Вторая весьма значимая специальность в строительстве и отдельная профессия одновременно – это электро-газосварщик.
Электро-газосварщики работают в разных отраслях – в машиностроении, металлургии, жилищно-коммунальном хозяйстве, на железной дороге и газовом хозяйстве. Сварщиков приглашают даже в театр, цирк и кино – но не работать там, а что-нибудь, какую-нибудь конструкцию сварить.
Но подавляющее большинство электро-газосварщиков задействовано всё-таки в строительной отрасли. Ведь без металлического каркаса (своего рода прочнейшего скелета) сегодня не строится ни одно высотное и крупное здание, особенно это касается разного рода производственных блоков. И все каркасы монтируются по созданным инженерами чертежам из отдельных более мелких конструкций, арматур, балок и других элементов. Каркас – это опора здания, благодаря которой стены с перекрывающими их этажными панелями выдерживают умопомрачительную нагрузку и становятся даже сейсмоустойчивыми. И монтируя эту опору отдельные её элементы приходится навечно соединять между собой методом сварки. Вот какая ответственная у сварщиков работа. Причём часто им приходится сначала варить каркас под фундамент, а потом поднимать его всё выше и выше. И тут либо просто электро-газосварщика заменяет владеющий сваркой монтажник-высотник, либо электро-газосварщик сам становится монтажником-высотником.
Про представителей этой профессии, не боящихся высоты отважных парней, стоит рассказать особо. Помню, как я в студенческие годы, будучи на журналистской практике от Московского университета в Норильске, познакомился с одним бравым монтажником-высотником. И он сагитировал меня испытать острых ощущений, поднявшись с ним на каркас возводимого высотного здания будущего цеха обработки кокса. Вот сейчас я бы ни за что туда не полез. А тогда, в 22 года, я ещё и в костюме с галстуком там оказался. Так вот, парень (его звали Юра) сначала надел на меня страховочный пояс, потом зацепил его (правильно говорить «застропил») за натянутый рядом с подъёмной лестницей страховочный трос, застропился сам и мы полезли – я впереди, он чуть ниже, на всякий случай, чтобы меня ловить, если сорвусь. С шутками мы и не заметили, как добрались до самой высокой подкрановой балки. И вот тут я глянул вниз, на 30 метров.
Вот это было ощущение остроты! Но мне пришлось ещё перестропиться на продольный трос и пройти метров пятьдесят по этой самой железной балке шириной всего полметра, вцепившись обеими руками в страховочный трос, тянущийся справа по ходу. Если бы я свалился, то, конечно же, повис на этом тросу за счёт страховочного пояса. И, как шутя объяснил Юра, либо вылез на балку сам, либо несколько часов провисел, не двигаясь, в ожидании спасательной бригады. Мне просто идти-то было страшно. А монтажники-высотники не только таким Макаром передвигаются изо дня в день и подолгу каждую смены, но ещё и работают там на высоте – варят или монтируют с помощью разводных ключей и крепёжных деталей.
Кстати, получают они сейчас прилично, однако в среднем не больше, чем успешные менеджеры по продажам тех же самых строительных материалов и оборудования. Однако говорят, что, если человек состоялся как монтажник-высотник, то остаётся им до пенсии. В этом монтажники-высотники очень похожи на альпинистов.