Специальность – охрана правопорядка
Специализация – дорожное движение
Требуемое образование (уровень образования, тип учебного заведения):
Среднее профессиональное (милиционер, сотрудник органов внутренних дел) – колледжи милиции
Высшее (офицер милиции) – высшие школы милиции, юридические институты МВД РФ
Примечание. Специальной квалификации «инспектор ГИБДД» в учебном заведении не присваивается, это должность в ГИБДД, на которую, согласно недавно утверждённым требованиями Министерства внутренних дел, назначают преимущественно офицеров милиции (начиная с лейтенанта), то есть либо лиц с высшим образованием, либо дослужившихся в милиции до звания лейтенанта и выше.
Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:
Те же, что и для милиционера, включая сотрудника оперативного реагирования. Необходимо также иметь способности эффективно водить машину в экстремальной ситуации и в условиях гонки за нарушителями и преступниками в пределах городской черты. Важно хорошее физическое развитие, цифирная и цветовая память, а также ярко выраженный интерес к автомобилям и распознаванию их марок.
Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:
Автодело*, физкультура, ОБЖ, русский язык и литература, иностранные языки, история России.
Характер и содержание работы:
Дежурство на наиболее оживлённых трассах, фиксирование нарушений правил дорожного движения, составление протоколов о правонарушениях и подготовка передачи исков ГИБДД к нарушителям дорожного движения в суд, участие в операциях по плану «перехват», участие в поимке скрывающихся и убегающих от милиции преступников, оказание первой медицинской помощи людям, попавшим в аварию, организация вызова к месту происшествия скорой медицинской помощи и спасателей, сбор информации на месте аварии для проведения предварительного расследования, проведение экологических рейдов и профилактических бесед с нарушителями; регулирование движения на особо перегруженных перекрестках, проведение проверки документов на транспортные средства, патрулирование дорог, проверка исправности светофоров и правильности расстановки знаков дорожного движения, проведение аттестации водителей на получение водительских прав, проведение задержание нарушителей и преступников с возможностью применения при необходимости табельного оружия и преследования нарушителя, установка ограждений для проведения ремонтно-профилактических работ на дорогах.
Очевидные плюсы
Стабильная постоянно индексируемая и повышаемая государством зарплата, возможность карьерного роста, отпуск повышенной продолжительности с оплатой проезда к месту отпуска и обратно по железной дороге, возможность выйти на пенсию по выслуге лет после 45-лет (при условии выработки времени по выслуге), возможность использовать служебный автотранспорт.
«Подводные камни», очевидные минусы
Как и для всех работником милиции + необходимость дышать выхлопными газами во время дежурства на дорогах и конфликтовать с нарушителями дорожного движения практически ежедневно.
Возможные профессиональные заболевания: органов дыхания, мигрени и все, причиной которых является длительное пребывание в условиях загрязненного воздуха и зрительного напряжения; заболевания глаз и расстройство зрения, заболевания опорно-двигательного аппарата, последствия полученных травм, остеохондроз, вегетососудистая дистония, сердечно-сосудистые нарушения, повышенное АД, простатит, бесплодие, заболевания желудочно-кишечного тракта – риск высокий.
Вилка зарплат (в рублях в месяц):
В Москве и Московской области: 20 000 – 50 000 (чаще 25 000)
В крупных областных центрах: 16 000 – 40 000 (чаще 20 000)
В глубинке России: 10 000 – 25 000 (чаще 18 000)
С одной стороны, инспектор ГИБДД относится к профессии «милиционер, полицейский». И кадры эта структуры черпает из других подразделений милиции. С другой – работа в Госавтоинспекции (фактически в дорожной полиции) настолько специфична, что приобрела уже характер профессии, для успешного овладения которой требуются дополнительные способности и качества характера (см. справку выше).
И эта профессия обросла массой всяких спекуляций, как днище океанского лайнера обрастает ракушками, водорослями и мелкими опасными для прибрежных вод моллюсками. У многих школьников, имеющих, как они сами интуитивно полагают, житейскую хватку, создалось впечатление, будто «гаишники» только и делают, что собирают «дань» и «призы» с автолюбителей – словно это не сотрудники милиции, а придорожные флибустьеры. На самом же деле всё не так. Хотя почва под такими слухами имеется. Увы, как говорится, в семье не без урода. Но ведь то же самое можно сказать и про участковых милиционеров, про судей и работников прокуратуры, преподавателей вузов, врачей, чиновников – про кого угодно в нашем во многом несовершенном обществе. Почему же именно дорожных полицейских у нас как бы «выпячиваю», обвиняя в «крысятничестве»?
