ЯСпециалист.ру

Всегда востребованные профессии

Профессия — Продюсер

Специальности: менеджмент в шоу-бизнесе, менеджмент и продюсерское дело, продюсерское дело в кинематографе, организация и управление в кинобизнесе и другие, связанные с руководством в области эстрады, концертно-филармонической деятельности, создания и проката кино-продукции, а также любая специальность в искусстве и даже вообще не связанная с искусством и культурой.

Специализация в зависимости от избранного жанрового направления (балетное шоу, театральное искусство, художественное кино, документальное и научно-популярное кино, учебная кино-видеопродукция, эстрадно-цирковое искусство, поп-шоу, рок-музыка, рок-опера и т.д.)

Требуемое образование:

Высшее продюсерское (продюсер шоу-бизнеса, кинопродюсер) – ВГИК, Санкт-Петербургский институт театрального искусства и кинематографии, университеты культуры (продюсерские факультеты и отделения), университеты культуры и искусства (факультеты экономики и менеджмента)

Высшее не профильное (по любой специальности, не связанной с культурой и искусством) – любые, включая технические вузы.

Примечание. При наличии выдающихся организаторских способностей и «непотопляемого» интереса к продюсерской работы стать продюсером можно вообще без образования, однако, уже войдя в эту славную когорту руководителей шоу и киноиндустрии, состоявшиеся продюсеры обычно стремятся получить специальное высшее образование, не отрываясь от рабочего процесса.

Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:

При поступлении в вуз, готовящий квалифицированных продюсеров, выявляются творческие способности к умению мыслить как предприниматель, обладающий определённым вкусом восприятия того или иного вида искусства. Кроме того выясняется, умеет ли претендент увидеть и обосновать коммерческую перспективу оцениваемого им произведения того или иного искусства в зависимости от избранного им направления. Важны также и выясняются на вступительных испытаниях коммуникативные способности претендента, его умение убеждать и руководить людьми во время беседы с ними. Для продюсера предельно важны такие качества, как высокая интеллектуальная и организаторская работоспособность, широкий кругозор в области представляемого искусства и других видов искусств, грамотная развитая устная и письменная речь, владение иностранными языками.

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

Русский язык и литература, история, история искусств*, музыка, рисование, экономика, физкультура, танцы, риторика, иностранные языки

Характер и содержание работы:

Творческий, деловой, организационный. Работа в зависимости от избранного направления в шоу-бизнесе или кино – в продюсерских и кинокомпаниях, телекомпаниях, на государственных и частных предприятиях шоу-бизнеса, а также самостоятельно: поиск творческих идей для воплощения коммерческих замыслов в области представляемого искусства, поиск исполнителей (актёров, артистов эстрады и т.д., режиссёров, операторов, художников и пр.),  разработка проектов и привлечение инвестиций для их осуществления, ведение переговоров со всеми предполагаемыми участниками проекта, спонсорами, инвесторами, кредиторами и т.д., организация и контроль всех рабочих процессов, направленных на реализацию проектов, включая осуществление «живого» проката проекта и налаживание оптово-розничной продажи тиражей дисков, финансовые работы в продвигаемых проектах.

Очевидные плюсы

Погружение в творчество, азарт продвижения творческих проектов на рынке, возможность стать знаменитым и финансово состоятельным, работая в культуре и искусстве, масса дружеских контактов с известными людьми и любимцами широкой публики.

«Подводные камни», очевидные минусы

Как и для всех деловых людей, стезя продюсера чревата «падениями» после «взлётов». Всегда есть большой риск потратить много усилий, но как успешный продюсер так и не состояться. Также большие риски финансово «прогореть» и остаться «вечным» должником у инвесторов и кредиторов.

Возможные профессиональные заболевания: вегетососудистая дистония, сердечно-сосудистые заболевания – риск высокий.

Вилка зарплат (в рублях среднем в месяц):в зависимости от успеха продюсерской деятельности – не гарантированно:

В Москве и Московской области: 25 000 – 2 500 000 (чаще 200 000)

В крупных областных центрах: 20 000 – 500 000 (чаще 80 000)

В глубинке России: работы, как правило, нет, и что-то организовать самому с заметным коммерческим успехом – сомнительно.

