Специальности: обслуживание конвейерного технологического оборудования (оператор конвейерной линии), наладка и ремонт оборудования (слесарь-наладчик, техник, инженер)
Специализации в зависимости от вида оборудования и видовой группы конечных продуктов
Требуемое образования (уровень образования, типа учебного заведения)
Начальное профессиональное (оператор, наладчик, слесарь КИП, слесарь по ремонту и монтажу технологического оборудования) – ПУ, готовящее технические кадры для пищевой промышленности
Средне-специальное (техник по наладке оборудования в зависимости от специализации) – профессиональные училища и лицеи, готовящие кадры для пищевой промышленности;
Высшее (инженер-механик, инженер-конструктор) – институты пищевой промышленности, технические университеты с факультетами пищевой промышленности
Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии:
Не требуются. Однако желательно иметь интерес к работе с техникой, быть терпеливым, методичным и «рукастым» от природы. Для поступающих в вузы необходимо быть в ладах с математикой и черчением.
Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:
Слесарное дело*, занятия в кружке юного техника*, математика, черчение*, физика, химия, ОБЖ.
Характер и содержание работы по данной профессии:
Работа на производственных предприятиях – больших и малых форм – пищевой промышленности: участие в процессе наладки и ремонта технологического о вспомогательного оборудования, профилактические осмотры и ремонты, монтаж новых технологических линий и подготовка их к запуску. Инженеры-конструкторы участвуют в разработке и производстве опытных образцов оборудования.
Возможна работа в НИИ, если после окончания института поступить в аспирантуру.
Её очевидные плюсы
Стабильный характер работы с постоянно растущим заработком и почти обязательным продвижением по карьерной лестнице, возможность занять руководящие должности на солидном предприятии и открыть своё собственное перерабатывающее производство. Достаточно легко переквалифицироваться для работы в другой промышленности.
«Подводные камни», её очевидные минусы
Их практически нет, кроме случающихся на современном производстве авралов. Возможно, к минусам также относится сменный характер работы по схеме заступления на дежурство «утро – день – ночь». Могут возникнуть трудности с трудоустройством в полном соответствии с полученной специальностью в небольших городах с плохо развитой пищевой промышленностью.
Возможные профессиональные заболевания: опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, аллергические – вероятность невысокая
Вилка зарплаты (в рублях в месяц)*
В Москве: 35 000 – 60 000
В крупных областных центрах: 20 000 – 40 000
В глубинке России: 15000 – 25 000 (нередко работы нет вовсе)
Когда-то технологи назывались просто мастерами своего дела, а помогали им производить товары так называемые подмастерья. Скажем, пекарь лепил и ставил в печь пироги, а подмастерье, которого он сам себе подыскивал (обычно это был юноша или молодой мужчина, пошедший к мастеру в ученики), готовил по указаниям мастера тесто. Со временем подмастерье познавал тонкости ремесла и сам вырастал в мастера. Но давно уже нет подмастерьев (хотя ученики пекаря, кондитера и вообще любого мастера еще пока остались), а простая выпечка хлебобулочных изделий вплоть до пирогов с начинкой превратилась в сложное масштабное производство, основой которого являются технологические конвейерные линии. Скажем так, современный цех хлебопечения размещается, как правило, в помещении площадью не меньше 1000 квадратных метров, большую часть которой занимают ряды цепочек специального оборудования, длиной достигающих нередко до 30-40 метров. В самом начале такой цепочки (или технологического конвейера), в глубине цеха, расположена внушительная ёмкость для смешивания исходного сырья (муки, воды, соли, дрожжей, разных рецептурных добавок). Обслуживает эту ёмкость, как правило, специальный работник, который в документах обычно значится как тестомес. Не хочется называть эту должность профессией, поскольку по мере модернизации технологических линий сама позиция тестомеса из штатного расписания хлебокомбинатов мало-помалу исчезает, а обязанности по обслуживанию тестомесильной машины в новых цехах возлагаются на оператора линии хлебопечения, задача которого, в принципе, сводится к контролю работы технологического