ЯСпециалист.ру

Всегда востребованные профессии

Профессия — Социальный работник, социолог

Специальности: социальная работа, право и организация социального обеспечения, правоведение (социальный аспект), социальная педагогика и психология, другие гуманитарные специальности, в том числе педагогические.

Специализация в зависимости от социально-возрастной категории обслуживаемых людей (дети-сироты, одинокие пожилые люди, инвалиды, военные инвалиды и т.д.)

Примечание. Обучение обычно охватывает все специализации сразу – профиль её специалист выбирает самостоятельно либо при написании дипломной (кандидатской и пр.) работы, либо во время трудоустройства. В области социальной работы могут успешно трудиться люди, не имеющие специального образование, однако предпочтение в таком случае отдаётся людям с высшим образованием.

Требуемое образование (уровень образования, тип учебного заведения):

Средне-специальное (социальный работник, специалист по социальной работе с углубленной подготовкой в области права, социальный педагог)колледж социальной работы или педагогический колледж, готовящий специалистов в этой области.

Высшее (социальный работник, специалист по социальной работе с углубленной подготовкой в области права, социальный педагог – все высшей квалификации, менеджер в области социальной работы, социальный психолог) – факультеты социальной работы некоторых государственных университетов, негосударственные вузы, факультеты психологии некоторых университетов, другие вузы социальной работы и социальной психологии, вузы предпринимательского профиля, учебные заведения Православной Епархии.

 

Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:

При поступлении в учебное заведение не выявляются. Однако необходимо иметь выраженную тактичность в общении с разными людьми, в том числе больными, с плохим слухом и восприятием и склонными к девиантному поведению. Очень важна хорошая память, терпеливость и терпимость, выраженный интерес к личности человека и его проблемам, врождённое стремление помочь, умение слушать в большей степени, чем говорить самому.

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

Русский язык и литература, история, психология* и педагогика*, основы первой медицинской помощи*, физкультура, ОБЖ.

Характер и содержание работы:

Индивидуальная помощь. Работа в центрах социального обслуживания и органах опеки и попечительства: оказание помощи по хозяйству подопечным пожилым людям и инвалидам вплоть до стирки белья и доставки продуктов из магазина, помощь в оформлении правовых документов, психологическая помощь путём общения по интересам, контроль условий воспитания детей в патронатных семьях, оказание помощи гражданам, желающим усыновить сироту или взять ребёнка под опеку, в поиске кандидатуры ребёнка и оформлении документов, консультационная помощь остро нуждающимся одиноким людям в области права.

Организационная работа в органах государственной опеки и попечительства. Работа в местном управлении и самоуправлении: подбор кадров для индивидуальной работы с подопечными и контроль их обслуживания, организация новых центров социального обслуживания с дневным пребыванием в них нуждающихся пенсионеров и детей из многодетных семей, инвалидов, планирование, организация и проведение культурно-досуговой работы с этим категориями граждан, привлечение спонсоров и меценатов к оказанию материальной помощи нуждающимся людям, участие в распределении местной, федеральной и международной гуманитарной помощи.

Благотворительное направление. Организаторская и менеджерская работа в негосударственных благотворительных организациях и фондах, общественных организациях, федерациях, профсоюзах и ассоциациях инвалидов и т.д.: участие в разработке и проведении акций по сбору средств и пожертвований с последующим распределением собранных средств среди определённых категорий нуждающихся людей, проведение различных конкурсов с выдачей грантов социальной направленности (например, на оказание помощи больным сахарным диабетом, на обучение одарённых детей из многодетных семей, на санаторно-курортное лечение детей-сирот и т.д.) и другая благотворительная работа с населением.

Научно-аналитическая и преподавательская деятельность. Работа в научных учреждениях социального профиля, а также учебных заведениях социально-педагогической сферы: проведение социологических исследований по заказу государственных и коммерческих организаций, а также международных гуманитарных структур, изучение общественного мнения по тем или иным вопросам социального плана, преподавание основ социальной работы и обществоведения, изучение практики социальной деятельности в регионах и разных государствах, выступление на научно-практических конференциях, подготовка научных статей на социальные темы для корпоративных, отраслевых и других изданий и издательств.

Очевидные плюсы

Интересная творческая работа, осознание особой важности общественной миссии этой профессии – помогать людям решать самые разные жизненные проблемы, которые никакие другие специалисты не решают, возможность познакомиться с массой разных интересных людей, заиметь много друзей и наработать серьёзную базу для создания собственного бизнеса практически в любой сфере экономики.

«Подводные камни», очевидные минусы

Успех в этой работе трудно формулируем на начальном этапе профессиональной карьеры. Социальный работник без опыта часто не может представить, чего он может в итоге добиться и к какой цели ему следует стремиться. Поэтому данная сфера открывает пути к успеху только для людей с активной жизненной позицией, коммуникабельных, жаждущих общения с самыми разными людьми, стремящихся реально помочь конкретным людям и верящим в том, что реально изменить общество к лучшему. Люди без предпринимательской жилки, начиная трудиться в сфере социальной работе, склонны «увязать» в рутине повседневных забот и оформлении разных отчётных бумаг. В то же время прирожденные коммерсанты, привыкшие мыслить прямолинейными бизнес-категориями, пытаются превратить социальную работу в некую правовую базу для излечения прибыли, в результате чего создают в этой сфере несвойственное ей направление работы с нуждающимися в помощи людьми, портят репутацию благотворительным организациям и в конечном итоге разочаровываются в избранной профессии.

