Специальности: технология рыбного трала, технология рыбного промысла и переработки рыбы, судовая механика, управление двигательными системами (моторист), ремонт и наладка судовых моторов (слесарь и механик-моторист) судовождение (капитан рыболовного судна, штурман), эксплуатация навигационного оборудования, хозяйственная деятельность на судне, менеджмент и управление рыбным промыслом
Специализации в зависимости от видов рыбы (массовые породы для замораживания, мелкие породы для консервирования и засолки, сельдевые породы и т.п.) типа водного бассейна (река, озеро, море, океан) и типа рыболовного судна (малое, большое)
Требуемое образования (уровень образования, типа учебного заведения)
Начальное профессиональное (судовой механик, моторист, специалист рыбного трала, технолог по заготовке и хранению рыбы, лоцман, матрос) – ПУ, готовящее специалистов рыбного промысла и обслуживания рыболовецких судов
Средне-специальное (судовождение и навигационные работы[1], технология рыбного трала, эксплуатация и ремонт судовых двигателей и др.) – мореходные училища либо колледжи, готовящие кадры для рыболовецких судов
Высшее (судовождение и навигационные работы, ихтиология, морская картография, инженерно-эксплуатационные судовые работы) – высшие мореходные училища (например, Государственная морская академия), институты океанологии, ихтиологические факультеты университетов, институты рыбной промышленности.
Возможно получение профессии, кроме связанных с получением технических знаний и навыков судовождения, непосредственно на рыболовецком судне, в команду которого вам удастся попасть.
Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии
Каких-то особых способностей не требуется. Однако желательно уметь выдерживать большие интеллектуальные, физические и психологические нагрузки, не страдать морской болезнью, любить реку, море и обитателей водной стихии, а также не быть склонным к аллергии на морские растения и рыбную чешую. Повышенные требования к самодисциплине и чисто мужским качествам. Необходимо иметь крепкое здоровье. Для овладения профессиями технического профиля необходимо иметь повышенный интерес к мореходной и навигационной технике и практический склад ума.
Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:
Физкультура, физика, ОБЖ*, география, биология, химия, русский язык и литература, для технически специальностей – математика, технология и черчение.
Характер и содержание работы по данной профессии
Путина: работа на рыболовецком судне во время промыслового рейда – участие в рыбном трале и переборке выловленной рыбы, для технических специалистов – работы по обслуживанию судовых приборов и двигателей, для специалистов судовождения – расчет курса и ведение судна, обеспечение безопасности движения, для капитанов – ещё и общее руководство работой всей команды, для всех остальных работников – участие в общесудовых работах вплоть до уборки палубы и помещений;
Подготовка к выходу в море:: работа на судне и в порту, связанная с исполнением своих прямых обязанностей и поручений руководства, для технических специалистов – профилактические работы и ремонт оборудования, для руководства (капитан, штурманы и помощники капитана и штурманов) – контроль процесса подготовки судна к выходу в море, сдача отчётов, составление сметно-финансовой документации, поиск недостающих специалистов, обеспечение выплаты зарплат членам команды, заключение контрактов с заказчиками партий рыбы и т.п. организационные работы.
Научный: работа в научно-исследовательском учреждении рыбной промышленности на одной из кафедр, связанных с изучением рыбных промысловых ресурсов и отдельных видов промысловых рыб и морских животных – выполнение взятой на себя и утверждённой руководством института (кафедры) научно-исследовательской программы по той или иной теме ихтиологии и рыбного промысла; (при средне-специальном образовании – работа лаборантом или младшим научным сотрудником); проведение лабораторных работ, испытаний, написание отчётов – как научных, так и финансовых, подготовка научных статей в научные журналы, прииск возможностей опубликоваться для подтверждения своего научного статуса, участие в научно-практических конференциях и симпозиумах.
Очевидные плюсы профессии
Благородное дело сродни делу любого кормильца, уважение со стороны любителей свежей рыбы, возможность кушать недавно пойманную в экологически чистой зоне рыбку или сделать карьеру в научно-исследовательском учреждении, сравнительно высокий заработок или прибыль, возможность частых морских путешествий с заходом в порты разных стран.
