Специальность – актёр драматического театра и кино
Требуемое образование:
Средне-специальное – любое театральное училище либо актёрское отделение училища искусств;
Высшее – любой театральный вуз (ГИТИС, училище имени Щукина, училище имени Щепкина и другие региональные), ВГИК, актёрские отделения институтов искусств.
Примечание: актёром можно стать и с любым непрофильным образование, были бы способности, сильное желание и настойчивость «проситься» в тот или иной театральный коллектив. В кино можно попасть, регулярно участвуя в кастингах.
Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:
Врождённый артистизм поведения перед зрителями, качественный тембр и достаточная сила голоса, богатство внутренней эмоциональной жизни, высоко развитая наблюдательность, отсутствие врождённых физических дефектов[1], музыкальный слух, чувство ритма, красивая фигура, желательно и внешне привлекательное лицо либо оригинальная внешность комедийного плана.
Характер и содержание работы по данной профессии:
Разучивание ролей, репетиции и участие в спектаклях, театральных массовых действах, зрелищных мероприятиях, в кино и телепередачах, чтение за героя по радио или для аудиокниг, участие в концертах артистов эстрады, выступление в рекламных роликах, участие в рекламных акциях.
Её очевидные плюсы:
Творческий характер, возможность стать знаменитым, погружение в мир искусства.
«Подводные камни», её очевидные минусы:
Вечная проблема выбора «или высокое искусство, или деньги»; постоянный конкурс и связанные с ним интриги театральной богемы; высочайшая возможность остаться невостребованным или до пенсии на третьих ролях; неуверенность в заработке; полная
зависимость от сохранности своей физической формы; эмоциональная зависимость от театра и самой профессии (т.е. когда ничего другого делать не хочется, хотя и жизнь заставляет).
Возможные профессиональные заболевания – вегетососудистая дистония – риск умеренный
Вилка зарплаты (в рублях в месяц)*
В Москве: 15 000 – 70 000 (чаще 25 000)
В крупных областных центрах: 10 000 – 25 000 (чаще 18 000)
В глубинке России: 4000 – 7000 (чаще работы нет вовсе)
Конкурсы в театральные учебные заведения всегда были высоки. В высшее театральное училище имени Щукина и в ГИТИС, например, конкурс достигает отметки в 150 человек и выше на место. Дело ещё и в том, что сюда довольно просто подготовиться к испытаниям по специальности (к проверке способностей). Ведь если в ту же консерваторию надо сдавать игру на музыкальном инструменте (или пение, если на вокал), сольфеджио и гармонию (эти дисциплины можно освоить исключительно в музыкальном училище, предварительно окончив ещё и музыкальную школу), то в театральном институте (училище) нужно просто выступить перед комиссией. Трудно ли выучить наизусть отрывок из какой-либо повести или романа, басню и стихотворение? Ещё могут попросить изобразить что-нибудь без слов – жестами или телодвижениями (пантомима). Бывает, абитуриента просят что-нибудь спеть, станцевать. А на последнем отборочном туре (как правило, их бывает три) «не слетевших» на предыдущих прослушиваниях обычно приглашают разыграть небольшой театральный этюд (мини-спектакль) минут на пять. В таких случаях требуется за полчаса выучить наизусть доставшуюся вам роль. А дальше – что получится, как вы будете смотреться в труппе.
Казалось бы, чего проще? Однако подавляющее большинство абитуриентов, которые раньше уверенно выступали перед своими друзьями, школьными учителями, руководителями театральных студий и даже родителями, вдруг теряются, бледнеют и забывают половину слов в подготовленных к испытаниям отрывках. И начинают плохо произносить слова, искажать их звучание. Например, вместо «чувства» говорят «чуйства», «стереть» (из памяти) звучит у них как «стреть», «говорю» — «грю», «хорошо» — «хршо» и так далее. Некоторые вдруг залпом, на одном дыхании и одним тоном выпаливают отрывок, забыв о том, что пришли они демонстрировать свои способности увлекать зрителей, а не умение заучивать тексты наизусть. Другие неплохо читают, но при этом почему-то становятся неуклюжими, неловкими. На первом туре обычно отсеивается до половины абитуриентов. Но и прошедшим все назначенные комиссией туры поступление не гарантированно. Случается, что выдержавший испытание по специальности получает банальный «неуд» за сочинение по литературе.
Но вот вы студент, что дальше? Нелёгкая учёба, восторги чередуются с разочарованиями и обидами. Так всегда бывает. Когда вы ещё успешно сдавший экзамены абитуриент, то сравниваете себя с одноклассниками, не рискнувшими сделать столь «безумный» шаг. Но уже к середине первого курса вы начинаете сравнивать себя со «звёздами» старших курсов вашей альма-матер. И вполне может оказаться, что их хвалят, а вас ругают. А ведь кроме актёрского мастерства надо сдавать и программу по танцам, вокалу, режиссуре. Есть ещё и смежные виды искусств (музыка, живопись – в рассказах о направлениях и жанрах, разумеется), театроведение, литературоведение, логика, философия, эстетика, этика, обществознание, история, иностранный язык, стилистика русского языка. Дисциплин много – и общих, и специальных. Не все кажутся интересными, но отчитываться по ним надо. А главное – вы вполне можете разочаровать вашего преподавателя актёрского мастерства. Но, будем надеяться, всё у вас сложилось удачно. На руках у вас – заветный диплом, в котором чётко записано, что вы – актёр драматического театра и кино. А в активе вашем – многочисленные творческие контакты и знакомства. Как сложится ваша дальнейшая судьба?