Возможные профессиональные заболевания: опорно-двигательного аппарата (для специалистов низовых звеньев системы социального обслуживания), вегетососудистая дистония – риск незначительный.

 

Вилка зарплат (в рублях в месяц)

В Москве и Московской области: 10 000 – 50 000 (чаще 15 000)

В крупных областных центрах: 6000 – 30 000 (чаще 10 000)

В глубинке России: 4000 – 15 000 (чаще 6000), в ряде регионов поиск работы с гарантированным заработком затруднён

 

            Предупреждаю сразу: тот, кто думает, что социальный работник только обслуживает одиноких старушек, доставляя им продукты или стирая бельё, – можно сказать, ничего не знает об этой профессии. А между тем с середины 90-х годов в России стали открываться различные негосударственные университеты, в которых студенты за немалую плату получают высшее образование именно по специальности «социальная работа». Спрашивается, нужно ли серьёзное образование тому, кто просто покупает продукты, стирает и гладит, выносит мусор?

Конечно же, любой человек должен уметь это делать, и стареньким одиноким людям такая помощь нужна, как и свежий воздух и вода. Но это вовсе не значит, что этим людям больше от социального работника ничего не нужно.

На самом деле социальный работник для подопечного – спаситель во многих вопросах, в том числе и юридических, когда нужно грамотно оформить завещание или договор ренты, социального обслуживания, документы на получение субсидии или дарственную на имущество. И это далеко не всё, что нередко нужно сделать одинокому престарелому человеку или инвалиду. То есть, социальный работник, который приносит ему покупки из магазина, должен быть ещё и всесторонне развитым, грамотным человеком, разбираться в правовых вопросах, уметь при необходимости организовать своему подопечному консультацию специалиста, вызвать на дом нотариуса, врача, сантехника и проследить за тем, чтобы интересы подопечного никто не ущемил.

А ещё от этого человека ждут общения. Помню, будучи корреспондентом московской окружной газеты «За Калужской заставой», я напросился с социальным работником в гости к «её» бабушкам. Мы сначала зашли в супермаркет, я помог дотащить женщине тяжёлую сумку до нужного дома, а потом мне пришлось принять участие в беседе с каждой из трёх старушек, которых мы посетили. И каждая из них не обратила особенного внимания на принесённые продукты и не стала пересчитывать чеки, даже отказывалась брать сдачу[1], стремясь переключить внимание на беседу о каком-нибудь событии или о своей племяннице, которая никак не приедет к ней в гости. Одна из бабушек, бывший доктор судебно-медицинской экспертизы, даже устроила что-то вроде маленького праздника – заставила нас прочитать по отрывку из стихотворения и вручила в качестве приза по апельсину. Как мы ни отказывались от угощения, ничего не получилось: сильно обижусь и всё тут.

 В принципе, чтобы по-человечески общаться со стариками, даже с академиками или бывшими актёрами, не обязательно окончить вуз – достаточно быть просто добрым отзывчивым человеком. Именно без этих качеств в социальной работе делать нечего.

К сожалению, в эту сферу милосердия и благотворительности идут не только сподвижники добра, но и прирождённые коммерсанты, которые используют возможности благотворительных организаций в своих корыстных целях. Отчасти из-за действий таких людей социальная (особенно благотворительная) работа многими россиянами воспринимается с большим недоверием. А среди некоторой части молодёжи создалось мнение о том, что в социальную работу идут те, кто ни к чему серьёзному не способен.

Но, думаю, вы уже поняли, что помогать беспомощным инвалидам и старикам, равно как сиротам[2], матерям-одиночкам и многодетным семьям, – дело в высшей степени ответственное и требует высокой образованности. Реально социальный работник – это мастер на все руки. Он и психолог, и социолог, и правовед, и менеджер. Просто начинается карьера в этой сфере чаще всего именно с этой ступени – оказание персональной бытовой помощи и работа с нуждающимися в социальной помощи и защите людьми в центрах социального обслуживания.

«Подводные камни» в этой сфере чаще всего нестандартные и при желании легко преодолимые. Обычно это особо капризные подопечные, которые могут жаловаться администрации района или дирекции центра социального обслуживания на то, что вы им чего-то не донесли, в чём-то им отказали, нагрубили и даже обокрали. Случается, что социального работника «сердобольные» соседи обвиняют в том, что он, к примеру, «объедает старушку», приносит ей поддельные лекарства и завышает цену на них. Это наш российский менталитет, и к этому надо быть заранее готовым. Разумеется, вспыльчивым и обидчивым людям в социальные работники тоже лучше не идти.

