ЯСпециалист.ру

Всегда востребованные профессии

Профессия — авиадиспетчер

Следующая чрезвычайно важная для обеспечения безопасности полётов специальность авиатора – это авиадиспетчер (специальность «аэронавигационное обслуживание и использование воздушного пространства»), которых, как и авиатехников, готовят в основном институты гражданской авиации или лётные училища. Про трудности этой профессии уже опубликованы целые тома статей и очерков в самых разных СМИ. Чего стоит только одна трагическая история гибели российского и немецкого авиалайнеров в небе Швейцарии, случившаяся по явной вине диспетчера несколько лет назад (виновника аварии, находясь в состоянии глубокого затяжного аффекта казнил отец и муж погибших детей и жены из Северной Осетии Виталий Калоев).

Надо сказать, что профсоюзы авиадиспетчеров России сегодня не без оснований озабочены недостаточной зарплатой сотрудников этой чрезвычайно важной для обеспечения безопасности полётов службы и требуют законодательно обязать авиакомпании снизить рабочую нагрузку на диспетчеров с гарантией сохранения уровня зарплаты, льгот и компенсаций, предусмотренных для этих должностей. Конкурсы в вузы по этой специальности заметно ниже, чем на специальности лётного состава, поскольку, во-первых, авиадиспетчера получают в три с лишним раза меньше тех, кто летает, а во-вторых, их работа молодёжью воспринимается не престижной, монотонной и малоперспективной.

Что ж, престиж – это понятие весьма условное и какую-то существенную роль играет при выборе профессии только в молодёжной среде. После 30-летнего рубежа в возрасте люди о престижности своей работы склонны забывать и больше думают об удобстве работы для личной жизни и его индивидуального продвижения по службе. Насчёт монотонности, то у пилотов и бортинженеров её на самом деле гораздо больше, поскольку в подавляющем большинстве полётов ничего «сверхпрограммного» не происходит (и слава Богу!), рассказываемые в кабине анекдоты быстро устаревают, а из окон кабины практически ничего, кроме синевы неба и облаков далеко внизу не разглядеть. У авиадиспетчера, напротив, в течение смены всё время на экране монитора происходят какие-то изменения, он всё время общается по рации с разными пилотами и корректирует траекторию их спуска и подъёма. Так что, как отмечают сами опытные авиадиспетчера, скучать на работу им некогда, назвать работу неинтересной нельзя, а вот то что она способна изматывать мозг, глаза и нервную систему (даже когда месяцами не происходит ничего особенного), – это правда.

Ну а по поводу перспективы – тут дело, как в большинстве отраслей, не в профессии, а в человеке. Кстати, пилоты редко становятся руководителями авиакомпаний. Обычно их карьера заканчивается на должности командира лётного отряда, а многие пилоты вообще предпочитают просто водить самолёты до пенсии, после выходя нередко переквалифицируясь в диспетчеров, которых пока не хватает.

СМИ со своими неумышленными «нападками» на диспетчеров, ставших в той или иной степени виновниками авиа-происшествий, в последние годы несколько подорвало интерес выпускников школ к этой благородной профессии. А зря: авиадиспетчер никуда сам не летает, зато без него большая часть пилотов не сядет за штурвал.

Небеса над даже не очень значительными в системе авиаперевозок портами сегодня слишком перегружены, чтобы можно было благополучно посадить самолёт без навигационного управления с земли. И перегрузка эта будет нарастать, так же как и будут вводиться в эксплуатацию новые аэродромы и аэропорты. Так что перспектива у авиадиспетчеров есть и будет всегда. И если вы, мечтая о полётах, не пройдёте медкомиссию  для поступления в колледжи или в вузы на лётные специальности, кто знает, может вам будет смысл остановить свой выбор на профессии авиадиспетчера. И, получив отличные знания и наработав практику, сделать на своём месте всё, чтобы самолёты всегда благополучно приземлялись на аэродроме. Ведь нередко от того, как общается с экипажем терпящего бедствие судна авиадиспетчер, зависит исход борьбы экипажа за спасение пассажиров и лайнера. Словом, нет пределу совершенства личности авиадиспетчера. И в этом – огромный внутренний потенциал этой великой профессии летающей цивилизации.

2024 ЯСпециалист.ру