Ну, уж эта профессия кажется понятной всем. Только, поспешите вы уточнить, интересна она лишь тем, кто учится в музыкальной школе. Я бы добавил жёстче: она и тем, кто учится в музыкальной школе (даже в училище, в консерватории) далеко не всем интересна. Большинство выпускников музыкальных училищ и высших учебных заведений (консерваторий, музыкально-педагогических институтов) даже не стремятся вырасти в дирижёра. Кто-то ограничивается поприщем музыканта-исполнителя (артиста оркестра — духового, симфонического, народного) или певца (солиста, артиста хора, актёра оперы), а кто-то (и таких большинство) либо аккомпанирует на своём инструменте (обычно это фортепиано, реже баян), либо преподаёт (в музыкальном училище, музыкальной школе, нередко и в обычно общеобразовательной школе – урок музыки). Некоторых выпускников консерватории оставляют преподавать на какой-либо из кафедр – в случае если выпускник поступил в аспирантуру или его посчитали перспективным кандидатом в аспирантуру на следующий год. Кто же становится дирижёром?
Для начала разберём, какие бывают дирижёры.
Наиболее распространенный дирижёр во всем мире – это дирижёр детского хора в одном из дворцов культуры или центров детско-юношеского творчества. Но это не просто дирижёр, а еще и руководитель хора. То есть, он этот хор нередко сам и создаёт – набирает девочек и мальчиков разного возраста, обучает их грамотному пению, нотной грамоте, помогает каждому поставить голос, разучивает с ними тексты песен и мелодию, репетирует и уже на концерте этим хором дирижирует. Многие руководители детского хора ведут его в музыкальной школе. Хоровые коллективы обязательно поют и в музыкальных училищах, консерваториях, институтах культуры и на музыкальных факультетах педагогических вузов.
Самое простое для выпускника музыкального учебного заведения (начиная от училища) – возглавить именно детский хор в центре детско-юношеского творчества, либо в музыкальной школе. Есть такое отделение в музыкальных учебных заведениях – дирижёрско-хоровое. Именно на него и поступают мечтающие работать в детском хоре выпускники школ, имеющие за плечами опыт учёбы в музыкальной школе[1]. А что делать, если в музыкальной школе вы не учились, но в период с седьмого по одиннадцатый класс вдруг поняли, что очень интересуетесь профессией дирижёра?
Первое, это с пристрастием допросить самого себя, на самом ли деле вам нужна профессия музыканта, ведь дирижёр – одна из музыкальных специальностей. А для того чтобы ответ самому себе показался ближе к истине, усвойте следующее.
- Зарплата дирижёра самой массовой и наиболее для вас доступной когорты (наиболее доступная в данном случае вовсе не означает, что попасть в неё проще простого – для этого кроме таланта нужно обладать ещё и немалым трудолюбием, много заниматься, постоянно беречь свой голос и руки), как правило, зависит от квалификационного разряда единой тарифной сетки и чаще всего несколько уступает средней зарплате среднего учителя общеобразовательной школы.
- Учиться на дирижёра весьма интересно, но нелегко. А каким по уровню дирижёром (и вообще музыкантом) вы станете, наперёд никогда не определишь. Соответственно, нельзя быть уверенным, что по окончании музыкального училища (института культуры, пединститута) вы окажетесь успешным дирижёром. Немало выпускников дирижёрско-хорового отделения ограничиваются преподаванием урока музыки в школе. И также немало людей с дирижёрскими дипломами работают вообще в сфере, далёкой от музыки.
Но если вас высокая вероятность такой перспективы не пугает и вы готовы к трудностям творческой профессии, лишь бы только окунуться в этот прекрасный мир искусства, — пусть вас не смущает то, что вы не учились в музыкальной школе. Ибо если приёмная комиссия на предварительном прослушивании обнаружит у вас хороший природный голос, наличие музыкального слуха, чувства ритма и внутренней музыкальности (это когда вы поёте, чувствуя музыку и зачаровывая тем самым любого слушателя), то до экзаменов вас допустят. А подготовиться к сдаче экзамена по специальности (в данном случае, пение с дирижированием) в музыкальное училище можно и у частного преподавателя дирижирования. Лучше всего – у преподавателя музыкального училища, в которое вы планируете поступить после школы. Только чем раньше вы найдете такого преподавателя и чем раньше начнете с ним заниматься, тем больше у вас появится шансов поступить.
Но что делать, если вы хотите окончить 11 классов, а потом не просто получить профессию дирижёра, но и высшее образование?
Здесь трудно советовать, не зная ваших талантов. В любом случае, вряд ли вас допустят к экзаменам в консерваторию, скорее всего, даже если вы напроситесь на неофициальное прослушивание к какому-нибудь преподавателю и он останется доволен вашими вокальными и дирижёрскими данными, скорее всего вы получите от него совет подать документы в музыкальное училище. Может, он подскажет, в какое училище конкретно. Впрочем, попытка не пытка. А вдруг вы исключение из правил?
