ЯСпециалист.ру

Всегда востребованные профессии

Если некуда деваться?

Ну а как поступить, если буквально некуда деваться? Если там, где есть возможность жить (т.е. крыша над головой), – нет реальных вакансий по полученной специальности, а там, где они есть, – нет возможности жить. Простой пример для России. Выпускник московского вуза имеет жильё и корни в маленьком провинциальном городе. Предположим, он выучился на экономиста, но за годы учёбы на работу в столичной фирме не устроился. Чтобы жить в Москве, необходимо снимать квартиру. Стоит это сегодня очень и очень дорого. То есть нужно либо зарабатывать не меньше 1000 долларов в месяц, либо с кем-то из знакомых молодых людей кооперироваться и делить расходы на съём жилья на трех-четырех человек. В любом случае зарабатывать надо не меньше 600 долларов, иначе ничего не будет оставаться на еду и одежду. Можно уехать в родной город, но, предположим,, там экономисты не нужны в принципе. В Москве же по специальности, не имея опыта работы, устроиться практически невозможно. А если и устроишься, то первый год как минимум больше чем на 30 000 рублей не рассчитывай. Что делать? Ошибка в выборе уже совершена. Если вы во время учёбы не сумели устроиться на практику. То есть, по сути, не потянули столь напряжённый ритм жизни, когда надо было и учиться как следует, и фирме помогать за небольшие деньги.

Возможно, в прошлом веке, когда ещё не было столь высокой конкуренции ни среди нанимателей жилья в крупных городах, ни среди специалистов, вы вполне бы нашли интересную работу экономиста – как в Москве, так и в своём родном городе. Но не сейчас. Одних специфических способностей и знаний теперь иметь мало – нужно обладать ещё и профессиональной стойкостью.

Это когда вы выдерживаете конкуренцию с другими претендентами и не снижаете жизненной активности в случае временных неудач. Обладаете ли вы такими качествами, сегодня становится ясно ещё на втором курсе вуза. Либо вы активно ищете и находите будущее место работы до получения в руки диплома, либо рискуете остаться без работы по полученной специальности. Но как поступить, если вы уже сделали шаг в не совсем верном направлении?

Прежде всего, не отчаиваться. Да, вам, видимо, придётся «поступиться принципами» — пойти менеджером по продажам. И, кстати, опыт успешной предпринимательской карьеры знаменитых бизнесменов мира, поднявшихся из нищеты на вершину общества, убедительно показывает: отличные менеджеры по продажам, а затем и организаторы собственного дела, получаются именно из тех, кто не смог утвердиться в «любимой» специальности. Дипломированный музыкант становится собственником холдинга по производству швейных машин. Не сумевший прокормиться творчеством художник – держателем 51% акций крупнейшего агротехнического комбината. Везде изгнанный за вольнодумство преподаватель – успешным агентом по продаже дорогих автомобилей. То есть, это люди, которые при всякой попытке устроиться по полученной в учебном заведении специальности неизменно получали от ворот поворот.

Когда деваться на самом деле некуда, пойти менеджером по продажам – очень неплохой вариант.

Во всяком случае, гораздо более перспективный, чем устроиться грузчиком в ночной магазин. По крайней мере, на позиции менеджера по продажам у вас будет гораздо больше возможностей понять свои настоящие способности, открыть в себе новые, ещё пока не известные вам самому качества и продвинуться не только по служебной (карьерной) лестнице, но и вообще по жизни. Ведь на такой работе вы просто обязаны постоянно завязывать новые контакты с разными людьми, как правило весьма успешными в жизни и интеллектуально продвинутыми. Именно поэтому наличие высшего образования (неважно по какой специальности) в фирмах, приглашающих на работу менеджером по продажам, всегда горячо приветствуется.

 

 

  1. Сориентируемся в выборе

            Итак, мы с вами уяснили, что выбирать, тщательно взвешивая все «за» и «против», необходимо любую профессию в любой отрасли. И тот, кто к одиннадцатому классу по поводу своих профессиональных интересов беззаботно машет рукой: дескать, устроюсь куда-нибудь – поступает весьма легкомысленно. По сути, это всё равно что, отправляясь в поход, ничего с собой не взять, надеясь всё понадобившееся найти по дороге.

