ЯСпециалист.ру

Всегда востребованные профессии

Профессия — Музейного дела специалист (музеевед), реставратор

Специальности: музейное дело, культурология, культурно-просветительная работа, этнография, историография, история, краеведение, археология, реставрационное искусство Требуемое образование: Средне-специальное (художник-реставратор, музейный работник) – художественные училища, училища искусств, колледжи культуры и искусства Высшее (художник-реставратор, культуролог-этнограф, музейный работник высшей квалификации) – институты и университеты культуры, академии культуры и искусства Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией: Для специалистов музейного дела особых способностей не требуется. Важен интерес к истории и работе с ценными экспонатами, к посещению музеев и экскурсий. Для реставратора важны врождённое реставрационное мышление, способности к изобразительному искусству и особая моторика пальцев, позволяющая максимально точно выполнять работу по восстановлению старинных предметов, представляющих этнографическую либо иную культурно-историческую ценность. Никакими тестами способности к реставрации не выявляются – только самостоятельная реставрационная практика. Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования: Для музееведа – история, география, русский язык и литература, краеведение*, занятия в историческом или этнографическом (краеведческом) кружке*, физкультура, ОБЖ Для реставраторов – рисование, рукоделие, столярное дело, занятия в реставрационном кружке или самостоятельная реставрационная практика*, история, география, русский язык и литература, физкультура, ОБЖ Характер и содержание работы: Творческий, поисковый, организационной. Работа в музеях и для музеев: поиск старинных предметов, представляющих этнографическую либо иную историческую ценность, оформление экспозиций и осуществление ухода за хранилищами экспонатов, поиск информации, проливающей свет на особенности того или иного экспоната и его значение для мировой этнографии или культуры в целом. Участие в поисковых экспедициях, в том числе и археологических. Для реставратора – поиск и восстановление либо копирование старинных предметов, представляющих историческую ценность. Очевидные плюсы Погружение в мир исторических находок, все прекрасные моменты общения с людьми, увлечёнными историческим поиском.  Понимание важности профессии в культурном развитии нации. Радость создания новых экспозиций, равносильная радости создания художественного произведения. «Подводные камни», очевидные минусы Неадекватно оплачиваемый труд, трудности поиска предметов старины. Возможные профессиональные заболевания не выявлены Вилка зарплат (в среднем в месяц):в зависимости от разряда ЕТС и нагрузки: В Москве и Московской области: 12 000 – 20 000 (чаще 15 000) В крупных областных центрах: 6000 – 18 000 (чаще 10 000) В глубинке России: 4000 – 7000 (чаще работы нет совсем)   А что делать, если очень хочется работать в музее, но способностями к ведению экскурсий вы не обладаете? Скажем, недостаточно коммуникабельны, голос слишком слабый, теряетесь перед слушателями, не очень хорошая память на исторические факты и разные детали (достаточно что-нибудь одно, чтобы не получалось). Можно, конечно, попытаться выработать в себе недостающие качества. Но есть ли смысл себя мучить в случае, когда не испытываешь стремления стать именно гидом, а просто любишь музей и тянешься к музейному делу? В самом деле, зачем тренироваться перед зеркалом, истязая себя и близких, когда можно просто стать специалистом в области музееведения. Чем, кроме повышенного интереса к музею и культурным ценностям, должен обладать представитель этой благородной, но подчас мало кому заметной профессии? Всё зависит от того, на что именно вы в этой сфере претендуете. Достаточно ли вам должности обычного смотрителя, задача которого ограничивается наблюдением за порядком в разных помещениях музея, чтобы никакой из экспонатов не пострадал от чьего-либо неуважительного к нему отношения? Или же вас влечет поиск новых экспонатов и даже новых тем для экспозиций, сбор новых коллекций с информацией по каждой ценной вещи и всё то, с чего музей начинается именно как храм знаний с «обитающими» в нем историческими находками и реликвиями? Если вы хотите участвовать в создании музейных экспозиций и наполнении музейного хранилища (а может и в создании новых музеев), то кроме аккуратности и внимательности вам потребуются такие качество, как повышенный интерес к поиску, настойчивость, способность «перекапывать» гигантские объемы информации – в архивах, научных библиотеках, в Интернете. И не просто «перекапывать», а находить в информационных массивах нужные сведения. Для такой работы годится далеко не каждый мозг и глаза, даже со зрением «единица». Хотя, умение пропускать через себя много информации и отбирать нужное по теме необходимо любому человеку науки. А музееведение – та же наука, только нацеленная на создание интересных уникальных в своем роде коллекций и их грамотного размещения в стенах музеев. Если же в вас проснётся реставратор, то вам придётся поучиться на специальных курсах реставрационных работ в области музейного дела. Необязательно быть художником, так как художник-реставратор – это другая профессия, требующая особого художественного таланта. Совместить их при наличии способностей к рисованию вполне можно, но придётся, скорее всего, получить не одно, а два образования – художественное (по специальности «живопись») и музейно-культурологическое. Тот же, кто реставрирует не полотна выдающихся живописцев прошлого, а какие-либо предметные экспонаты (например, этнографические экспонаты: бытовые принадлежности, одежду прошлых веков, предметы мебели и кухонной утвари), специализируется, как правило, на каком-то одном направлении (скажем, кухонная утварь или мебель), поскольку каждое направление реставрирования требует и специфических способностей, и специальных знаний, и опыта, нарабатываемого годами. Как вы уже поняли, реставратор – это в любом случае два специалиста в одном. Но если просто музееведом в принципе может стать каждый, у кого хорошо работает голова, а руки не склонны всё крушить и ломать, то способности к реставрации, как и любому ремеслу, связанному с искусством, даются Природой. Обычно в детстве они обнаруживаются. Мальчик или девочка, нередко без всякого примера кого-либо из взрослых умельцев, начинают умело и скрупулезно восстанавливать старые бабушкины вещи, которые вполне могут оказаться весьма ценными для местного краеведческого музея. У таких ребят к окончанию школы обычно собирается целая коллекция отреставрированных предметов, многие из которых были найдены в сарае. Это может быть что угодно – старое корыто, ступка и пестик для пахтанья масла, чехол для какого-либо инструмента, патефон начала XX века, бабушкин праздничный сарафан времён её юности, дедушкин бушлат времён гражданской войны, даже гармонь и пианино, валявшиеся несколько десятков лет под грудой хлама. Словом, способности к реставрационным работам не обнаружишь, пока не попробуешь что-нибудь восстановить в первозданном виде, ничего во внешнем облике и конструкции предмета не меняя. А вот на курсах реставраторах, в специальных реставрационных мастерских реставраторы-самоучки овладевают грамотой реставрации, получают необходимые знания, развивают специальные навыки, перенимают опыт от состоявшихся мастеров. Где учатся на специалиста музейного дела? Станете вы реставратором или нет, в любом случае очень желательно получить высшее культурологическое образование по специальности «музейное дело». Во многих университетах культуры есть факультеты или выделенные институты такой специализации. Так что нужно просто хорошо учиться, развивать в себе интерес к истории, её ценностям и находкам, настраивать себя на постоянный самостоятельный поиск исторической информации, которая поможет собрать новые коллекции и подготовить интересные дополнительные материалы к уже имеющимся в учреждении, куда вы придёте работать. А вот насколько перспективна эта профессия – наперёд сказать трудно. Музееведы ведь требуются только там, где есть музеи. Или где власти и местные бизнесмены нацелены сохранить и преумножить культурное наследие своей малой родины. Где ещё кроме музея может работать такого рода специалист? Ну, например, в Доме культуры, Центре досуга и творчества детей и юношества, в общеобразовательной школе. А что? Можно устроиться преподавателей краеведения, истории, вести кружок музейного дела и даже создать школьный музей. Тут, правда, многое зависит от директора школы, вашего умения налаживать контакты с руководителями  учреждений образования и культуры и…банального везения. А главное – к этой профессии обычно стремятся только те, кто не может туда не стремиться. Так что независимо от состояния рынка труда на момент вашего окончания соответствующего вуза прирождённый музеевед всё равно им станет. И в любом случае что-нибудь придумает для того, чтобы в обретённой профессии состояться.

2024 ЯСпециалист.ру