ЯСпециалист.ру

Всегда востребованные профессии

Профессия — Музыкант, певец, композитор

В принципе, эту профессию следовало бы объединить с профессией «дирижёр». Более того, дирижёр хора или оркестра (не важно – симфонического, духового или народных инструментов) – это в первую очередь музыкант, а уж потом дирижёр. И тут следует заметить, что далеко не каждый музыкант становится дирижёром, однако нельзя стать дирижёром, не став прежде музыкантом.

Но музыканты разделяются по видам инструментов, на которых учатся играть в первую очередь. При этом только, пожалуй один инструмент в классической школе музыкального исполнительства не обязательно связан с дирижирование. Это фортепиано.

То есть, пианиста обычно не готовят целенаправленно к дирижёрской практике, разве что он сам захочет дополнительно заниматься дирижированием. Но вот дирижёр хора просто обязан профессионально владеть фортепиано, а дирижёры симфонического, духового и народного оркестров не обязаны, однако им всё равно необходимо освоить фортепиано, что называется, в рабочем порядке. То есть, исполнять на фортепиано на уровне пианиста им совершенно не обязательно, и они, как правило, не настраивают себя на будущие сольные выступления на фортепиано перед публикой, так же как и не настраиваются работать концертмейстерами (аккомпаниаторами). Однако разбирать на фортепиано партитуры и партии своих оркестровых произведений дирижёрам-инструменталистам приходится непременно.

Есть среди музыкантов и теоретики. Это специалисты в области теории и истории музыки (называемой в музыкальных учебных заведениях обычно музыкальной литературой). Они к исполнительской, дирижёрской или концертмейстерской практике не готовятся. И чаще всего работают преподавателями чисто теоретических предметов, включая сольфеджио – либо в музыкальной школе, либо в музыкальном средне-специальном или высшем учебном заведении. Некоторые теоретики, защитив кандидатскую или докторскую диссертацию, вырастают в музыкальных критиков. И все теоретики в обязательном порядке овладевают искусством профессиональной игры на фортепиано.

Но вернёмся к истокам профессии музыканта, включая и такую специальность, как вокал (певческое искусство). Нашим читателям прежде всего интересно знать, какими путями приходят к этой творческой специальности, которая многих просто манит своими чарующими звуками любимой музыки. То есть, как стать музыкантом? Где на музыканта учат? Как туда попасть, что для этого нужно? В каком возрасте есть смысл начинать постижение этой в некотором смысле магической профессии, далеко не для каждого понятной? И можно ли стать музыкантом самоучкой?

Начнём по порядку. Сначала сажем, что музыкант – это, прежде всего, специалист в музыке, который профессионально владеет каким-либо музыкальным инструментом. Достаточно хорошо, грамотно и уверенно владеть всего одним инструментом. И курс обучения игре на нём в музыкальной среде принято называть специальностью. Или классом. То есть музыкант может быть по специальности: пианист, баянист-аккордеонист, скрипач, балалаечник, домрист, флейтист, гобоист (гобой), фаготист (фагот), кларнетист (кларнет), тубист (туба), трубач (труба), валторнист (валторна), виолончелист (виолончель), арфист (арфа), ударник (ударные инструменты), саксофонист, гитарист, органист, вокалист (певец), дирижёр хора, теоретик.

Музыканты-самоучки, как правило, профессионалами не становятся. Либо, если оказываются на самом деле талантливыми и настойчивыми, поступают учится и в конечном итоге получают квалификацию музыкального специалиста.

Всё дело в том, что любое искусство требует не только природных способностей (для музыканта это прежде всего музыкальный слух, чувство ритма, развитая природная эмоциональность, т.е. способность чувствовать музыку, а также хорошие руки, либо голос). Чтобы овладеть искусством на уровне мастера – необходимо активно и, как правило долго, учиться. И не самостоятельно, а у квалифицированного преподавателя, мастерски владеющего избранным вами инструментом (или голосом, если вы хотите стать певцом). Это закон для искусства – стать мастером можно только учась у мастера. И не просто учась со стороны – к примеру, слушать музыканта, наблюдать за каждым его движением и пытаться что-то от него перенять. Нет, это, может, и полезно, но этого, чтобы вырасти в профессионала, явно недостаточно.

Преподаватель должен вас сам учить. То есть, вы сидите (стоите – в зависимости от инструмента) за инструментом (с инструментом) рядом с учителем, играете то, что он вам задал, а учитель внимательно следит за вами и слушает, а когда посчитает нужным, вас останавливает, объясняет, что вы сделали не так, и снова просит вас повторить только что сыгранное.