конвейера. Хотя не так давно на тестомеса даже учили в специальных ПТУ, кое-где учат и сегодня. Но называют тестомеса теперь почти повсюду не иначе как изготовитель хлебобулочных полуфабрикатов. Разумеется, характер работы бывшего тестомеса изменился – он теперь больше занимается ручной или полуавтоматической лепкой из теста фигурных булочных изделий, заодно и выполняя контролирует процесс автоматической закладки в тестомесильную машину исходного сырья. А поскольку последнее время в хлебопечении становятся популярными не крупные хлебозаводы, а маленькие частные пекарни, то изготовитель полуфабрикатов из теста всё чаще совмещает в себе сразу несколько специальностей хлебопечения. В любом случае, когда тестомеса спрашивают, кто он по профессии, он обычно отвечает, что пекарь (иногда с долей юмора говорит, что хлебодел или нахлебник). Что на самом деле так и есть, ибо если умеешь приготовить тесто и полуфабрикат из него, то уже проследить за тем, чтобы полуфабрикат хорошо и правильно испёкся, грех не уметь. В соответствующих ПТУ и колледжах сегодня обычно учащихся посвящают в тонкости всего технологического процесса изготовления готового продукта, а не только полуфабриката. Поэтому правильнее выпускника такого учебного заведения называть всё-таки технологом. А вот те специалисты, благодаря работе которых качественно функционирует оборудование, производящее готовую продукцию, называются операторами и наладчиками технологических линий.
У технолога теперь задача только контролировать закладку исходного сырья на предмет соблюдения рецептуры, а также качество изготавливаемых автоматами полуфабрикатов. А вот бесперебойную работу конвейера обеспечивает оператор технологической линии, который, как правило, готовит линию к пуску, запускает конвейер (обычно простым нажатием нужной кнопки) и следит за тем, чтобы нигде в цепочке работающего оборудования ничего не нарушалось. Это очень ответственная работа. Ведь если, скажем, в цеху хлебопечения по каким-то причинам на несколько минут остановится движение линейного транспортёра, протаскивающего сырые батоны через работающую печь, то «зашедшая» в духовку партия полуфабрикатов просто-напросто сгорит. Конечно, не всё зависит от оператора, выполняющего, по сути, функции пользователя конвейерной линии. Однако мелкие неисправности операторы, как правило, могут устранять в автоматах самостоятельно. А если случился серьёзный сбой в работе линии, то оператор немедленно принимает меры по безопасности работы линии в аварийном режиме и, если возможно и целесообразно, отключает линию от сети электропитания и немедленно вызывает «скорую технологическую помощь». Наладчик технологического оборудовании – это ещё одна профессия, присутствующая в любом производстве, не только в пищевой промышленности. Но наладчики не только устраняет сбои в работе технологической лини или отдельных агрегатов производственного оборудования. Они прежде всего налаживают саму линию, по необходимости производят её сборку и демонтаж (если цех переезжает), отлаживают функции отдельных механизмов и машин при сдаче новой или вновь собранной линии в эксплуатацию и, если это возможно, ремонтируют поломавшиеся агрегаты или части конвейера.
Разумеется, в каждом производстве свои специфические тонкости. Оборудование для кондитерской промышленности отличается от оборудования, скажем, рыбной или мясной консервации или сублимации овощей. Поэтому знание особенностей строения и работы конкретного оборудования – основа профессионализма наладчика технологической линии в любой пищевой специализации. Однако в этой профессии не обойтись без универсальных для любой отрасли навыков самого процесса наладки, разборки и сборки, чтения чертежей и схем, работы с ручными инструментами наладки (а это не только известные с детства слесарные разводные ключи и пассатижи).
Я это к тому, что не стоит считать профессию наладчика доступной каждому парню. Кстати, нередко отличными наладчиками становятся и девушки – физическая сила в ней отнюдь не главное профессиональное качество. Тем более сегодня, когда сами средства и способы наладки автоматических агрегатов стремительно совершенствуются, требуя от пользователя всё больше специфических знаний, ума, гибкости мышления и того, что в среде профессионалов обычно называется хваткой. А что такое хватка наладчика, если это не способности именно к наладке?