Даже если вам абсолютно всё равно, кем вы будете работать, не стоит этим обольщаться: в конечном итоге окажется, что на самом деле способ добывания средств на жизнь вам далеко не безразличен. Есть немало старшеклассников, которые наивно думают, что уж банальным токарем или слесарем место для них всегда найдётся. А если, мол, учесть, что сегодня налицо дефицит кадров по этим специальностям и поэтому на заводах платят уже очень неплохо, то и вовсе беспокоиться не о чем. Не подвернётся ничего более интересного – пойду учеником токаря на «крутой» промкомбинат.

            В таких случаях лучше сказать: будьте уверены – не подвернётся. Но вот пойдёте ли вы на комбинат и удержитесь ли там, если вас примут – это ещё вопрос. Потому что, какой бы дефицит кадров на рынке труда ни создался – везде надо работать. И не просто работать, а работать в соответствии с профессиональными требованиями. Платить хорошую зарплату (и вообще зарплату независимо от размера) только потому, что «некому работать» — в условиях рынка никто не будет.  Лучше сократят рабочую позицию вообще, закроют направление работы, само предприятие – из-за дефицита квалифицированных кадров. Но держать непрофессионалов не будут. Это просто разорительно для бизнеса.

            Значит – как бы кому-то из нынешних тинэйджеров не хотелось уже сейчас начинать прощаться с детством, сознательно выбирая свою взрослую судьбу, а придётся.

 

Но как сориентироваться в выборе?

При таком-то количестве профессий и отраслей производства. Да ещё тем старшеклассникам, которые ни в каких учреждениях дополнительного образования (музыкальных, художественных, спортивных школах, станциях юных техников, фотостудиях и т.п.) после уроков в обычной школе не занимаются. И вообще не имеют даже хобби. Оказывается, таких подростков нынче не мало.          Впрочем, тем, кто в школьные годы не посещал ничего кроме школы и ничем не увлекался, переживать не стоит. Опыт показывает: для большинства разносторонне развитых выпускников школ (я имею в виду занимавшихся в разных кружках и секциях) их внешкольные увлечения так и остаются увлечениями, то есть хобби. Это само по себе очень хорошо, поскольку заметно повышает общую развитость и умственную активность молодого человека. Но и делать ставку только на хобби при выборе будущей профессии вряд ли правильно. Приведу в пример собственный опыт.

            Вместе со мной в один год получили аттестат музыкальной школы (начальное музыкальное образование) 40 моих сверстников. Пробовали поступать в музыкальное училище из них только пятеро. Поступили трое. Получили диплом об окончании училища только двое (один из них – автор этой книги). Но самое интересное ещё не это. Навыки игры на музыкальном инструменте (хотя бы самые элементарные) в течение первых десяти лет после окончания школы и музыкальной школы сохранили кроме двоих окончивших училище не больше шести-семи человек.

Обратите внимание: это считается нормальным явлением. Кроме шуток. Так и должно быть. Потому что музыка, как и умение готовить пищу, человеку нужна, прежде всего, для удовлетворения своих личных потребностей. Лишь единицы из тех, кто чему-то учится в детстве, становятся профессионалами в области своего детского увлечения. И то – далеко не все из них, получив диплом и реальные умения специалиста в этой области, останавливаются в выборе профессии. Я знаю немало музыкантов, которые, ничем не уступая своим коллегам из известных оркестров, тем не менее окончательно избрали для себя другую жизненную дорогу, не связанную с музыкой никак. Известны мне и художники, которые при желании могли бы в изобразительном искусстве достичь заметных высот, но выбор остановили на совершенно других, причём совершенно не имеющих никакого отношения к искусству профессиях. Мне, например, самому показалось нелогичным, даже невероятным то, что один из весьма авторитетных в Москве наркологов, успешно избавляющих от наркозависимости, в медицинский институт поступил сразу после окончания… театрального училища по специальности «художник театральных декораций».

Помню, как я дотошно его расспрашивал: может, он во время учёбы где-то случайно подрабатывал по медицинской части, хотя бы санитаром в ЛТП (были раньше такие лечебно-трудовые предприятия, где работой отучались от пьянства и алкоголизма). Увы, мои надежды найти хоть какую-нибудь логику, оправдывающую столь непонятную смену интересов этого человека, не оправдались. Никогда – ни в школьные годы, ни в годы учёбы в театральном училище – доктор Маслов ни на миг не задумывался о профессии врача, тем более нарколога. И никто его на художественном поприще не обидел. Просто познакомился любопытный юноша со студентами Первого Московского медицинского института (ныне Академия имени Сеченова) – совершенно случайно. Начал ходить к ним в гости в общежитие, потом – тоже из чисто «глупого» любопытства – на лекции и даже семинары. А на следующий год неожиданно для себя самого подал документы в этот вуз. И поступил. Мне Маслов сказал примерно так: возможно, мне самому себе захотелось доказать, что художник способен сдать экзамены в такой сложный, совершенно не связанный с театром институт. Но главное – не это. Больше всего лично меня удивляет в этой истории тот факт, что, резко сделав реверанс в сторону медицины, перспективный выпускник театрального училища ни разу не затосковал о первой профессии.