 

Про эту профессию тоже ходит немало слухов – от неоправданно восторженных (якобы, продюсеры делают звёзд или звёздное кино и зарабатывают на звёздах миллионы) до негативных (украденные деньги, мол, «отмывают», на артистах паразитируют, талантливых людей гнобят, а бездарных за деньги протаскивают на сцену, в кино и т.д. и т.п.). Но что бы люди об этой профессии ни думали, она сегодня вызывает заметный интерес у многих нынешних школьников. Я бы даже сказал, неоправданно высокий интерес.

Хотя мы уверены: большинство из тех, кто сейчас думает, что выучиться на продюсера было бы классно, прекрасно понимают, насколько, грубо говоря, «блатная» эта профессия. В гораздо большей степени, чем, к примеру, профессия актёра или артиста эстрады. И поэтому интерес-то мальчики и девочки к этой профессии проявляют (отчего не помечтать?), однако, простите за фамильярность, губы-то заранее стараются не раскатывать. Чтобы потом на тебя со смешком не показывали пальцем: вот, мол, идёт, продюсер. Хуже всего ведь, когда всем раструбишь о своём выборе жизненного пути, но на этот путь не попадёшь.

И всё-таки, чем по-настоящему занимается продюсер?

Для начала всё-таки следует определиться, продюсер какой специальности вас интересует. Есть продюсеры, работающие исключительно в эстраде. А есть кинопродюсеры.

Вот что говорится об этой профессии на сайте так называемой свободной энциклопедии «Википедия».

«Продю́сер (от англ. producer) – человек в индустрии развлечений, который регулирует (или помогает регулировать) финансовые, административные, технологические или юридические аспекты, а также регулирует репертуарную политику при выполнении какого-либо проекта в области культуры».

В той же «Википедии» написано, что следует различать:

— Театрального продюсера,

— Музыкального продюсера (существует также продюсер записи или саунд-трека англ. Sound producer),

— Продюсера игры (в индустрии компьютерных игр)

— Продюсера фильма или Телевизионного продюсера.

Последние, в свою очередь, могут подразделяться по таким специальностям, как:

— ассоциированный продюсер, выполняющий ограниченные продюсерские функции под руководством продюсера,

— координирующий продюсер, который координирует (т.е., по сути руководит и консультирует, корректирует) работу нескольких продюсеров,

— сопродюсер,  выполняющий функции продюсера вместе с другими продюсерами, работающими в одном проекте или в одной команде,

— исполнительный продюсер,  контролирующий работу других продюсеров; иногда он инициирует производство, но обычно контролирует творческие и деловые аспекты производства, при этом не вмешиваясь в работу режиссёра, а только ставя перед ним те или иные творческие задачи и высказывая свои пожелания по той или иной сцене и т.п.,

— линейный продюсер, который управляет работой персонала, регулирует технологические вопросы, бюджет, график работ и не вмешивается в творческий процесс,

—  и, наконец, генеральный продюсер, инспектирующий (обычно под руководством исполнительного продюсера) работу других продюсеров и требующих от них создания кино- или телепродукта (обычно фильма, телеигры, сериала и т.п.) в запланированные сроки, с соблюдением сметы расходов и в полном соответствии с утверждённой творческой концепцией (сценарием, планом).

Уже, надеюсь, понятно, насколько сложна в организационном плане эта профессия? Но кроме организаторских способностей она требует ещё и большого объёма специфических, присущих творческой отрасли, в которой ведётся продюсирование, знаний, помноженных на опыт работы в этой отрасли (в кино, в театре, на эстраде и т.д.). Спрашивается, кем же надо долгое время предварительно проработать, чтобы стать продюсером. И где на продюсера учат?

Сначала о работе. Во-первых, в какую бы творческую сферу вы ни пришли, вам необходимо устроиться на должность, которая позволяла бы за несколько лет изучить «от и до» всю «кухню» избранной отрасли – кино, эстрады, театра, телевидения, цирка и т.д. Это не ниже администратора, в обязанности которого входит выполнение поручений кого-либо из продюсеров. Да, в этой профессии так – научиться чему-то можно только у состоявшегося мастера, причём не факт, что этот мастер будет вас учить даже за деньги.

