ЯСпециалист.ру

Всегда востребованные профессии

Профессия — Художник

Специальности: живопись, графика, акварель, компьютерная графика, мультипликация, методика и преподавание изобразительного искусства

Специализация по жанрам (портрет, пейзажное искусство, декорации и оформление, сюжетный рисунок, карикутура

Требуемое образование (уровень образования, тип учебного заведения):

Средне-специальное (все квалификации, кроме компьютерной графики) – художественные училища и колледжи, училища искусств с художественными отделениями

Высшее (все квалификации) – Высшее художественное училище им. Сурикова, другие высшие художественные училища и академии, институты искусств с художествеными факультетами, ВГИК (художественный ф-т), некоторые гуманитарные и технические университеты с художественными факультетами (ф-тами графики или изобразительного искусства)

 

Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:

Врождённые способности у изобразительному творчеству – маслом, акварелью, карандашом. Выявляются во время учёбы в школе и при поступлении в художественнюу школу. При поступлении в средне-специальное или высшее учебное заведение сдаются экзамены по специальности с предварительным творческим конкурсом.

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

Живопись, графика, аппликация, фотоискусство, рисование, литература и русский язык, история (особенно раздел об изобрательном искусстве).

Характер и содержание работы:

  1. Студийный. Работа в художественных мастерских: создание разных жанровых картин, портретов, натюрмортов, авторских и коллективных полотен, реставрация художественных полотен.
  2. Декорационный. Работа в театрах и киностудиях, включая любительские: создание декораций для театральных пьес и антуража фильмов.
  3. Мультипликационно-издательский. Работа и внештатное сотрудничество со студиями мультфильмов и издательствами: участие в создании мультипликата (коллективная работа), создание оригинальных иллюстраций для книг и журналов, а также композиций и образова для рекламных фирм.
  4. Монументальнореставрационный декоративный. Работа по договорам с различными общественными организациями, включая и религиозные, связанная с росписью стен и восстановление изображений на стенах храмов.
  5. Декоративнопроизводственный. Работа в сувенирных мастерских: роспись изделий народных промыслов.
  6. Оформительский. Работа в различных учреждениях культуры и кинопроката, а также по договора специализированных магазинов в качестве художника-оформителя: написание плакатов и объявлений, роспись стен и витрин, создание декораций и других рисунков оформительского значения.
  7. Педагогический. Работа учителем в общеобразовательных школах и преподавателем в студиях и школах изобразительного искусства, а также в училищах искусств и художественных училищах.

Очевидные плюсы

Радость творчества, возможность видеть результат работы и реакцию на неё других людей. Возможность работать по свободному графику и самостоятельно. Определённый дефицит кадров по многим художественным направлениям.

 

«Подводные камни», очевидные минусы

Возможны творческие кризисы, полная зависимость от физического здоровья рук и глаз, влияние краски на органы дыхания, негарантированный заработок (кроме преподавательской работы).

 

Возможные профессиональные заболевания: кистей рук, остеохондроз, аллергические, вегетососудистая дистония – риск умеренный.

 

Вилка зарплат (в рублях в месяц):

В Москве и Московской области: 8000 – 150 000 (чаще 20 000)

В крупных областных центрах: 5000 – 50 000 (чаще 15 000)

В глубинке России: в основном преподавательская и оформительская работа –

3000 – 15 000 (чаще 7000, во многих регионах поиск работы затруднён)

 

Работа художников относится к категории очевидных занятий. То есть любому человеку совершенно ясно, чем художник занимается и что нужно в себе иметь, чтобы стать художником. Тем не менее посвятим этой в некоторой степени таинственной и чарующей профессии несколько строчек.

Самое очевидное в этой профессии то, что человека, рождённого художником, агитировать учиться не нужно: он всё равно раньше или позже приступит к обучению – сначала в художественной школе или студии (может даже просто в школьном кружке или вообще на частных уроках у мастера), а потом и в училище.

