепортёра – умение находить интересные объекты, информацию для съёмок и компоновать сюжет, руководя операторами. В некоторых случаях тележурналист снимает сам, и тогда ему приходится самому обрабатывать отснятый материал и монтировать плёнку. Но и даже если снимают репортаж операторы, журналист как автор и организатор сюжета (в данном случае он выступает в роли одновременно сценариста и режиссёра) всё равно остаётся в монтажной лаборатории тедестудии вместе с операторами до тех пор, пока остнятый под его руководством репортаж не будет готов к демонстрации его редактору передачи, в которой предполагается разместить это видеосюжет.

Следует помнить, что и телеведущий, и телепортёр, прежде чем приступить к съёмке или выехать на место съёмки, обязательно пишут сценарий беседы или видеосюжета. Исключение для репортёров выпуска новостей, так как предсказать развитие оперативных событий в городе или стране в целом, как правило, невозможно.

Выходит, что корреспондент печатных СМИ занимается почти тем же, что и телеведущий с телерепортёром, только не вставая в кадр, не озвучивая и наоборот – сначала берёт интервью и собирает факты, а потом пишет статью (своего рода сценарий)[1]. В то время как его коллеги на телевидении чаще всего вначале пишут сценарий, а потому по нему берут интервью и снимают видеоматериалы.

Что касается заработков, то в журналистике они больше зависят не от вида СМИ (печатные, электронные или эфирные), а от их ранга и коммерческой успешности, а также от успешности в них самого журналиста. По весьма условной статистке, тележурналисты в среднем по регионам получают процентов на 20 выше своих «печатных» коллег. Однако, во-первых, устроиться тележурналистом заметно труднее, чем в газету (хотя бы потому что далеко не в каждом городе есть своя телекомпания, а местное радио сегодня начало отсупление на задний план истории), а во-вторых, работа у тележурналиста более интенсиваня и суетная, её труднее организовать, чем работу в печатных изданиях.

Корреспонденту газеты, во всяком случае, не нужно тащить за собой сложную и дорогую аппаратуру, а потом заниматься монтажом видеоматерила. И фотографировать для газеты иди журнала вполне можно обычной мыльницей или цифровой камерой, умещающейся в кармане. Так что плюсы тележурналистики тут же съедаются её минусами.

Хотите стать журналистом? Тогда за дело. Как любили раньше говорить в районных газетах, ручку в карман, блокнот за пазуху, фотоаппарат на шею, ноги в руки и

вперёд.

2024 ЯСпециалист.ру