(артист филармонии, артист хора, артист оркестра, дирижёр и т.д.)
Специальности: фортепиано, орган, духовые инструменты (гобой, фагот, кларнет, флейта, тромбон, труба, туба, валторна), скрипка, виолончель, гусли, арфа, вокал, хоровое дирижирование, баян, домра, балалайка, гитара, теория музыки и музыковедение
Специализации: академическая и фольклорная
Требуемое образования (уровень образования, типа учебного заведения)
Средне-специальное (преподаватель музыкальной школы, руководитель самодеятельного оркестра, концертмейстер, дирижёр детского хора, учитель музыки и пения, артист духового и симфонического оркестра) – музыкальное училище, колледж (училище) искусств.
Высшее музыкальное (преподаватель музыкального училища, руководитель самодеятельного оркестра, концертмейстер, дирижёр детского хора, артист духового и симфонического оркестра высшей квалификации, специалист аранжировки и композиции, оперный вокалист) – консерватория, институт искусств, обучающий по программе консерватории, музыкально-педагогический институт, обучающий по программе консерватории.
Высшее гуманитарное с музыкальной квалификацией на уровне музыкального училища – институт культуры, институт искусств, педагогической институт
Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии:
Хороший музыкальный слух и чувство ритма, для хоровика и вокалиста – наличие вокальных данных, отсутствие физических дефектов, не позволяющих овладеть профессией (например, глухота или слепота, немота, руки с частичной или полной атрофией мышц, неразвитые пальцы как патология с рождения, сломанные или потерянные конечности или пальцы рук). В подавляющем большинстве случаев к экзаменам в учебное заведение по профилю допускаются только выпускники начальных музыкальных школ (по любому инструменту)
Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:
Специальность (исполнение на музыкальном инструменте, либо вокал), сольфеджио, теория музыки, история музыки (музыкальная литература), хор или оркестр, общее фортепиано*, русский язык и литература, физкультура*, танцы*.
Характер и содержание работы по данной профессии
Для дирижёров и руководителей оркестров: набор участников в самодеятельный или профессиональный хор или оркестр (в зависимости от вашего успеха в освоении этой профессии), беседы с артистами хора или оркестра, подбор репертуара, подготовка партитур, расписывание партий для исполнения, работа с концертмейстерами (музыкальное сопровождение, аккомпанемент) и (или) иллюстраторами (солистами), решение организационных вопросов с проведением репетиций и гастрольных поездок, концертных выступлений, участие в закупке необходимого оборудования, проведение репетиций, дирижирование коллективом хористов или инструментальщиков во время концертного выступления.
Для преподавателей музыкальной школы или училища: индивидуальная работа с учениками, то есть ведение с ними занятий на музыкальном инструменте, подбор репертуара.
Для артистов оркестра: разучивание партий, участие в постоянных совместных репетициях и концертной деятельности, включая гастрольные поездки.
Для концертмейстеров: разучивание партий аккомпанемента и его исполнение (аккомпанирование) во время репетиций и концертных выступлений певцов и музыкантов-солистов, хора либо оркестра или ансамбля, танцевального коллектива.
Возможна работа в должности директора или художественного руководителя Дома культуры – руководство работой творческих работников (для худрука) или всего коллектива ДК (для директора).
Очевидные плюсы
Творческий, увлекательный характер работы для того, кто не мыслит жизнь без музыки; известность в случае успешного продвижения по профессиональной лестнице, возможность заграничных гастролей, слава на сцене, уважением со стороны артистов хора или оркестра, которым руководите.
«Подводные камни», очевидные минусы
Трудности творческой профессии, зависимость успеха от разных факторов, в том числе и таланта, степень которого в годы учёбы, увы, не всегда выявляется, а также здоровья и работоспособности. Труд очень тяжёлый, требует фанатической самоотдачи, далеко не всегда вознаграждается материально и морально. Профессия нервная. Для дирижёра и преподавателя кроме музыкальных способностей необходимы ещё и способности организатора и педагога. Очень трудно достичь высот и легко с них слететь. Высокая вероятность остаться без работы, а в старости стать никому не нужным. Основная масса выпускников даже консерваторий по специальности «дирижёр хора или оркестра» дирижёрами так и не становятся, либо работают с детьми в обычных школах или центрах детского творчества за весьма скромную зарплату. У артистов оркестров обычно рваный рабочий день – с утра до обеда репетиции, а вечерами – игра в оркестровой яме во время спектакля либо концертное выступление.
Преподавателя сегодня очень трудно набрать способных и целеустремлённых учеников. Нестабильность заработка.
Возможные профессиональны заболевания: вегетососудистая дистония, остеохондроз, заболевания кистей рук и предплечий, вызываемые перенапряжением из-за чрезмерных репетиций: для вокалистов – заболевания голосового аппарата – риск умеренный
Вилка зарплаты (в рублях в месяц)*
В Москве: 10 000 – 50 000 (максимальная и вообще приличная зарплата только в финансово успешных известных коллективах, поэтому чаще встречается з-та в 15 000 за полный рабочий день)
В крупных областных центрах: 7000 – 25 000 (чаще 8000 – 9000)
В глубинке России: 5000 – 9000 (в основном работа в художественной самодеятельности, нередко работы нет совсем)