Разумеется, уроки проходят не всегда так примитивно, как я сейчас описал. Но без учителя нельзя вырасти в музыканта. Хотя немало живёт на свете своего рода шарманщиков, которые, научившись самостоятельно кое-как издавать более-менее понятные, хотя и грубые звуки на инструменте, начинают ходить по миру, пытаясь своей совершенно не музыкальной и далёкой от какого-либо мастерства игрой заработать на жизнь. И у них появляются поклонники, уверяющие этих самоучек в том, что они «здорово играют».

Увы, но многим из шарманщиков невдомёк, что подают им люди мелкие монеты или даже купюры не за их блестящую игру, а из жалости. Но те, кто читают сейчас эту статью, как мне думается, интересуются не такой вот, с позволения сказать, работой музыкального побирушки, а именно профессией музыканта. Так вот для них я, как профессиональный музыкант, журналист и редактор одновременно, ещё раз повторю непреклонное: стать профессиональным музыкантом можно только успешно окончив музыкально учебное заведение с уровнем образования не ниже средне-специального. А к таковым относятся музыкальные училища и училища искусств с музыкальными отделениями. Обратите внимание: одной музыкальной школы, в которой обыкновенно учатся параллельно с общеобразовательной средней школой (но иногда и уже будучи взрослыми тоже), недостаточно.

В музыкальной школе вы только освоите музыкальный инструмент и азы нотной грамоты, без которой обучение в музыкальном училище невозможно. Да, бывают в жизни исключения – кого-то принимают в музыкальное училище, даже если они не знает нот вообще. К примеру, у абитуриента прекрасные вокальные данные, но в музыкальной школе ему поучиться не довелось. А поскольку одарённые певцы – вообще редкость, то преподаватели вполне могут соблазниться заиметь талантливого певца в учениках. И, скорее всего, если у него уже есть свидетельство об окончании девятилетней школы, возьмут. Но нотную грамоту а первоначальные знания из теории музыки ему придётся освоить в сжатые сроки. А это дополнительная нагрузка.

Принимают таким же образом и на некоторые виды духовых инструментов. В случае, если по плану необходимо принять, скажем, тубиста или трубача, но претендентов на эти инструменты со стороны выпускников музыкальной школы в данный момент нет. По большому счёт, все ведь хотят играть на фортепиано, на худой конец на скрипке, на баяне, на балалайке, на гитаре.

Самые высокие конкурсы в музыкальные училища обычно на фортепиано. На баян, домру, балалайку последнее время конкурсы стали заметно ниже. А вот на духовые инструменты, особенно на медные и крупногабаритные – тубу, валторну, тромбон – нередко недобор. Правда, такая ситуация характерна для училищ, находящихся в провинции, в городе областного подчинения.  В столицах же и крупных городах даже на вокал, имея потрясающие природные данные, просто так не попадешь. Можно, конечно, обладателю потрясающих голосовых данных добиться прослушивания и очаровать преподавателей столичного музыкального училища и даже консерватории. Но они, скорее всего, предложат поучиться вначале в их же музыкальной школе, а потом уже поступить на первый курс.

Словом, хотите вы этого или нет, но первой ступени обучения вам не избежать. И если вы к окончанию средней школы музыкальную не закончили, то вам, видимо, придётся её закончить. Кстати, некоторые мечтатели, из числа тех, муза которых посетила с запозданием, поступив после школы в какой-нибудь не музыкальный вуз (или колледж), нередко даже и технический, параллельно поступают в вечернюю музыкальную школу. Обычно там учатся пять лет, но при желании можно пройти всю программу музыкальной школы и за четыре, а то и за три года. И уже после окончания не имеющего отношения к музыке учебного заведения подать документы в музыкальное училище.

Но можно и в вуз. Только не в консерваторию и не в музыкально-педагогический институт, обучающий по программе консерватории. Там принимают документы только у профессиональных музыкантов, закончивших средне-специальное учебное заведение по профилю. А с аттестатом музыкальной школы можно подать документы в институт культуры и педагогический университет (институт) с музыкальным факультетом. Только сразу следует иметь в виду, что уровень музыкального  образования в таких вузах, как правило, невысок. Во всяком случае до консерваторского ему далеко, а поступить после такого вуза в консерваторию практически невозможно.

Настоящую исполнительскую практику можно наработать только в музыкальном училище, после которого вы получите квалификацию преподавателя музыкальной школы по вашему инструменту и руководителя оркестра – народных инструментов, если учились на баяне-аккордеоне или домре (балалайке, гитаре), духового и симфонического оркестра, если учились на каком-либо из духовых инструментов. Выпускники дирижёрско-хорового отделения получают квалификации руководителя (дирижёра) академического хора, артиста академического хора и учителя музыки в общеобразовательной школе. Пианисты – преподавателя фортепиано и концертмейстера. Скрипачи – преподавателя скрипки и артиста симфонического оркестра. Эту же квалификацию дополнительно получают и выпускники отделения духовых инструментов.  Вокалисты – преподавателя по вокалу и вокалиста. Теоретики – преподавателя теории музыки, сольфеджио и музыкальной литературы.

