Менеджеры по инновационным технологиям и другие специалисты управленческого профиля
Специальности: внедрение новых технологий, привлечение инвестиций в инновационный процесс, маркетологическая экспертиза новых проектов, исследования рынка продукции машиностроения, управление филиалами предприятий машиностроения, экономическое обоснование проектов машиностроения
Специализации в зависимости от сферы применения проектируемого оборудования (производство средств производства, производство средств наземного пассажирского и грузового транспорта, производство авиационного, космического (водного, подземного и т.п.) транспорта, производство медицинского оборудования и т.д.
Требуемое образования (уровень образования, тип учебного заведения)
Высшее – факультеты экономики, стратегии, управления и менеджмента вузов, готовящих специалистов для машиностроения
Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии:
Желательно обладать стратегическим мышлением, иметь выраженный интерес к технике и её внедрению в жизнь, хорошо успевать по математике, английскому языку, русской словесности. Необходимо быть коммуникабельным и лёгким на подъём. Важен рыночно-оптимистический склад характера.
Характер и содержание работы по данной профессии:
Работа на предприятиях машиностроительной отрасли, а также на фирмах, обслуживающих предприятия машиностроения в области продвижения их продукции на рынке и привлечения инвестиций в технологически инновационные проекты – сбор информации о продукции фирм-конкурентов, управление системой организации производственного процесса, написание аналитических отчётов о состоянии и потребностях рынка продукции машиностроения, участие в научно-практических конференциях, налаживание плодотворных контактов с учёными, изобретателями, конструкторами-новаторами, разработка бизнес-планов, менеджмент проектов машиностроения, аудит и расчёт стоимости выпускаемой продукции, разработка концепций продвижения продукции на мировой рынок, поиск источников финансирования новых проектов, руководство коллективами инженеров-конструкторов.
Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:
Математики, география, физика, химия, информатика, русский язык и литература, английский язык, занятия в кружке юного техника*
Очевидные плюсы
Острая нехватка кадров именно по этим специальностям. Высокая зарплата. Творческий характер работы, возможность вырасти в специалиста высшей категории, которому поручают вести самые сложные и выгодные проекты, возможность видеть результаты своего труда в разных станках, автоматах, автомобилях и т.д. в зависимости от специализации предприятия-работодателя (заказчика), возможность начать собственный бизнес без капиталовложений либо сделать научную карьеру. Возможность преподавательской работы при совмещении с менеджерской на промышленном предприятии. Возможность переквалифицироваться для работы менеджером в другой отрасли.
«Подводные камни», её очевидные минусы
Работа требует большого умственного и психологического напряжения, необходимо держать в голове большой объём технической и финансовой информации. Психологически трудно переживать неудачи в поисках источников финансирования и каналов сбыта продвигаемой продукции.
Возможные профессиональные заболевания: кистей рук, глаз, остеохондроз – вероятность средняя
Вилка зарплаты (в рублях в месяц)*
В Москве: 25 000 – 300 000 (чаще 100 000)
В крупных областных центрах: 15 000 – 100 000 (чаще 50 000)
В глубинке России: 10 000 – 50 000 (часто работы нет совсем)
Как ни странно это звучит, но руководители ведущих российских предприятий машиностроения призывают молодёжь осваивать в первую очередь не столько инженерные профессии, сколько менеджерские и финансовые. Но машиностроительному комплексу нужны не просто предприниматели, управляющие производствами и бизнес-процессами, а менеджеры-
финансисты, аудиторы, юристы-патентоведы, экономисты и бренд-менеджеры. Все эти специалисты должны быть обучены работать именно в машиностроительной отрасли. То есть отлично знать специфику как самого производства в машиностроении, так и продукцию этой отрасли. И больше всего генеральные директора нынешних фирм этой отрасли озабочены поиском талантливой молодёжи, обученной чётко и эффективно внедрять в машиностроительный бизнес инновационные технологии, взаимодействовать с отраслевой и академической наукой, разрабатывающей принципиально новые технологии и решения машиностроительного производства, наконец продвигать внедряемые инновации на международной рынке технологий и ноу-хау, то есть попросту хорошо продавать интеллектуальный товар отрасли – патенты, опытные образцы, ноу-хау, технологические разработки.
Многим школьникам кажется, что самое заманчивое в машиностроении – стать проектировщиком какого-нибудь суперсовременного транспортного средства, к примеру, автомобиля с системой «кузнечик», дающей ему возможность перепрыгивать возникающие на пути препятствия. Кто-то мечтает спроектировать супердвигатель, черпающий энергию прямо из воздуха или вообще из вакуума. Мечтать о таких изобретениях само по себе полезно. Но, как показывает опыт предыдущих поколений, далеко не всегда эти мечты осуществляются в первую очередь потому, что принципиально новые, революционные в технике проекты оказывается… некому внедрять в жизнь. Не потому, что нынешние бизнесмены в машиностроении сплошь косные люди без фантазии и желания рисковать деньгами и временем ради попытки стать обладателем чего-то действительно нового. Ведь действующая сегодня техника когда-то тоже была суперновой и кому-то казалась фантастикой. Но ведь её всё-таки внедрили! Почему же сегодня в мире огромное количество головокружительных изобретений никак не найдут своё применении в жизни человечества?