«Подводные камни», её очевидные минусы
Работа физически тяжёлая, изматывающая, связанная с риском мореходства, включая сильные штормы и нападения пиратов, с экстремальными ситуациями, рабочий день рваный, часто ненормированный, высокая вероятность попадания в болтанку на несколько дней подряд, частые выходы в открытое море на месяц и дольше с круглосуточной жизнью на борту не очень комфортного судна вдали от берегов, труд при этом не всегда адекватно оплачивается, переживания по поводу конечного результата рыбного трала, который часто не предсказуем, необходимость надолго расставаться с семьей.
Возможные профессиональные заболевания: дыхательных путей, дерматологические, аллергические, опорно-двигательного аппарата, остеохондроз
Вилка зарплаты (в рублях в среднем в месяц)*
В Москве: 15 000 – 35 000 (только в НИИ, другой работы нет)
В крупных приморских центрах или городах, расположенных на берегу промысловых рек и озёр: 20 000 – 60 000
В глубинке России (обычно малое речное рыболовство): 12 000 – 25 000
Наедитесь вы рыбы и в другой рыбной отрасли – промысловой. И не путайте, пожалуйста, эти профессии: рыбовод и рыболов – далеко не одно и то же. Более того, профессиональное рыболовство в корне отличается от любительского – и характером работы, и профессиональными навыками.
В принципе, как и пчеловодство, многие люди делают рыбоводство и рыболовство своим хобби, которое одновременно является и хорошим подспорьем для семей этих любителей. Но одно дело ловить рыбу для себя, пускай и с продажей на рынке, и совсем другое – работать в команде специалистов рыболовецкой отрасли. Другие масштабы рыбной ловли, другие снасти, другие условия. На рыболовецком судне (не важно – речном, озёрном или морском) каждый человек выполняет строго ему вменённые рабочие обязанности. В профессиональной команде не пофилонишь, и отказаться от выхода в море просто потому что «сегодня чего-то неохота» не получится. А главное – придётся забыть о рыбалке как о занятии, доставляющем только удовольствие. Попадали когда-нибудь в шторм, находясь посреди широкой реки или озера? Так вот для профессионального рыболова шторм и дождь – обычное явление на рабочем месте.
А теперь представьте себя на морской путине. Ваш траулер погнался за крупным косяком, скажем, трески, на вылов которой у команды есть довольно дорогая лицензия. И вдруг начинается хорошая болтанка баллов на 5-6, а до ближайшей бухты – пару суток пути на крейсерской скорости. Мало того что под ногами у вас всё ходуном ходит, не переставая сутками, так ещё и рыба «проклятая» ушла на глубину. Можно, конечно, бросить косяк и отравиться домой. Но тогда команда получит на свой счёт одни расходы на топливо, питание и аренду траулера, а получать за перенесённые лишения окажется нечего.
Так что придётся вам, если вы уж попали на борт рыболовецкого судна, оставаться в неприятно волнующем море до тех пор, пока капитан не сочтёт необходимым вернуться в порт. Кстати, морской болезнью страдают многие рыболовы. Однако мало кого это побуждает уволиться. Почему? Трудно понять. Видимо, рвущимися в море людьми движет что-то лежащее в основе их характера. С огромной радостью такие люди обычно возвращаются на сушу, но и с такой же радостью уходят снова в море после недолгого отдыха. А проверить себя, годитесь ли вы к такой работе, не выйдя в море хотя бы раз, невозможно. Но если любая мелкая качка вводит вас в панику, а плохая погода заставляет нервничать, если вас больше влекут к себе удобства цивилизации, нежели романтика морских походов – лучше, наверное, и не пробовать море на вкус рыбака.
Профессиональный рыбак должен не только любить открытое (т.е. когда не видно берегов) море, но и обладать такими качествами, как терпеливость, чувство локтя, душевное спокойствие, физическая сила и выносливость, отменное здоровье, уживчивый характер, отсутствие в себе брезгливости, самодостаточность, бесстрашие. Он должен уметь работать швейными иглами и шилом, драить до блеска палубу, не запутываться в рыболовецких сетях, управлять шлюпкой, готовить еду из того, что под рукой. Ну и, разумеется, чистить, свежевать и заготавливать рыбу. Часто рыбаки начинают обработку пойманной рыбы, грубо говоря, не отрываясь от лова. Напряжение в такие часы (а они могут тянуться сутками) – на грани невозможного. Но остановить работу нельзя, потому что самое тяжёлое для всей команды рыбаков – это когда рыба не ловится.
