ЯСпециалист.ру

Всегда востребованные профессии

Профессия — Стюардесса

Не будем забывать и о тех, кто не может ни водить самолёт, ни управлять им с земли, ни готовить его к полёту, но без кого не обходится ни один цивилизованный полёт пассажирского лайнера.

Стюардесса – фигура знаковая. Песен и фильмов о ней снято не меньше, чем про пилота. А конкурсы при приёме на работу на эту должность сравнимы с конкурсами в ведущие театральные школы. Речь, конечно же, в большей степени о девушках – юноши и молодые мужчины в стюарды идут не столь охотно, тем более что ни средне-специального, ни тем более высшего образования по специальности «сервисное обслуживание на борту авиалайнера» в сложившейся системе образования не предусмотрено, а мужчины, как прирождённые прагматики, после школы стремятся приобрести зафиксированную в дипломе об образовании квалификацию.

Бесплатно премудростям работы бортпроводника на воздушном судне обучают сами авиакомпании. Но только тех девчат и парней в возрасте от 18-ти до 30-ти лет, кого они приняли на работу. Поскольку желающих всегда «через край», то отделы кадров разных авиакомпаний, особенно обслуживающих бизнес-рейсы и международные авиалинии, предпочитают отбирать из претендентов с высшим, лучше всего медицинским, образованием, владеющих разговорным английским (или другими языками – в зависимости от специализации авиакомпании). Естественно, что к кандидатам предъявляются и другие требования, в первую очередь к состоянию здоровья.

Вот, к примеру, что выделяет среди требований к кандидатам на работу бортпроводником, авиакомпания «Трансаэро»:

»      Рост от 165 см (для девушек) и от 175 (для юношей)

»      Размер одежды для девушек до 46, для юношей до 52

»      Для юношей обязательно наличие официального военного билета

»      Гражданство РФ

»      Желательно высшее образование (если незаконченное, то только заочная форма обучения)

»      Знание иностранного языка (англ., немец.) на разговорном уровне

»      Грамотная правильная речь

»      Отсутствие на видимых частях тела татуировок, шрамов.

И ещё, конечно же, будут смотреть на лицо, слушать голос, наблюдать за поведением кандидата во время общения. То есть, требования чуть ли не как к эстрадному артисту. И это оправданно: стюардесса или стюарт должны только одними своими улыбками вселять в пассажиров уверенность. Почему желательно высшее образование? Просто потому что, как показывают исследования многих компаний, образованные люди всегда более вежливы, обходительны и обаятельны, чем имеющие только аттестат зрелости. С ними руководству легче продуктивно общаться и они быстрее и качественнее обучаются.  Так что школьнику, прежде чем выбрать эту профессию, стоит прежде подумать о другом образовании.

Можно, конечно, сразу после школы отправиться в ближайшую негосударственную школу бортпроводников и выложить за полутарогодовое обучение немалую сумму денег. Вопрос, что вы будете делать с этим образованием, если на работу так и не устроитесь (сертификаты даже государственного образцы частным компаниям не указ, их кадровики, конечно же, отметят ваше специальное образование как плюс, но отбирать кадры будут всё равно по своим критериям). Ведь сертификат стюарда – не диплом о средне-специальном образовании. И применить полученные в школе бортпроводников знании и навыки вы вряд ли где сможете. Разве что, в железнодорожных поездах или (а вдруг получится) на круизном лайнере (там тоже надо быть красивой и умной, желательно говорящей по-английски). Только на водном транспорте придётся тоже выдержать конкурс, и требования к кандидатам там не меньшие, зато в той системе подготовки кадров есть квалификаций бортпроводника, которую можно обрести в морском (мореходном) колледже.

Лучше всё-таки вначале выучить английский язык и получить другое базовое образование со специальностью, направленную на общение с людьми, а потом пытать счастья «попасть на работу в небо».

Что касается мотивов столь страстного желания стать стюардессой, то они, как всегда, банальны и во многом иллюзорны. Оставим в стороне миф о том, что каждая вторая  стюардесса мечтает найти в самолёте своего Абрамовича. Многих туда тянет высокая зарплата (от 30 до 60 тысяч рублей) за кажущуюся весьма приятной работу – всего-то немного «ворковать» перед пассажирами и разносить им чашки и подносы с перекусом. А всякие эксцессы типа родов или сердечных приступов на борту самолёта случаются настолько редко, что говорить о них как о негативной стороне стюардовой медали даже несерьёзно.

Зато, если тебя приняли проводницей, ты точно знаешь, что красива, здорова и умна. Нередко стремлением таким вот образом оценить свою внешность «страдают» и юноши. И те, и другие, конечно же, кроме лётной романтики (она такая же, как и для пилотов) ищут в небе женихов и невест. Что само по себе не повод для смущения. Однако надо отдавать себе отчёт в том, что стюарды и стюардессы в большинстве своём работают по очень непродуктивному для организма человека режиму. Одна частая смена часовых поясов чего стоит. И многие бортпроводники во время опросов признаются, что из сокровенная мечта – как следует выспаться и несколько месяцев подряд никуда не выходить из дома.

На самом деле это не очень хорошо для психики – каждый день в течение нескольких лет подряд «болтаться в небе» туда-сюда, преодолевая расстояния в тысячу километров и больше в один конец.[1] А вот если вы хотите повидать разные страны, то имейте в виду, что с борта самолёта вряд ли что повидаешь, а покидать аэропорт после приземления экипажу, как правило, не разрешается. Это вам не гид туристической компании, смотреть на достопримечательности других государства для которого – святая обязанность.

Но всё-таки бортпроводница на воздушном судне – это очень не плохо. И, поскольку воздушный флот на планете будет со временем только расширяться, в частности и за счёт мегалайнеров с гелиевой поддержкой (остающихся висеть в воздухе в случае отказа двигателей), профессия воздушного бортпроводника будет всё более востребована. Да и куда человечество денется без стюардесс и стюардов? Так что приятного полёта, друзья.

[1] К примеру, от Москвы до Якутска по воздуху почти 6000 км. ИЛ-62 преодолевает их за 7,5-8 часов.

2024 ЯСпециалист.ру