Всё дело в том, что и создание опытного образца, и опытной партии продукции, и продвижение его на рынке новых технологий требует не только больших финансовых затрат, но и приложения напряжённого труда специалистов по внедрению инноваций. Это особая профессия – не быть проектировщиком или испытателем, но при этом отлично разбираться в принципах работы новой техники и плюс ко всему уметь грамотно преподнести информацию о новом опытном образце до людей, которые могли бы оказаться в нём заинтересованными. И на таких специалистов сегодня огромный спрос. Именно они способны привлечь необходимые инвестиции в проекты, разрабатываемыми инженерами, а потом и выгодно продвинуть полученные с помощью привлечённых инвестиций результаты труда инженеров на международном рынке технических и транспортных средств. Понятно, что труд такого рода профессионалов всегда оплачивался очень высоко.
В условиях рынка одной из наиболее дефицитных групп персонала предприятий машиностроения являются специалисты, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, изучением и прогнозированием спроса на продукцию предприятия, продвижением её на рынок. С нехваткой подобных работников сталкивается половина машиностроительных компаний, на каждом четвёртом заводе требуются экономисты и финансовые работники для работы в цехах и на производстве.
Довольно часто предприятия машиностроительной отрасли испытывают дефицит кадров высшего звена. Более 40% руководителей указали на отсутствие в нужном количестве специалистов по разработке стратегии развития предприятия, а около трети — на дефицит руководителей высшего звена и топ-менеджеров.
Говоря проще, в промышленности существует острый дефицит высококвалифицированных специалистов по внедрению новых технологий и это сдерживает инновационное развитие организаций машиностроения.
Какими же качествами и умениями должны обладать специалисты рынка инновационных технологий машиностроения?
На одном из отраслевых сайтов нынешние генеральные директора предприятий машиностроения высказываются по этому поводу примерно в таком ключе: компетентность специалиста по внедрению инноваций должна охватывать такие знания и умения, как способность обнаружить инновации в информационном поле, различить и понять их отдельные признаки, выделить в них информативное содержание, адекватное цели действия и сформированному образу развития организации (т.е.найти именно те проекты, которые подходят для осуществления на своём предприятии), грамотно оценить отобранные в глобальном информационном пространстве инновации, используя весь арсенал имеющихся методов, не только финансовых, но маркетинговых. Они должны также уметь инициировать принятие или разработку инновации к использованию, убедить руководство в том, что внедрение найденных ими новшеств повысит конкурентоспособность самого предприятия. Но и этого мало. Нужно ещё грамотно и достаточно быстро разработать план внедрения найденных инноваций, а после получения на эти цели необходимых средств от руководства или сторонних инвесторов и возглавить процесс внедрения, «вводя необходимые изменения в систему управления и преодолевая сопротивление изменениям, которые влечёт за собой инновация. А кроме того, систематически проводить рутинизацию (превращение инновации в привычную практику, которая характеризуется предсказуемой структурой поведения работников и повторяющимися схемами деятельности)». Вот как! А ниже приводим лишь малый перечень дел, которыми обычно занимаются такие специалисты:
— анализ зоны получения результатов (подразделения, рынки, продукты) в соответствии с тем, какой вклад в годовой доход они дают и, затратами, которых он требуют.
— оценка для каждой партии товара или продукта на каждом рынке: насколько он преуспевает, застыл или отстает; его возможности в будущем на основании различных допущений, касающихся уровней инвестиций или цен, необходимых для его развития или выживания.
— анализ объема продаж по сравнению с планом и объяснение различий.
— анализ основных и накладных расходов по сравнению с планом и объяснение различия.
— оценка достижений в области развития (продукта и рынка) по сравнению с планом и объяснение различий.
— анализ главных финансовых соотношений (фактические, планируемые) и выяснение причин отклонения от нормы.
— составление бюджета на нулевой или приоритетной основе, чтобы оценить оправданность всех основных затрат.
Ну что, утомились? То-то же. Зато мало какой отец не скажет вам, что вот эта профессия не только современная – она ещё и для настоящих мужчин! Хотя, и женщины вполне способны преуспеть на таком поприще, как поиск и внедрение эффективных инноваций машиностроения. Да и в любой отрасли тоже. Везде нужны такие специалисты.