Случается, что погода в море отличная, а работы нет: ни одного косяка в районе дрейфа(!) Вроде бы, валяйся в одних плавках на палубе, загорай. Однако именно в такие периоды, если они затягиваются, в команде воцаряется самая напряжённая психологическая атмосфера, нередко доходит и до драк по пустякам. Зато когда рыбы попадается в сети много, даже падая от усталости, рыбаки не перестают шутить. Это ведь серьёзный заработок, а не просто тяжёлый труд.
Разумеется, речным рыбакам намного проще: берег-то всегда рядом. Зато и заработок у речных рыболовов, как правило, меньше, чем у их морских коллег. Но если вы уже загорелись этой профессией, то я вынужден несколько охладить ваш пыл. Не следует думать, что попасть в команду профессиональных рыбаков легко. Желающих работать в этой отрасли всегда было более чем достаточно. Да и отбор туда строгий – и по здоровью, и по способностям, которые определяют, как правило, опытные члены команды, и по принципу «ко двору – не ко двору».
А что даёт профессиональное образование? Скажем сразу, что в этой отрасли работают люди с совершенно разным образованием, даже с экономическим и юридическим. И это оправданно: рыбный промысел – прежде всего бизнес, как правило, ещё и международного уровня, связанный с заходами на территории других государств. Поэтому возглавляют команды рыболовов чаще всего люди с высшим образованием. Но тут ещё и важно, знают ли ваших родственников как профессионалов этой отрасли. Влияние династий в этой профессии велико до сих пор.
Но чтобы попасть на борт рыболовецкого траулера вне этой системы, не обязательно обладать качествами «настоящего рыбака». Овладейте специальностью моториста рыболовецкого судна (или судового радиста, бортмеханика, рулевого, трал-мастера, технолога), и трапы многих судов опустятся перед вами. Нужны в рыболовной отрасли и картографы-навигаторы, многие из которых получают вначале университетское образование на географическом факультете. Переходят в рыболовную отрасль и профессиональные океанологи, ихтиологи. Понятно, что их задачами становится не участие в самом процессе лова и обработки пойманной рыбы, а поиск рыбьих косяков, разработка стратегии промысла в конкретной зоне вплоть до определения оптимальных дат и часов выхода в море.
Многие дипломированные специалисты рыболовецкой отрасли, попробовав себя на борту траулера, предпочитают сойти на берег. Там можно заниматься дальнейшей переработкой рыбы и её продажами. То есть, полученное в «рыбном» учебном заведении образование не привяжет вас только к морю.
Но сразу имейте в виду: если вы хотите стать именно моряком-рыболовом, то и учиться (по любой специальности этой отрасли), и работать придётся далеко от центральной части России. В Питере кадровых проблем рыболовецкие компании почти не испытывают, зато на Камчатке и Сахалине вам будут рады. Лучшие кадры для тихоокеанских судов рыболовства, как принято считать, готовят там же и расположенные учебные заведения. Из средне-специальных высоко котируется Дальневосточное мореходное училище. Из высших – Дальневосточный технический университет.
Конечно, если вы – человек упорный в поиске места именно там, куда хочется, то найдёте себе место и на Чёрном море. Мореходное училище есть и в Севастополе, а техникум, обучающий по специальности «рыболовство» (технология рыбного лова) – в Керчи. Но это уже территория другого государства.
В принципе, промышленное рыболовство в России будет развиваться, испытывая нужду в молодых кадрах. Только обретать профессию рыболова-промысловика имеет смысл лишь в том случае, если вы либо родились и выросли на море (на реке), либо в принципе не прочь переселиться к морю, покинув привычные условия жизни в центральной России. То же касается и речного промышленного рыболовства и переработки рыбы. И если сейчас вы живёте в каком-нибудь крупном городе далеко от морских просторов или судоходных рек, то хорошенько подумайте, прежде чем подать документы в учебное заведение, готовящее специалистов для рыболовных компаний. Захотите ли вы после учебы надолго, если не навсегда, покинуть город, в котором выросли, обзавелись друзьями и, как говорится, насидели себе уютное место в родительском доме? Помните: мотористу водного транспорта, а тем более мастеру рыбного трала, в месте, далёком от большой воды, по специальности работы не найти. Сбежите с места работы домой, придётся снова учиться, теперь уже по другой специальности. Впрочем, даже учебная практика на рыболовном судне ещё никому не вредила. Так что смелее в мореходку, друзья.