(штукатур, маляр-декоратор, плотник-столяр, плиточник, монтажники оконных рам и дверей, стекольщик , паркетчик, циклёвщик)
Специальности: технология штукатурно-шпаклёвочных работ, технология малярных работ, технология отделочных работ, технология настила пола, технология укладки паркета, технология облицовочных работ, декоративная покраска и дизайн, технология обработки паркета и циклёвочные работы, технология оконных работ;
Специализации в зависимости от назначения и высотности зданий и сооружений: жилищные объекты, промышленно-гражданские объекты, объекты военного и оборонного значения, высотные объекты, объекты малой этажности, архитектурные объекты, заглублённые и подземные объекты и др.
Примечание: обычно осваиваются все специализации, так как разница для рабочих специалистов существенна только в технике безопасности, кроме того все работы координируются инженерами, специализирующимися по тому или иному виду возводимых объектов.
Требуемое образование:
То же, что и для двух предыдущих статей
Специфические способности, требуемые для успешного освоения профессии:
Каких-то особых способностей не требуется, однако для успешного освоения каждой из данных профессий по любой специальности и специализации важно отсутствие серьёзных хронических заболеваний органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. Весьма желательно иметь хорошее зрение, физическую выносливость, отличную координацию и ручную моторику, неплохой глазомер. Важно также отсутствие склонности к аллергии на химические вещества, клея, краски и лаки.
Профилирующие предметы школьной программы:
Для планирующих ограничиться начальным профессиональным образованием – физкультура, ОБЖ*, трудовое обучение*;
Для планирующих получить квалификацию не ниже уровня мастера – химия, физкультура, ОБЖ*, трудовое обучение*, математика, русский язык;
Для планирующих получить высшее образование с инженерной квалификацией – химия математика, черчение*, физика, технология*, ОБЖ*, физкультура, русский язык, иностранные языки (вступительные экзамены по языкам не сдают, однако инженеру желательно уметь читать со словарём специальную литературу на каком-либо, лучше английском языке).
Характер и содержание работы:
Для всех – работа внутри построенных зданий с проложенными и подключёнными коммуникациями. Рабочие выполняют конкретные работы в соответствии со своей специальностью – вставляют оконные рамы и двери в проёмы, штукатурят и шпаклюют (шпатлюют) стены, красят, накладывают обои и т.д, настилают полы, укладывают и циклюют паркет, кладут облицовочную плитку, выкладывают мозаику по рисунку (если предусмотрено сметой и схемой дизайна). Мастера-технологи получают основные схемы для проведения конкретных работ от инженеров-технологов и дизайнеров внутренней отделки помещений и дают по ним задания рабочим, обеспечивая их необходимыми инструментами и материалами, а также контролируют, координируют, оценивают и при необходимости поправляют их работу, нередко сами участвуют в конкретных работах, обычно повышенной сложности. Инженеры разрабатывают проекты и схемы проведения отделочных работ, контролируют соблюдение технологий, проводят первичную экспертизу результатов работы.
Далее как в двух предыдущих статьях
Возможные профессиональные заболевания: опорно-двигательного аппарата, остеохондроз, связанные с частыми простудами, аллергические заболевания органов дыхания, у сварщиков – риск умеренный.
Вилка заработков (в руб. в месяц):
В Москве и области: 35 000 – 150 000 (чаще 70 000)
В крупных областных центрах: 20 000 – 50 000 (чаще 30 000)
В глубинке России (там, где вообще идёт активное инвестиционное строительство): 20 000 – 40 000
Итак, дом полностью подключён ко всем коммуникациям, в нём, как говорится, налицо все удобства: санузлы оборудованы всей необходимой санитарно-водопроводной техникой, во всех помещениях есть нормальные розетки электропитания, в пищеблоках подключены к газопроводу газовые плиты либо установлены электроплиты. Но сдать в эксплуатацию (для жилья или работы) здание пока нельзя. Во-первых, нужно все дверные проёмы заполнить дверьми, в оконные вставить окна, затем привести в порядок и сделать эстетичными стены, потолки, настелить и покрасить либо отциклевать и покрыть специальным составом полы. Это последний этап строительных работ, с его завершением здание передают в эксплуатацию предприятиям жилищно-коммунального обслуживания. И в дом вселяются жильцы либо пользователи (если речь идёт об офисном здании).
И оттого, как будет выполнена отделка помещений, во многом зависит и настроение людей, которые будут в этих помещениях жить или работать. Но кроме эстетичной функции качество отделки существенно влияет на микроклимат помещения. То есть отделочные работы важны ещё и с санитарно-гигиенической точки зрения. Именно поэтому по строительно-отделочным специальностям обучают не только в профессиональных училищах, но и в колледжах и даже в вузах. Технологии приготовления смесей для оштукатуривания, шпаклёвки и шпатлёвки (заделывания микротрещин, щелей и неровностей, а также покрытие поверхности укрепляющим химическим составом), как и технологии самих штукатурных работ разрабатывались веками и продолжают разрабатываться с учётом современных требований и появления новых отделочных материалов (химия ведь не стоит на месте).
Это же касается и малярного дела, и вообще всех работ, нацеленных на создание в помещении нормальных, соответствующих сегодняшним санитарно-гигиеническим и эстетическим требованиям условий для человека. И в этой области работают целые коллективы отраслевых научно-исследовательских и проектных учреждений. Так что, выбирая свой профессиональный путь в сфере внутренней отделки помещений, вы вовсе не ограничиваете для себя возможности повышать свой образовательный статус. В принципе, по любой из находящихся в отделочном блоке специальностей можно получить и средне-специальное, и высшее образование. Однако важно знать, что закончившему строительный колледж технологу или институт инженеру-технологу в области внутренней отделки помещений весьма желательно самому квалифицированное владеть каким-либо видом отделочных работ.
Это, кстати, весьма пригодится и для собственного дома, в котором всегда есть, что подлатать и отремонтировать, усовершенствовать и украсить. Но если вы станете мастером-отделочником, то вам придётся не только расставлять по местам подчиненных вам рабочих-отделочников в соответствии с их специальностью и квалификацией, но и управлять всем процессом внутренней отделки в своей конкретной области (штукатурно-малярное дело и дизайн, укладка паркета и т.д.). Выполняя роль бригадира, мастер-технолог внутренней отделки помещений подчиняется непосредственно прорабу или менеджеру и отвечает перед ним, как правило, за конечный результат работы всей бригады.
Ему кроме всего прочего приходится и считать потраченные на отделку материалы и деньги. Более того, руководство потребует от него предварительной сметы расходов на выполнение заданных отделочных работ согласно утверждённому дизайнерскому плану. Поэтому мастер-технолог, как правило, советуется с дизайнером, помогая тому понять, что реально вообще сделать в плане оформления конкретного помещения в пределах выделенных на эти цели денег.
Скажем сразу, что в профессиональных училищах обычно осваивают не одну, а две-три смежные специальности, например штукатур одновременно обучается и малярному делу. Однако уже устроившись на работу большинство специалистов предпочитает остановиться на чём-то одном. К этому приводят и новые технологии организации труда, внедряемые в строительный процесс. И разделившись по конкретным видам работ, бригада маляров-штукатуров обычно работает не только качественнее, но и быстрее.