Мне могут возразить: мол, мы знаем хороших водителей или преподавателей физкультуры, которые великлепно рисуют маслом или карандашом. Да, людей,более-менее сносно владеющих кистью, в мире довольно много. Но это как и петь – достаточно ровно и приятным голосом поют десятки миллионов людей на планете, но певцами становятся какие-то десятки тысяч.

Профессионализм от любительства отличается не только школой и глубиной мастерства, но и непреодолимым желанием работать именно в этом виде деятельности, а не в чём-то другом. Талант же от просто способностей отрывается в глубине его силы настолько, что талантливый художник в отличие от просто способного становится одержимым творчеством и готов отдать ему свои лучшие годы жизни, не стремясь непременно получить за это вознаграждение.

Приведу простой пример из моей издательской практики. Однажды мне предложили с нуля разработать и создать оригинал-макет нового детского познавательного журнала. По условиям, если оригинал-макет понравится заказчику, он оплачивает работу всей команде, которая участвовала в его создании, и сдаёт журнал в печать. Это было риск не только потерять напрасно время, но и оставить без гонорара верстальщика, дизайнера и художника. И, поскольку я не мог ничего никому гарантировать, а сам ни рисовать, ни верстать не умею, пришлось мне просто искать людей по неформальным каналам.

Позвонил автору одного известного на весь мир мультсериала и объяснил ситуацию: мол, мне нужен художник-энтузиаст. Мастер старого советского «Союзмультфильма» полчаса объяснял мне, почему невозможно сделать то, что я задумал, а потом продиктовал мне номер домашнего телефона. Трубку взяла художница, бывшая сотрудница Вячеслава Назарука, Елена Сударикова.

Она уже давно сидела без работы, а тут я сходу начал уговаривать её как можно быстрее нарисовать в цвете иллюстрации к сказке, которую я тут же ей и рассказал, а затем в общих чертах описал предполагаемые кадры к своего рода комиксу. На моё удивление опытный мультипликатор согласилась, правда очень неуверенно, объясняя тем, что долго была в творческом кризисе и, возможно, разучилась рисовать. И когда через пару дней я снова позвонил ей, она предложила приехать оценить, то ли она делает. Приезжаю, и прихожу в восторг! Передо мной 10 профессиональных мультипликационных кадров, по которым уже можно делать мультфильм минут на 10. Вот что такое талант! И при том человек ни разу не проявил беспокойстов о гонораре, хотя буквально сидел дома без денег (не на что было даже войти в метро).

Видимо, если умеющий рисовать водитель всё-таки выбирает более надёжное в финансовом плане дело, значит он не настолько талантлив, чтобы становиться художником. Потому что художник – это постоянное состояние души. И это к тому же упорный и кропотливый труд, муки творчества (всегда кажется, что из-под кисти выходит не то, что задумывалось). Недаром к абитуриентам художественных училищ и вузов очень и очень высокие требования. И несмотря на этом, конкурсы в эти учебные заведения (даже если не брать во внимание Строгановку и Суриковку) всегда высокие.

Да, многие художники подолгу сидят без заказов, живя в долг или тем, что заработали раньше. А когда получают приглашение, заказ приходится выполнять с невыносимой для творчества быстротой (иначе ничего не получишь, потому что у коммерсантов свои сроки – что в издательствах, что в студиях мультипликации, что в других местах). Наиболее спокойная работа у оформителя, но вряд ли настоящий художинк удовлетвориться столь непритязательной в плане творческой фантазии работой, чтобы заниматься ей постоянно.

Так что этот рассказ не для тех, кто решает, быть ему художником или не быть. Как и не для тех, кто уже выбрал для себя путь художника. Он – для тех, кто выберет другие профессии. Чтобы просто знать для себя, за что нужно и желательно уважать и ценить профессию художника. Успехов.

 

2024 ЯСпециалист.ру