Ответ банален до примитивизма: чем больше в обществе автолюбителей, тем больше в нём нарушителей и тем больше для людей запоминается образ «гаишника», сидящего в засаде, чтобы «срубить» на лапу. А ведь, положа руку на сердце, автолюбители в России – одни из самых «непослушных». И в педантичной Европе наши соотечественники также попадают под прессинг тамошних «гаишников». Думаете, кто-нибудь из заплативших крупные штрафы россиян отозвался о «забугорных» дорожных «полицаях» одобряюще? А там взятки на дорогах брать боятся и привыкли взыскивать по закону, на все 100% и с надлежащим оформлением документов, что утомительно и накладно.
Поэтому нечего, как говорит народная пословица, на зеркало пенять, коли рожа крива. Или словами дедушки Крылова «не лучше ль на себя оборотиться?».
И потом, кто мешает вновь пришедшему на службу в ГИБДД милиционеру (к примеру, после учёбы в высшей школе милиции) вести себя честно? Начальники отделов, которые, якобы, требуют с подчинённых «десятину» с поборов? Если вы такой принципиальный, вас никто не заставит это делать. Да и «красна у нас народная молва, да только истины в ней – толика всего лишь».
Часто инспекторов ГИБДД представляют как людей откровенно «туповатых», знающих на русском языке только две фразы – «вы превысили скорость» и «с вас штраф». Всё это, скажу я вам, откровенные глупости. Я сам сталкивался с «гаишниками» не раз, хотя и не водитель. Однажды вёз конверты с рекламой на почту для рассылки по клиентам и забыл надлежащим образом оформить накладную на груз, а у водителя при себе была только доверенность на распоряжение машиной. Нам попался въедливый инспектор, который, увы, захотел «срубить» гонорар. Он нашёл, к чему придраться, но, чтобы я «простил» ему, мягко говоря, нечестный наезд, полчаса у нас в кабине показывал нам с водителем такие фокусы с деньгами, что я оторопел: не милиционер, а настоящий иллюзионист. То есть потом я сообразил, что взятая с нас мзда была как раз и равна цене билета в цирк.
Я не оправдываю того «шутника», просто хочу сказать, что среди них довольно много и талантов, и просто добрых и сердечных людей. Я сам, работая в одном из московских таблоидов, писал (реальные факты) про инспектора ГИБДД, который не побоялся принять роды прямо ну дороге: они с мужем слишком поздно спохватились, а муж на дороге растерялся и не смог пальцем пошевельнуть. Инспектор же не только принял ребёнка и вызвал скорую помощь, но и постарался согреть чем мог незадачливую мамашу и ребёночка, а оторопевшего папочку напоил чаем из собственного термоса.
Случается, что благодаря действиям инспекторов ГИБДД удаётся предотвратить аварию, поймать особо опасного преступника и спасти человека.
Не очень давно неподалеку от выезда со стороны Саратовской ГЭС (г. Балаково) инспектора ГИБДД остановили глубокой ночью автомобиль, чтобы просто проверить документы (не в угоне ли авто). И случайно обнаружили в багажнике еле дышащего человека в крови. Сидевшие в салоне парни спокойно объяснили, что подобрали этого бедолагу на дороге и везут в ближайшую больницу. Потом они стали предлагать инспекторам деньги, только чтобы побыстрее произвели проверку документов и отпустили, «а то мужик в багажнике ещё помрёт». Но инспектора всё-таки настояли вытащить человека из багажника и вызвали скорую помощь. А когда автомобиль с парнями вдруг резко рванул с места в карьер, передали по всем постам сигнал срочной задержки. Оказалось, что человек из багажника – избитый ими владелец квартиры, которую они намеревались у него отнять путём липовой продажи. Инспектора проявлили бдительность, и человек остался жив, а преступная риелторская группировка разоблачена и отправлена за решётку.
Писал я и о вопиющем случае, когда пьяный автомобилист просто сбил инспектора ГИБДД ночью на дороге и умчался, хотя инспектор его не собирался останавливать, он огораживал столбиками автомобиль, пострадавший в аварии и помогал попавшему в трудное положение водителю.
Всякое бывает на этой работе. И она чрезвычайно тяжёлая как физически, так и психологически. Нередко инспектору ГИБДД приходится брать ответственность на себя в трудноразрешимых ситуациях, проявлять смекалку и умение каскадёра-гонщика. И далеко не каждый из этих стражей безопасности дорожного движения способен брать взятки или попадает в условия, когда на этом можно «разбогатеть». А вот выручать попавших в беду людей им приходится часто, нередко с риском для собственного здоровья и жизни.
Потерять же здоровье на этой работе можно и ни разу не столкнувшись с особо опасными преступниками. Попробуйте хотя пару часов простоять на оживлённых перекрёстках. От массы вредных веществ, вдыхаемых с выхлопными газами, вы не только ослабеете, но и умом помрачнеете. А инспектор ГИБДД всё это обязан переносить до самой пенсии.
Но если не боитесь и действительно хотите помогать людям на автодорогах, то жезл регулировщика вам в руки. Только здоровье у вас должно быть крепкое, как и у военного или оперативника криминальной милиции. И храни вас Господь.