Но социальная работа – это очень широкая сфера деятельности. Например, выпускники Российского государственного Социального университета, как опубликовано на его информационных стендах, работают:

  • в международных, федеральных и региональных фондах социальной помощи
  • в учреждениях социальной защиты населения
  • в службах по работе с персоналом
  • в консультационных центрах
  • в больницах и клиниках
  • в образовательных и культурно-досуговых учреждениях.

На одном из посвящённых социальной работе Интернет-ресурсов говорится, что

«все специализации «Социальной работы» можно условно разделить на три блока:

— работа с людьми: медико-социальная работа, психолого-социальная работа, социальная работа с людьми с инвалидностью, социальная работа в системе образования

— организация и управление: менеджмент в социальной работе, организация социальной работы с населением, экономика, право и управление в социальной работе

— аналитика: социальное прогнозирование и моделирование, история, методология и теория социальной работы»

«Прежде всего задайте себе вопрос: кем и в какой организации вы хотели бы работать, — советуют на этом ресурсе опытные специалисты этой сферы. – Если это государственные структуры внебюджетных фондов, то и вуз, соответственно, должен быть государственным. Такой диплом поможет вам попасть в «касту» высокооплачиваемых специалистов. Другое дело, если вы собираетесь создать в социальной сфере творческий коллектив или общественную организацию. В этом случае понадобятся практические навыки работы с грантодателями, фондами, со спонсорами и инвесторами. Здесь вы сами будете назначать себе зарплату. Поэтому и преподаватели нужны такие, кто имеет опыт реализации некоммерческих проектов, умеет оформлять заявку на получение денежного гранта, взаимодействует или руководит общественными организациями города. И, по-моему, в таком случае нет принципиальной разницы, в каком вузе (государственном или коммерческом, профильном или непрофильном) вы будете получать образование.

Если вы гуманитарий, подавайте документы в РГСУ, МГУС или РосНОУ. В список вступительных экзаменов этих вузов не входят естественнонаучные дисциплины. Сдавать придется русский язык в форме ЕГЭ, историю и, в зависимости от вуза, литературу или обществознание.

Хорошо знаете биологию – поступайте в МГПУ или РГМУ. А все абитуриенты Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета должны знать основы христианства, этот предмет здесь – профилирующий. В Военно-техническом университете, помимо привычных вступительных испытаний, придётся сдавать нормативы по физподготовке и проходить военно-профессиональный отбор: собеседование, психологическое тестирование, медкомиссию».

То есть социальные работники могут работать и спасателями, и психологами в горячих точках, заниматься реабилитацией людей, пострадавших в катастрофе или от теракта, а также военнослужащих, принимавших участие в контртеррористических операциях.

Отлично, когда социальный работник не только хорошо знает законодательство в области социальной помощи, но и многое умеет делать своими руками, например, оказать первую помощь пострадавшему в аварии или своему подопечному, который просто упал дома в обморок, починить сорвавшийся в квартире у подопечного кран, убедить отчаявшегося сироту в том, что всё у него в жизни сложится хорошо.

Социальные работники также собирают пожертвования с граждан и организаций, чтобы, к примеру, спасти какого-то конкретного ребёнка от тяжёлого заболевания, направив его в уникальную зарубежную клинику. Они также добиваются госпитализации остро нуждающегося одинокого человека или ребёнка из многодетной семьи в федеральную специализированную клинику, защищают права воспитанников детских домов, в том числе и покинувших детское учреждение после достижения 18-ти летнего возраста. Работают эти специалисты и в пенитенциарных учреждениях, защищая права отбывающих наказание и помогая некоторым из них вернуться к нормальной законопослушной жизни после выхода на свободу.

Наконец, с такой специальностью можно просто открыть собственный социально ориентированный бизнес, сочетая получение прибыли с созданием лучших условий для жизни пенсионеров, детей-сирот, инвалидов. Поле деятельности для высококвалифицированных социальных работников – широчайшее. Пожалуй, это одна из самых широкопрофильных профессий современности. В неё же входит и социальная педагогика (например, работа с трудными подростками в сотрудничестве с детской комнатой милиции и т.д.), и социальная психология, и лоббирование интересов остро нуждающихся в государственной поддержке категорий граждан как в органах местного самоуправления, так и в Госдуме России.

И везде для успешной работы необходима кипучая энергия, позитивное отношение к жизни, терпимость к самым нелицеприятных человеческим поступкам, уважение людей, предпочтение работы на благо общества работе на собственное благо. Понятно, что такая работа не может протекать спокойно и размеренно, без эмоциональных встрясок и напряжений, без скандалов и споров, без переживаний и авралов вплоть до попадания в кризисные ситуации. Однако если помогать людям и улучшать жизнь вокруг себя вам интереснее, чем заниматься чем-то конкретным, то все трудности социальной работы вы преодолеете.

И последнее. Часто в социальную работу идут люди творческого склада, которым не удалось реализовать себя в искусстве или культуре. Потому что социальная работа представляет возможность быть не только нужным конкретным людям (и быть любимым этими людьми), но и проявлять все качества, присущие актёру, режиссёру, писателю и художнику. Социальные работники – это авангард цивилизованного общества. Если они в обществе есть, значит оно доросло до уровня, на котором ему небезразлична судьба своих сограждан. Успеха.

2024 ЯСпециалист.ру