Увы, сказать напёред невозможно. Даже если вас высоко ценит ваш главный преподаватель, вы у него не один такой. Многое в вашей жизни будет зависеть ещё и от складывающейся в театральной сфере ситуации. От конъюнктуры рынка, грубо говоря. Вы можете обладать не только талантом, но и красивой внешностью, и при этом оказаться не востребованным (ой) в самые лучшие годы, то есть после окончания вуза. Ведь в каждом конкретном театре всё решает главный режиссёр. Если он посчитает, что вы на ближайшие годы не подходите ни на одну из ролей в планируемом репертуаре, вряд ли вам удастся его убедить в обратном. Искусство очень зависит от индивидуального вкуса руководителя процессом. Молодёжь, конечно, любят все. Но выигрышных ролей на всех не хватает. Многие надеются попасть в кино, но там ситуация ещё жестче. Нередко случается, что молодого актёра ожидает успех в одном из фильмов, но других предложений ему не поступает. И больше половины дипломированных актёров не работают ни в театре, ни в кино, ни в каких-либо шоу. Где же они тогда работают? Кто как устроился. Некоторые – в учреждениях дополнительного образования (дома творчества детей и молодёжи) руководителями самодеятельных театральных студий. Кто-то преподаёт на платных курсах сценического мастерства. Кто-то всё время дает в газеты объявления типа «услуги актёра на семейных и корпоративных праздниках в костюме любого персонажа». А кто-то просто бросает профессию, которая не позволяет зарабатывать на жизнь.
Съёмка в рекламе для многих – реальных выход из положения. Проблема в том, что предложений сняться в рекламе не так много, чтобы обеспечить заработком всех желающих. К тому же игра в рекламном клипе, как правило, закрывает актёру дорогу в кино. Не всегда и не всем. Но закрывает.
А теперь о насущном. Ведь многих, наверняка, уже на стадии выбора профессии интересует, сколько получают актёры. Прошу обратить на этот фактор внимание. Если в творческой профессии (любой творческой) вас интересует в первую очередь заработок, это уже говорит о вашей непригодности к участию в такой тонкой сфере как искусство. Но сегодня нельзя сказать определённо, что актёры получают от сих до сих – всё зависит от материального положения театра, в который вы попадёте. Одно можно сказать определённо: в отличие от специалистов по продажам актёры театров и кино не могут в процессе работы увеличить свой заработок за счёт удачи или ударного труда. Если вам положат, скажем, на съёмках $100 за каждый съёмочный день – столько вы и получите, независимо от ваших стараний. А вот если вы «ловите» заказы на услуги артиста частным образом, всё зависит от вашего умения договариваться с клиентом.
Чувствую, как юные мечтали уже поджали губки: дескать, пессимист какой-то автор, уговаривает не поступать в театральный. Спешу заметить: ничуть не уговариваю. Если я вас не убедил – так держать. Более того, я за вас очень рад. Значит, что-то в вас есть такое, чего нет в тех, кому моя информация, как говорится, открыла глаза на правду. Стало быть, дерзайте.
Многих, наверняка, интересует, нужно ли начинать подготовку в театральный за год, два или раньше до окончания школы. Исходя из опыта своего личного общения с некоторыми актёрами и режиссёрами, в том числе и студентами ГИТИСа, я бы сказал так: преподаватели театральных вузов и училищ любят учить, что называется, с чистого листа. Ведь у каждого творческого человека своя собственная творческая мастерская, свои вкусы и представления о том, как надо учить будущего актёра. А вот повысить свой культурный уровень весьма желательно, обратив особое внимание на литературу и русский язык, историю. Хорошо бы увлечься дополнительной литературой, в которой рассказывается о театре, истории театрального искусства, о жизни известных актёров прошлого, о режиссуре и об искусстве в принципе. Очень хорошо улучшает форму потенциального актёра слушание классической и народной музыки, пение (даже просто дома исключительно для себя). Разумеется, если вы учитесь в музыкальной школе или занимаетесь, скажем, в хоровом коллективе, в студии бального или спортивного танца – это замечательно. Практически не даёт никаких преимуществ умение абитуриента «лабать» аккордами на гитаре. Зато хорошая физическая подготовка (вид спорта здесь особого значения не имеет) всегда производит на экзаменаторов благоприятное впечатление.
Какие отрывки лучше выучить для чтения на первом туре – советовать не буду: не моё дело. Одно могу сказать: выбирать лучше тот текст (прозу, стихи и т.д.), который вам хочется рассказать как можно более широкому кругу людей.