Чтобы понять основную суть работы продюсера, ещё никуда не поступив учиться и не устроившись на работу в творческом бизнесе, желательно заглянуть в раздел этой книги «Менеджмент и бизнес» и внимательно прочитать (или перечитать) статью «Предприниматель». Жизнь убедительно показывает: если человек не хочет открыть в себе предпринимательскую жилку, а надеется нужные знания, опыт и материальные средства для достижения поставленной перед собой цели получить у кого-то, как говорится, за «прекрасные глаза» (или сладкие посулы типа «когда-нибудь потом, когда богатым стану, я, сударь, долг сполна верну вам), то предпринимателем ему не стать.

В принципе, такое можно сказать про многие профессии. Нельзя, к примеру, состояться как режиссёр, получи хоть трижды красный диплом режиссёра, не прилагая усилия к созданию себе условий для работы. То есть, если режиссёр не найдёт продюсера (которым, кстати, может стать и другой, более опытный и успешный коллега, а также директор театра, менеджер киностудии, просто предприниматель, неравнодушный к таланту), он не сможет ничего поставить и показать зрителям.

И вот тут мы вернёмся к продюсеру. Неважно, в кино или на эстраде (в театре и т.п.) он работает, – в любом случае продюсер – это и маркетолог, и креативщик (специалист по рекламе и продвижению), и специалист по привлечению инвестиций, и хозяйственник, и менеджер по производству (фильма, шоу-программы, концерта), и менеджер по организации проката (коммерческого показа) творческих программ (что во многом сродни менеджеру по продажам) в одном лице.

Говоря проще, приходит к продюсеру знакомый режиссер (или композитор, певец, танцор, а чаще – личные менеджеры или просто знающие продюсера друзья, поклонники таланта кого-либо из исполнителей) и говорит, к примеру: «У меня есть гениальный сценарий (или программа), а под неё есть гениальные исполнители (актёры, артисты эстрады и т.д.)». И продюсер должен в предельно короткой (обычно не дольше пяти минут) беседе с режиссёром (или другим инициатором творческой программы) понять, интересно ли это лично ему как продюсеру, а если интересно, то реально ли для него «поднять» именно этот проект и найдёт ли он в ближайшей перспективе на это время и деньги. Долго думать успешному продюсеру некогда: слишком напряжённый у него рабочий график.

Многие считают, что главное для продюсера – найти деньги под проект. Дескать, есть у него «блат» среди финансистов или чиновников, распределяющих бюджетные средства на разные культурные проекты, значит и продюсером ему стать легко. На самом деле, как признаются сами продюсеры любой специальности, труднее всего найти идею, в которую не страшно вложить даже собственные деньги (если они есть, разумеется). И часто продюсеру самому приходит в голову такая идея. И он начинает разрываться между уже начатыми проектами и этой самой идеей нового проекта.

Понятно, что все отпуска у продюсеров весьма условны, потому что если идея прочно засела в голове, то покоя она не даст до тех пор, пока не превратится в сценарий (концепцию с подробным описанием) этого проекта, смету, бизнес-план и коммерческое предложение – потенциальным инвесторам и избранным продюсером исполнителей (группы артистов, киногруппы и т.д.). Надеюсь, вы понимаете, какого рода проблемы нередко возникают у продюсеров, когда они что-то создают?

Во-первых, сама разработка проекта – процесс чрезвычайно напряжённый, требует комплекса специальных знаний (от специфичных для данного вида творчества до финансовых расчётов) и консультаций с разными специалистами. Причём никто продюсеру за разработку новой идеи не платит, а получает продюсер с проектов, которые уже начали приносить доход.

Во-вторых, во время получения денег у инвестора может возникнуть нестыковка интересов: к примеру, инвестор даёт деньги только под конкретную группу исполнителей проекта (или под конкретную звезду эстрады, кино и т.д.), а эта самая группа или звезда напрочь отказываются в этом проекте участвовать (или заламывают цену, которая вообще делает проект заведомо рискованным).

