ЯСпециалист.ру

Всегда востребованные профессии

Строительный дизайнер

Специальности:  дизайн фасадов зданий, внутренний дизайн отделки помещений, дизайн интерьера, реставрация фасадов зданий, реставрация интерьеров.

Специализация в зависимости от типа и назначения зданий (дизайн фасадов высотных зданий, дизайн фасадов пентхаусов и т.д.; внутренний дизайн отделки  жилых помещений, внутренний дизайн отделки офисных помещений и т.д.)

 

Требуемое образования (уровень образования, тип учебного заведения)

Не ниже средне-специального – строительный или политехнический колледж (техникум), колледж (техникум) дизайна (строительное отделение), технический университет (факультет дизайна), политехнический институт и другой вуз, готовящий по специальности «дизайн в строительстве, внутренняя отделка зданий и сооружений» и другим аналогичным

Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии

Как и для любого дизайнера – способности художника, пространственно-художественное мышление, выраженный интерес к оформлению интерьеров. Практически везде на эту специальность предусмотрена серия вступительных экзаменов по специальности (рисунок, композиция, скульптура и т..д).

Характер и содержание работы по данной профессии

Работа в строительных либо ориентированных на строительство дизайнерских компаниях. Творческий поиск концепции и конкретных образов дизайна для зданий, возводимых работодателем или заказчиком. Создание конкретных эскизов и рисунков, а также компьютерных и пространственных макетов интерьеров или фасадов зданий, написание рабочего технологического задания для технологов отделки, контроль и координация отделочных работ, проходящих по подготовленному дизайнерскому плану, самостоятельное выполнение наиболее сложных элементов оформления (выкладка мозаики или каменных, лепных украшений, нанесение трафарета на стены, полы и потолки и другие виды оформительских работ, требующих квалификации художника-оформителя).

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

Рисование, графика*, живопись*, скульптура*, черчение, информатика, химия, русский язык и литература,

Очевидные плюсы

То же, что и у любого дизайнера плюс возможность работать реставратором старинных зданий, помещений и усадеб.

 «Подводные камни», её очевидные минусы

То же, что и у любого дизайнера. Кроме этого дизайнеру-отделочнику приходится постоянно контактировать с разными лакокрасочными и известковыми материалами, что может развивать аллергические реакции. Нередко приходится спорить с рядовыми отделочниками и технологами, которые не соглашаются с вариантом оформления, разработанным дизайнером. Работа очень напряжённая и не всегда адекватно оплачиваемая. Клиенты из числа обеспеченных частных лиц нередко весьма капризны во вкусах и чрезвычайно придирчивы к труду дизайнера. К тому же срывы кранов на водопроводном оборудовании в помещении, происходящие по вине сантехников-монтажников, могут вылиться в уничтожение всех трудов дизайнера, что чрезвычайно тяжело переносить психологически. А если при этом дизайнер работает в целостной команде строителей, получивших единый заказ, то за испорченный труд можно ничего не получить. Начинающим дизайнерам интерьеров очень трудно устроиться на работу со стабильным заработком, так как все работодатели и заказчики хотят опытного дизайнера, а те дизайнеры, которых ищут работодатели, не очень стремятся брать себе помощников даже бесплатных. Однако не поддерживая на практике своё мастерство, дизайнер интерьеров и отделки помещений рискует достаточно быстро потерять квалификацию.

Возможные профессиональные заболевании: глаз, кистей рук, остеохондроз – риск умеренный

Вилка зарплаты (в среднем в рублях в месяц)*

В Москве:  35 000 – 100 000

В крупных областных центрах: 15 000 – 35 000 (чаще 20 000)

В глубинке России:  8 000 – 20 000 (если честно, то это профессия тоже пока не для малых городов и районных центров областного подчинения)

 

Прежде чем начинается вставка окон и дверей, а затем и отделка помещений, разрабатывается дизайнерский план, состоящий из описанной словами концепции дизайна помещения, которое предстоит отделать (в каком стиле, что будет напоминать оформлением, для какой аудитории пользователей и т.д., объясняющее, почему дизайнер нарисовал именно такой, а не другой рисунок и сделал именно такой макет), эскизов, полноцветных рисунков, графических изображений и макета (картонного, глиняного или композиционного из разных подручных материалов) уже оформленного помещения, а также плана очередности работ по оформлению помещения, технических и технологических заданий специалистам и примерной сметы всех оформительских работ. Не испугались? То же самое касается и дизайна фасадов здания.