Кроме музыкального училища, можно поступить и, к примеру, в институт культуры, скажем, в Московский, что в Химках. Рейтинг у него сегодня высокий, требования к абитуриентам творческих факультетов, соответственно, тоже. И, конечно, там спросят у вас свидетельство об окончании музыкальной школы. Но, повторяю, если вы споёте преподавателям так, что они невольно заслушаются, документы у вас приёмная комиссия примет. И останется только сдать экзамены и пройти по конкурсу.
Ну а если вы мечтаете стать дирижёром симфонического оркестра? Тогда дирижёрско-хоровое отделение училища или вуза вам не подойдёт. Путь к руководству симфоническим оркестром начинается с обучения игре на каком-нибудь духовом инструмента. Многие симфонические дирижёры вначале в совершенстве освоили игру, скажем, на кларнете, флейте, фаготе, а то и валторне, трубе, даже тубе. Потом научились дирижировать духовым оркестром, а потом уже только симфоническим.
Приходят в симфоническую музыку в качестве дирижёров и скрипачи, и пианисты. Как, скажем, известный композитор Дмитрий Шостакович, со дня рождения которого в 2006 году исполнилось 100 лет. Кстати, на большинство из духовых инструментов многие абитуриенты поступают, не только не имея за плечами музыкальной школы, но и вообще не зная нот. Потому что конкурса, как правило, не бывает. Зато, если поступивший действительно способен и усерден, добиться на духовом инструменте он может многого. Во всяком случае, пробиться к славе дирижёра духового или симфонического оркестра музыканту-духовику намного легче, чем, скажем, пианисту.
А если вы хотите дирижировать оркестром русских народных инструментов, то вам придётся выбрать домру или балалайку, либо старый добрый «дедушкин» баян – отличный певучий инструмент, слава которого сегодня молодым поколением незаслуженно забыта.
Но сразу скажу: учёба в музыкальном учебном заведении (в средне-специальном или высшем – не важно) – труд нелёгкий. Очень часто к середине учёбы наступает разочарование. А для будущего дирижёра, особенно хорового, одним из основных предметов является многими музыкантами не любимое сольфеджио. По сути, это пение по нотам без слов. И не хорошо известных мелодичных песен, а разных, кажущихся нередко нудными и не певучими упражнений и отрывков из разных арий, сонат и других произведений музыкальной классики. Но если бы сольфеджио ограничивалось только пением! Самая большая заноза для многих инструменталистов в сольфеджио – это музыкальные диктанты. Представляете: преподаватель играет вам на фортепиано мелодию, а вы должны записать её нотами.
Но вот вы получили заветный диплом и с гордостью осознаёте, что владеете музыкальным инструментом (для дирижёров это, в первую очередь, фортепиано), можете свободно читать с нот партитуры, по которым вам придётся дирижировать хором или оркестром, знаете теорию музыки, гармонию, о жизни и творчестве многих композиторов. Что дальше? А вот тут как получится. Ибо так устроена музыкальная жизнь: или вас заметили ещё в студентах, или по окончании даже консерватории вас никто не замечает. В первом случае студенту приходится, кроме учёбы, ещё и «пахать» в каком-нибудь профессиональном хор (оркестре) (а это и бессонные ночи, и сорванный голос и т.п.), чтобы закрепить свой успех и «забить» себе интересное место на после учёбы. Во втором случае молодой музыкант ищет себе работу сам и снова доказывает незнакомым людям, что он отучился не напрасно и чего-то стоит как профессионал. Увы, но в таких случаях далеко не все молодые музыканты остаются «верными» полученному диплому.
Девушки часто в отчаянии просто выходят замуж и очень скоро после этого в декрет, что, в общем-то, если замужество удачное, очень не плохо. Мама-музыкант – что может быть прекраснее. Жаль, конечно, что музыка в таких случаях не кормит, но и сказать, что зря проучилась, тоже нельзя.
Труднее юношам, которым не везет, что называется, попасть в струю. Таким приходится, как правило, либо ограничиться преподаванием в музыкальной школе (что для мужчины и не денежно, и далеко не во всем соответствует представлениям о карьере дирижёра), либо устроиться рядовым музыкантом в какой-нибудь оркестр (но и это не просто), либо оставить музыку исключительно для себя, любимого. Папа-музыкант – разве это само по себе плохо?
Но можно пойти в армию и, проявляя настойчивость, попасть в хороший военный оркестр. И попытаться за годы службы пробиться в дирижёры.
Короче, где наша не пропадала? И потом, хорошо владеть музыкальным инструментом (для выпускника ДХО – это фортепьяно) и красиво петь – разве само по себе это не ценность? Ещё какая! Потому что не все в нашем мире измеряется уровнем жизни и заработками. Это я вам не только как автор книги о профессиях говорю, но и как профессиональный музыкант, которого музыка никогда, увы, нормально не кормила, но для которого она при этом не стала чем-то не стоящим любви.