А если окончить консерваторию? То преподавательскую квалификацию вы получите обязательно, на этот раз вам будет доверено преподавать в музыкальном училище. Народники и духовики ещё получат и высшую квалификацию дирижёра соответствующего оркестра, пианисты – концертмейстера. Все то же, что и в училище, только на более высоком уровне. Но наиболее талантливые выпускники консерватории становятся и артистами лучших оркестров мира, и исполнителями-солистами. Как, к примеру, Евгений Кисин, если речь о молодых пианистах. Но для этого придётся на полном серьёзе готовить сольную программу для выступления на известных международных конкурсах.

Как и актёрам, добиться славы и всемирной известности удаётся лишь одному выпускнику консерватории из тысячи. Думаю, даже гораздо меньший процент выпускников добиваются таких успехов. Остальная масса профессиональных музыкантов работает либо артистами оркестров (причём в гастролирующие по всей планете оркестры попадают единицы), либо преподавателями, либо аккомпаниаторами. Но и в таком виде проявить себя удаётся далеко не каждому.

Причина проста – престижных мест для всех способных выучиться на музыканта людей не хватает, но училища  вузы должны обучать намного больше, чем таких мест, потому что в музыке, как и в любом другом виде искусства, должен действовать естественный отбор лучших из лучших. Обидно, не так ли? Так долго учиться (5 лет в музыкальной школе, 4 года в училище и 5 лет в консерватории), и не попасть ни в филармонию, ни в профессиональный оркестр. И вед что самое печальное, у таких вот невезунчиков нередко дипломы с отличием. И играют они классно.

Но так уж устроен мир искусства – в нём всегда есть риск не удержаться, в него всегда есть риск не вписаться, будучи не только хорошим специалистов в своей области, но и преданным миру искусства человеком. Но и те, кто вписался вроде бы, попав в престижный оркестр, к примеру, далеко не всегда оказываются довольными жизнью. И зарплата чаще всего не устраивает, и держать себя постоянно в форме исполнителя надоедает, потому как репетиции – это не только интересно, но ещё и утомительно.

Кстати, и гастроли по миру – денег приносят далеко не всегда, а здоровье подрывают, да и семейная жизнь у гастролирующих музыкантов часто не складывается, как хотелось бы.

А преподавать? Это тоже особая стезя. Преподают музыкальный инструмент индивидуально, и это только со стороны кажется, что легче, чем вести урок в классе обычной школы. Тут другой уровень взаимоотношений складывается, тут свои нюансы.

ногие музыканты свою профессию бросают, превращая её в особый вид хобби. Вот как автор этой книги. После окончания музыкального училища взял и поступил на факультет журналистики МГУ. Поработал годик в музыкальной школе и Дворце культуры баянистом, и ушел в словотворчество. И так получилось, что и о музыке-то писать не пришлось. Но баян при авторе остался, и любовь к музицированию на нём не пропала. А вот зарабатывал на жизни инструментом всего ничего. В годы учёбы в МГУ изредка играл на свадьбах от фирмы «Заря», потом немного поработал во Дворце культуры аккомпаниатором. И на этом вся музыкальная карьера завершилась. Зря, что ли, учился?

Лично я так не считаю. Потому что без профессионального владения музыкальным инструментом, без погружения в мир классической музыки, без изучения жизни композиторов-классиков моя жизнь, как мне сейчас кажется, была бы пресноватой.

Но это уж человек должен сам решить – быть ему музыкантом или не быть. В любом случае путь в музыканты начинается с музыкальной школы. А туда принимают практически всех желающих. Редко ведь у кого и детишек нарушено музыкально-тоновое восприятие мира, то есть нет, как обычно говорят, слуха. Танцевать и петь человек начинает с ранних лет жизни. Это наши природные данные. Но музыка как профессия увлекает далеко не каждого из нас. И музыкальную школу успешно заканчивают тоже не все в неё поступившие. Ну а те кто закончил, прекрасно знают, что их ждёт в музыкальном училище и как туда поступить.

Из школьных же предметов сдают обычно русский язык и литературу. Так что дерзайте, если без музыки жизни не видите. Кто знает, может в вас скрывается композитор, который своими новыми произведениями удивит весь мир?

Как становятся композиторами? Да так же как и музыкантами? Сначала стал человек музыкантом, потом начал сам писать музыку, обязательно записывать её нотами (а не только на аудиодиск)[1]. И добился-таки своим творчеством признания. То есть, его произведения стали исполнять другие музыканты. Вот и весь секрет композитора. Удачи!

 

2024 ЯСпециалист.ру