Строительный дизайнер должен создать совершенной чёткий и конкретный образ будущего помещения или фасада здания и подробно расписать, как этот образ воплотить в реальность. С одной стороны, такая работа кажется довольно интересной, даже увлекательной. Но с другой – если вы «чересчур» художник, то есть внутренне стремитесь фантазировать, не «привязывая» своё воображение к конкретным целям и задачам, то работа дизайнера в строительстве может оказаться для вас скучной, сковывающей безудержный полёт вашей творческой мысли.

И в этой профессии замечен некоторый творческий парадокс, который для её успешного освоения необходимо в себе преодолеть. Заключается он в том, что без художественной фантазии в этом искусстве не обойдёшься, но слишком развитая фантазия мешает художнику вырасти в дизайнера. Получается, что далеко не каждый способный к изобразительному искусству человек может стать успешным дизайнером, но дизайнер просто обязан быть художником. И он должен владеть искусством живописи, но если это искусство в нём побеждает рационализм (то есть художник становится истинным живописцем), то он этот художник просто «выскочит» за рамки дизайна. Это всё равно что скульптору, научившемуся создавать оригинальные ансамбли воплощённых в гипсе людей и животных, посвятить свою профессиональную жизнь лепке параллелепипедов и пирамид разного цвета и высоты. Или музыканту, прекрасно исполняющему монументальные классические произведения, всю жизнь до пенсии играть в каком-нибудь кружке аэробики лёгкие ритмы аккомпанемента.

Однако сравнение будет совсем некорректным, если обратить внимание на мастерство истинного дизайнера-строителя. Конечно, он далеко не архитектор, не музыкант в камне (как нередко называют архитектора в среде ценителей архитектурного творчества). Но у него ведь и цели другие – не создать образ здания целиком, а украсить его снаружи или внутри (в зависимости от дизайнерской специальности). И такое украшение, если оно выполняется не формально, а с душой, является тоже творчеством, своего рода искусством, художеством, только другим, отличным от живописи и графики. Конечно же, без особых, именно дизайнерских способностей именно в строительстве тут не обойтись.

Как выяснить, есть у вас такие способности? В первую очередь, следует, конечно же, попытаться представить себя в обстановке реального строительства с его производственным шумом и масштабностью, пылью и запахом разных материалов и понять, а на самом ли деле вас влечёт к себе именно это ремесло, требующее полной самоотдачи и таких же мук творчества, как и другие виды искусства? И надо давать себе отчёт в том, что работ – то не просто один-два раза в год что-то нарисовать и вылепить, что-то выложить и выкрасить своими руками в натуральную величину (стены и потолок, скажем, ваше комнаты). Это постоянный ежедневный напряжённый труд, причём ограниченный разными рамками, существующими в строительстве (финансовыми, санитарными, противопожарными и т.д.). И будет случать так, что уже утверждённый руководством созданный вами дизайнерский план придётся изменять и перерабатывать в процессе отделки помещения. Одним словом, вам снова и снова придётся напрягать свою голову, сильно корректируя ваше воображение да ещё всё подряд считать – материалы, инструменты, специалистов, деньги, время.

Это не считая вполне реальных конфликтов на рабочем месте, нередко возникающих между дизайнером и прорабом (технологами, отделочниками и т.д.). В этой профессии как в живописи не получится. Ваше авторское право тут будет постоянно ущемляться разными «указивками» со стороны, и отказаться переделывать, в отличие от живописца, вы не сможете. Не потому что не заплатят (живописцу тоже заказчик работы может в случае его творческой несговорчивости не заплатить). Потому что в случае вашего отказа переделают по другому, поломав вам все ваши труды, которые у дизайнера нередко проходят бессонными ночами. А сам по себе дизайнерский план, созданный специально под конкретное помещение, художественной ценностью вряд ли обладает. Да и никто не будет считать вас художником, тем более если работу вы найдете не какую-то эксклюзивную, а в компании, строящей типовые здания по типовым проектам.

Если всё вышеизложенное не сбивает вас с пути к дизайнерскому искусству в строительной сфере, смело ищите в себе талант. Больше рисуйте, особенно рисуйте помещения изнутри и снаружи, делайте самостоятельно макеты этих помещений (обычно они размещаются на простом письменном столе) и показывайте всем подряд – друзьям, родителям, учителям, в художественной школе, знакомым строителям-отделочникам. Будет получаться хорошо, вы это поймёте. А там останется только сдать экзамены по композиции и рисунку в соответствующее учебное заведение, выдержать конкурс, поступить и окончить. Правда, лёгкой дороги в профессию с получением диплома вам никто не откроет. И придётся искать – место работы, наставников, свои стиль и место в профессии. И тут ничего поделать нельзя: любая творческая работа наперёд никому ничего не гарантирует. Тем не менее не буду вас тормозить. Уж очень эта работа интересная и азартная. Удачи.

2024 ЯСпециалист.ру