            Я привёл, конечно же, интересный, но особенный случай. Оригиналов, подобных наркологу Маслову, в мире, скорее всего, единицы. Но в принципе резкая смена интересов само по себе явление распространённое. Люди склонны менять сферу деятельности, приносящую материальное и моральное удовлетворение, гораздо чаще, чем того хотелось бы им самим. С одной стороны, этот факт подчёркивает важность выбора профессии в школьные годы (многие из сменивших впервые полученную специальность поняли, что вначале ошибались). С другой стороны, человек вполне может оказаться пригодным к разным, причём совершенно между собой никак не связанным профессиям. О чём это говорит?         Прежде всего это настраивает на оптимистический лад со спокойным, взвешенным подходом к оценке своих способностей и склонностей. Если перевести эту фразу на язык примеров из жизни, то звучать это может примерно так: даже если в детстве вам аплодировали миллионы зрителей, не торопитесь записывать себя в будущие звёзды шоу-бизнеса – есть немало отличных профессий, и среди них вполне может отыскаться та, что сделает вас по-настоящему… нормальным человеком.

            Кстати, многие юные кумиры своих сверстников, снявшись в школьные годы в кино в главной роли, киноактёрами так и не стали. Главное – они, по-видимому, об этом не переживают, поскольку нашли себя в другой, не менее интересной отрасли. Так можно уверенно сказать не только о юных артистах, певцах, музыкантах (мой однокурсник в музыкальном училище, к примеру, Аркадий Д., всерьёз планировал вырасти в композитора, но после окончания консерватории прекрасно почувствовал себя в политике).

Так можно заявить и о юных садоводах, экологах, кулинарах, конструкторах, краеведах, спортсменах, даже трактористах и токарях. Заметьте: речь не просто о тех, кто в школьные годы занимался в соответствующих кружках и секциях. Речь о достигших в своих увлечениях весьма серьёзных результатов. То есть, работы этих ребят награждались на городских, областных и даже всероссийских выставках, олимпиадах, соревнованиях, конкурсах. Но так в жизни получается, что подающий надежды пловец (борец, гимнаст и т.д.) становится врачом, а победитель множества олимпиад по биологии и медицине – инженером гражданского строительства. Известен случай, когда самый настоящий вундеркинд, поступивший на мехмат МГУ в 14 лет, в итоге нашёл себя в милиции. А прирождённый сыщик, в двенадцатилетнем возрасте выследивший и удачно сдавший полиции преступную группировку, вырос в… агронома. Ни тот, ни другой ничуть не жалеют об этом!   Но стоп! Вы сейчас подумаете, будто я уговариваю вас не искать себя в творческих профессиях. Вовсе нет! Искать нужно. Просто неправильно зацикливаться на том, что принесло успех именно в школьные годы. Лично я обеими руками поддерживаю многих представителей школьной педагогики, считающих, что профилировать обучение в средней школе можно только в старших классах. Но даже здесь важно не перегнуть палку.

Потому что жизненные интересы юноши и девушки могут несколько раз измениться в течение минимум трех-пяти лет после окончания школы. В идеале, человеку должна быть предоставлена возможность получить две-три разные специальности. Когда-нибудь, в светлом будущем, общество этого достигнет. Сегодня же мы вынуждены выбирать уже в восьмом-девятом классе. И ошибаться нам, увы, пока что очень накладно.

            Так что же делать? Как тогда выбирать, если на дополнительном образовании зацикливаться нежелательно, а получить сразу несколько разных профессий нереально? Обратиться к интуиции, предварительно собрав как можно больше достоверной информации о разных профессиях? А вдруг она подведёт?

            Сомнения в этом вопросе – это очень и очень естественно. Потому-то умные люди и предлагают работу по выбору профессии начинать как можно раньше. Именно работу. Потому что на самом деле это не простое занятие, во всяком случае, это не развлечение, а если даже и игра, то очень деловая.

2024 ЯСпециалист.ру