Однако не буду пугать: в принципе наладчиком может стать большинство из тех, кто этой работы априори не боится. Что же касается особенностей самого характера работы наладчика технологического оборудования, то он тоже универсален для всех отраслей производства. Рабочий день у наладчика обычно нормированный, посменный, режим работы в основном дежурный. И это значит, что наладчик, как и оператор с технологом, находится на предприятии, как правило, «от сил до сих», но работа у него то есть, то нет. Иногда случаются авралы и приходится задерживаться по окончании рабочей смены. Лучших наладчиков руководство может направлять в командировки на расположенные в других городах филиалы производства – как на плановый ремонт оборудования, так и с целью быстрого устранения внезапно возникших неполадок. Но условия работы у наладчика, как правила, не экстремальные, то есть обычно в закрытом отапливаемом и вентилируемом помещении, в спокойной рабочей обстановке, не представляющей угрозы для здоровья. Больше всего такая работы подходит людям уравновешенным, неторопливым, с детства мастеровитым (это когда ребёнка увлекает что-то мастерить своими руками, копаться в технике, пытаясь самостоятельно что-то отремонтировать), предпочитающим иметь дело с механизмами и автоматами, слесарными инструментами, болтами и гайками. Есть ли к этому у школьника интерес, выясняется не только на уроках труда в слесарной мастерской, но и дома, в гараже у родителей или соседей, на станции юных техников. Но хорошие наладчики получаются и из тех, кто просто хорошо учился по этой профессии в соответствующем ПТУ, техникуме, вузе. Про таких обычно говорят «рукастый парень».
Кстати, многие инженеры, участвующие в проектировании и конструировании моделей новой производственной техники, вырастают из наладчиков. По сути, это новый уровень наладки оборудования, когда в опытном мастере наладки и ремонта созревает конструктор, то есть модернизатор давно внедрённого и выдумщик нового. Из наладчиков же нередко вырастают и новые рационализаторы, изобретатели.
Но также часто проектировщиками производственного оборудования становятся выпускники соответствующих вузов, минуя на своём профессиональном пути стадию работы наладчиком. То есть, во время студенческой практики они, конечно же, наладкой и монтажом оборудования занимаются (иначе как же его изучишь), но после окончания вуза прямиком попадают в конструкторское бюро, обслуживающее ту или иную производственную отрасль. И тогда их основным рабочим инструментом становится…компьютер. Да, уходят в прошлое времена, когда проектировщики стояли у планшетов с закреплёнными на них листами ватмана. Зато и возможностей выдумать что-то новое и более интересное производителю у современного инженера-конструктора стало намного больше.
Конструктор от наладчика отличается прежде всего творческим характером технического мышления и глубиной технических знаний – как специальных (по конкретной технике), так и академических. Не каждый наладчик способен вырасти в инженера, но и не каждый инженер способен переквалифицироваться в хорошего наладчика. Хотя бы потому что у прирождённого конструктора обычно сильно развито технического воображения, которое наладчику может мешать в работе – ведь он имеет дело с уже испытанной техникой и не имеет права при наладке оборудования отклоняться от уже имеющихся схем. Но и тому, и другому как воздух необходима аккуратность и терпеливость в работе.
Чем привлекательны эти профессии в житейском плане? Прежде всего, своей постоянно растущей востребованностью практически во всех сферах производства товаров широкого потребления. И выбор предприятий для работы, и стабильные привлекательные заработки обеспечены. У инженера же открываются ещё и возможности карьерного роста вплоть до перспектив однажды стать автором уникальной разработки в области технологического оборудования отрасли, работе в которой он посвятил свои лучшие годы. И тогда можно запатентовать эту разработку и претендовать на авторские комиссионные от продажи комплекта технической документации на неё. Маловероятно? Конечно! Но разве это главное в работе конструктора?
А вот недостатков у этой профессии, кроме трудностей чисто творческого характера (трудностей конструкторской мысли) и необходимости много работать за компьютером, пожалуй что и нет. Но кто сегодня не работает за компьютером? Правда, есть тут ещё один серьёзный «недостаток» – напряжённая учёба в техническом вузе, сложности освоения таких дисциплин, как, скажем, сопромат, черчение, высшая математика. Если в школе вы с математикой, физикой и химией дружили, а иностранный язык не вызывал у вас отвращения, то и в техническом вузе вы учиться сможете. Ну а дальше всё будет зависеть от ваших способностей.