Специальности: художественное ваяние, художественное литьё, художественная чеканка и гравировки
Специализации в зависимости от жанров ваяния и материалов, используемых в работе скульптора (гипсовые статуи и постаменты, бронзовые монументы, миниатюры чеканки и гравировки, оловянные сувениры, гипсовые барельефы и т.д.).
Требуемое образование (уровень образования, тип учебного заведения):
Средне-специальное – отделения и факультеты скульптуры и ваяния либо художественного литья художественных училищ либо колледжей (училищ) искусств.
Высшее специальное – аналогичные факультеты либо институты художественных академий, высших художественных училищ, академий скульптурного искусства, некоторых технических университетов (художественное литьё).
Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:
На вступительных экзаменах у абитуриента выявляется талант пространственного живописца, умеющего создавать эскизы и рисунки будущих скульптур и лепить из глины их модели. Талант скульптора сродни таланту живописца и графика одновременно. Плюс к нему добавляется особое образное мышление и моторика пальцев, помогающая воплощать нарисованные на бумаге картины в пространственные модели и затем в оригинальные произведения скульптурного искусства. Такие способности выявляются только на практике.
Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:
Рисование, ваяние, русский язык и литература, история живописи и искусства ваяния*, музыка, трудовое обучение (изготовление моделей из дерева и металла), физкультура
Характер и содержание работы:
Творческая мастерская. Создание произведений скульптурного искусства в мастерских на заказ или по собственному вдохновению на продажу. Реставрация и репродукция произведений скульптурного искусства, выполненных мастерами древности или другими мастерами современности.
Преподавательская деятельность. Ведение занятий с учениками в художественных школах и студиях, в средне-специальных и высших учебных заведениях по специальности.
Производственная практика. Работа в слонах гравировки и чеканки, на сувенирных фабриках, в бригадах художественной отделки фасадов зданий и помещений.
Очевидные плюсы
Как и для всех творческих профессий. Однако скульпторы сегодня как никогда востребованы в строительстве и на реставрационных работах по восстановлению памятников культуры и архитектуры.
«Подводные камни», очевидные минусы
Как и все творцы, ваятели весьма часто испытывают муки творчества и нередко вступают в конфликты с заказчиками либо с самим собой) из-за того, что гарантированно оплачивают, как правило, произведения, которые самому ваятелю не нравятся, кажутся слишком примитивными и «поточными». Для некоторых это обстоятельство оказывается слишком серьёзным, чтобы выйти на приемлемый уровень заработка. Кроме того, работа скульптора нередко и физически нелегка. Если же скульптор увлёкся работой, то его чрезвычайно трудно от неё оторвать, что приводит к серьёзному переутомлению.
Возможные профессиональные заболевания: нервной системы, вегетососудистая дистония, болезни опорно-двигательного аппарата, органов дыхания – риск высокий.
Вилка зарплаты (в рублях в среднем в месяц)*:
В Москве и Московской области: 30 000 – 100 000 (без учёта гонорара звёзд)
В крупных областных центрах: 20 000 – 80 000
В глубинке России (в основном на отделочных и реставрационных работах):
10 000 – 20 000
Вот уже действительно профессия фанатиков. Из всех известных нам представителей творческого труда скульптор выделяется своей уникальной преданностью избранному виду искусства. Хотя, не скрою, в этот вид ручного в прямом смысле искусства приходят и через попытку найти себя в живописи или графике. То есть поначалу заинтересовался человек (причём совсем не обязательно ребёнок) рисованием, пришёл в изостудию, начал что-то малевать на холсте и случайно (или неслучайно – как знать?) познакомился с мастером лепки пространственных изображений. И этот мастер предложил попробовать что-то вылепить, а человек увлёкся и не заметил, как скульптура оттеснила его увлечение рисованием на второй план.
В принципе, не так уже и важно, каким путём человек приходит в искусство создания скульптур. Важно, что остаются в нём единицы – из тех, кто по-настоящему заразился. И вот так, как скульптурой, нельзя заразиться ничем другим – ни музыкой, ни пением, ни балетом, ни сценой. В конце концов, если актёр или музыкант не находит работы, за которую ему гарантированно мало-мальски платят, он может вообще бросить «сие протухшее занятие», не дающее ему возможности жить по-человечески.
Состарившись, артист вынужден уйти с циркового манежа или балетной сцены. А вот скульптор, если он в результате своего погружения в искусство, становится профессионалом, как правило, не способен бросить это творчество ни при каких обстоятельствах. Он продолжает лепить из гипса фигуры, маски, лица и статуэтки даже в старости. И обязательно пытается кого-то обучить своему мастерству. Но… тут нужен особый талант, и он относится к разряду редких дарований.
Но мы почти уверены, что читатели нашей книги ищут не просто интересные с их точки зрения, но и экономически надёжные профессии. Если же человек увлёкся скульптурой сам, то ему не нужны никакие советы, он не хочет знать о трудностях и проблемах, которые ожидают его на творческом пути. Просто трудится, совершенствуя своё мастерство, и полностью отдаёт себя искусству.
Кажется, что найти возможность для постоянного и нормального заработка рядовому скульптору очень трудно. Отливать изображения, барельефы и памятники из бронзы или вытачивать, вышлифовывать их из мрамора – удел тех, кого заметили крупные начальники. Не всем же быть таким, как, например, Зураб Церетели. Что же делать скульптору, который остался «в тени»?
Люди этой профессии устраиваются по-разному. Кто-то находит место в успешной мастерской, выполняющей заказы учреждений и управлений культуры или просто обеспеченных людей, любящих скульптуру. Кому-то выпадает за скромные деньги посвящать в тонкости скульптурного дела увлечённых этим искусством детей и молодёжь (кроме того, как предмет скульптуру преподают и в изостудиях, в художественных школах и училищах). А кто-то, как и мастер портрета маслом, постоянно ищет индивидуальных заказчиков. Есть и такие (правда, их в России не очень-то и много) кто не только делает всякие скульптуры, бюсты, статуэтки, маски и разную сувенирную продукцию, но и сам продаёт их.
А вообще в Интернете довольно много объявлений типа «срочно требуется «скульпутор». Такого рода специалисты нужны, к примеру, в строительстве частного сектора (новые русские часто хотят виллу с барельефами и львами у входа, с красиво оформленными фонтанами и фронтонами, с каменными цветками типа того, что вырезал мастер Данила во владениях Хозяйки медной горы – да мало ли чего из того, что сотворить может только профессиональный скульптор), на предприятиях по выпуску атрибутивно-сувенирной продукции и, простите, мастерских, выполняющих заказы бюро ритуальных услуг. Без работы сегодня скульптор не останется.
А вот какую специальность и специализацию в скульптуре избрать: гипсовую лепку, резьба по дереву, работа с камнем (шлифовка и сечение) или художественное литьё (бронза, медь, разные сплавы) – зависит от вашей внутренней тяги и… специализации учителя, который преподаст вам первые уроки этого искусства.
А потом вам придётся получить специальное академическое образование в этой области. К примеру, на факультет скульптуры в Российскую академию, ваяния и зодчества, принимают на обучение
Будущие мастера художественного литья учатся обычно в технических вузах, в которых имеются факультеты или кафедры промышленно-художественного профиля, например в Государственном Донском техническом университете.