В-третьих, пока ты начинаешь «собирать» новый проект, начинают терпеть фиаско твои уже запущенные проекты, у которых тоже есть инвесторы и они ждут возврата своих денежек с прибылью. И продюсера со всех сторон начинают «дёргать» –  инвесторы, администраторы заваливающихся проектов, ведущие исполнители (им перестали выплачивать гонорары), налоговики, чиновники, участники нового проекта. И так, чтобы вначале раскрути один проект, а потом принимайся за другой, не получится: слишком велик риск прогореть и остаться должником у инвесторов. А ведь возникают ещё и проблемы авторского права, сбегания от продюсера звёзд, киногрупп и других исполнителей, которых он благодаря своему таланту и титаническому труду плюс взятым у кого-то деньгам раскрутил.

Но… стоп. Не всё так мрачно. Просто для каждой профессии, особенно сочетающей в себе сразу несколько весьма «энергичных» профессий, построенных на умении общаться с разными людьми, считать деньги и креативно мыслить, требуется определённый набор качеств. И главное – чтобы претендент на профессию не боялся ни одного действия, которое избираемая профессия предполагает для ежедневного труда. В конце концов, не все становятся ведущими продюсерами, кто-то ограничивается работой в команде продюсеров, где хотя каждый и отвечает за свой участок работы на общее дело, всё-таки более опытные всегда помогут младшему коллеге своими знаниями, опытом, связями.

Выучиться же на продюсера можно и в университете культуры, и в вузе, готовящем специалистов эстрады, и театральном институте, и во ВГИКе[1] . Поступить в любой из этих учебных заведений не просто: уж очень многих девушек и юношей притягивает продюсерство. А во флагман кинематографического образования России ВГИК нужно ещё и пройти предварительный творческий конкурс, заранее прислав собственную концептуальную работу по обоснованию замысла снять фильм по известному произведению классики, то есть убедительно написать, по сути, коммерческое предложение для получения инвестиций на фильм, причём в свободной форме. Если приёмную комиссию ваша работа устроит, вас вызовут на вступительные экзамены по специальности. Вот что написано о первом и втором туре на сайте ВГИКа:

(I тур Письменная работа по специальности): цель – выявить способности абитуриентов к творческой и предпринимательской деятельности, умение решать ситуационные и  логические задания в сфере кинобизнеса. Абитуриентам предлагается выполнить задания, содержание которых приближено к творческо-производственным ситуациям, с которыми сталкивается  продюсер;

(II тур. Письменное задание  по просмотренному фильму): цель – выявить умение абитуриента оценить фильм с точки зрения его художественных особенностей  в контексте современного отечественного кино, телевидения и культурных процессов в целом, способность абитуриента проанализировать принятые съемочной группой творческо-постановочные решения фильма (изобразительный ряд, монтаж, подбор актеров и др.) и спрогнозировать его зрелищный потенциал, способность  наметить пути доведения фильма до наибольшего числа зрителей, умение доказательно и грамотно изложить свои мысли.

Справитесь? Тогда тренируйтесь и пишите творческую работу, читайте классику и выбирайте произведение, по которому сами захотели бы поставить фильм. И как можно больше читайте книг и журналов по киноискусству, поскольку, если пройдёте первые два тура, примете участие и в собеседовании, цель которого – выяснить, хорошо ли вы ориентируетесь в кинобизнесе.

А вообще продюсером можно стать, и не заканчивая специальный продюсерский факультет, ограничившись просто качественным гуманитарным или бизнес-образованием. Только путь в эту профессию тернист и долог. Тем более, если ввести в неё вас некому – нет у вас ни родственников, ни друзей из этой славной когорты специалистов, благодаря усилиям которых открываются новые таланты и появляются новые шоу, фильмы, концерты, спектакли, игровые программы, интернет-проекты и многое-многое другое, делающее нашу жизнь интереснее. Но тот, кто одержим (а не одержимых творчество не выносит), с пути не свернёт. Так что удачи, будущие мастера продюсерского дела России. Ждём ваших смелых и потрясающе интересных идей и проектов.

[1] Всероссийский институт (университет) кинематографии, Москва

2024 ЯСпециалист.ру