Специальности: режиссура драмы, кинорежиссура, режиссура музыкальной комедии
Требуемое образования (уровень образования, типа учебного заведения)
Не ниже средне-специального, лучше высшее по специальности Возможно окончание Высших режиссёрских курсов после получения любой, даже не связанной с театром и кино профессии при условии наличия другого высшего образования.
Средне-специальное – театральные училища и режиссёрские отделения училищ искусств
Высшее – театральные институты (высшие школы-студии), режиссёрские факультеты институтов искусств, ВГИК – кинорежиссура, Санкт-Петербургский государственный институт театрального искусства и кинематографии – кинорежиссура.
Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии:
Гибкое, специфическое сочетание организаторских способностей со способностями актёра и литератора. Хотя, определить уровень режиссёрских способностей самостоятельно практически невозможно. Не помогут и специально разработанные «под режиссёра» психологические тесты. Даже экзаменаторы театрального учебного заведения или ВГИКА в определении режиссёрских способностей у конкретного абитуриента могут ошибиться. Но режиссёру для работы необходимо уметь чувствовать людей, обладать способностью переносить описанное в пьесе или в сценарии действие на сцену или в будущий кадр. Кроме того, он должен быть в меру общителен и очень образован. А главное его качество – умение оценить потенциал каждого актёра своей труппы или претендента на роль в фильме. К сожалению, такие умения выявляются, как правило, в процессе работы по специальности – даже не во время учёбы в соответствующем учебном заведении.
Примечание. Несмотря на то, что в данной справочной системе профессия «режиссёр драмы» объединена с профессией «режиссёр кино», в среде спецов принято считать их разными специальностями одной профессии.
Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:
Литература и русский язык, история, история театра и кино*, физкультура, танец*, музыка*, изо*, иностранный язык.
Характер и содержание работы по данной профессии:
Постановка спектакля или фильма: написание комментариев актёрам и мизансцен, режиссёрского сценария для фильма, режиссерской трактовки пьесы, постановка технического задания заведующему постановочной частью (художественное оформление спектакля), либо главному кинооператору, подготовка плана постановочной работы, утверждение сметы, подбор актёров и других профи для конкретного спектакля или фильма, индивидуальная и групповая работа с актёрами и каскадёрами, проведение репетиций и съёмок, участие в монтажных работах по фильму, разработка декораций и антуража, интерьера, плана натурных съемок, поиск финансирования постановки, участие в подготовке и создании рекламных роликов и других рекламных материалов по собственному спектаклю или фильму.
Очевидные плюсы
Работа творческая, до предела увлекательная, круг общения – люди искусства и поклонники театра, критики, рецензенты, журналисты, что само по себе захватывает на всю жизнь; реальная возможность стать знаменитым и заработать не только славу, но и деньги; в отличие от актёра режиссёр создаёт не один образ, а весь спектакль или фильм, что чрезвычайно интересно.
«Подводные камни», очевидные минусы
Работа чрезвычайно нервная и напряжённая, авральная, ибо режиссёр отвечает буквально за всё – от работы актёров до работы осветительной техники, даже за погоду на улице и поведение зрителей в зале. Но самый большой риск в этой специальности – остаться без работы и не осуществить своих личных творческих планов. Кроме того, человеку, погрузившемуся в мир режиссуры, очень трудно, почти невозможно при острой житейской необходимости расстаться с этим миром. И предельно трудно переучиться по какой-либо другой специальности, не связанной с театром или кино.
Возможные профессиональные заболевания – вегетососудистая дистония – риск умеренный
Вилка зарплаты (в рублях в месяц)*
В Москве: 15 000 – 150 000 (чаще 20 000, в кино — неопределённо)
В крупных областных центрах: 10 000 – 20 000 (чаще работы нет совсем, в кино — неопределённо)
В глубинке России: там, где есть театр, но нет режиссёра – 5000 – 10 000 (чаще работы нет вообще);
В Доме культуры или Доме творчества детей и юношества
(режиссером самодеятельного театра или киногруппы) — 5000 – 6000
Режиссёр театральной постановки
Конкурс на отделения режиссуры драмы в театральные вузы каждый год необычайно высок – до 100 человека на место в ведущих вузах страны.
На самом деле для этой профессии такой конкурс – явление рядовое. Тем более что принимают обычно от пяти до пятнадцати человек на поток. А если учесть, что театральных вузов в стране всего десяток-другой, то получается, что желающих стать режиссёрами театральной постановки, по сравнению, скажем, с желающими стать юристами, всего ничего.
Да, юристом быть всё-таки престижнее. Кто такой театральный режиссёр? Многие недавние выпускники школ режиссёра даже называют неудавшимся актёром. Дескать, в кино его не взяли, в престижном театре типа Ленком места ему не нашлось – вот он и заделался режиссёром в каком-нибудь начинающем театре.
Понятно, что истина где-то рядом. Но правда в таком представлении – весьма искажённая. Потому что режиссёр – это всё-таки состояние души человека, а не уровень актёрских способностей. При этом многие знаменитые и любимые народом актёры параллельно являются режиссёрами и это своё второе призвание считают для себя более важным, чем первое.
В отличие от актёра, который всегда жаждет интересной и яркой роли, режиссёр жаждет то, что обозначается двумя словами: пьеса и актёр. Да, режиссёр всегда ищет литературную основу для будущего спектакля и актёра на роль главного героя. Нередко случается, что режиссёру самому и приходится этого героя играть. И что в таком случае для него важнее – профессия режиссёра или профессия актёра?
Видимо, всё-таки первая. Потому что для режиссёра сама постановка спектакля, его исполнение всеми задействованными в нём актёрами, его оформление и всё, что в своем неразрывном единстве составляет спектакль, — главное в работе.
Каким бы талантливым ни был актёр, а открыть его талант и, главное, донести этот талант до народа – может только режиссёр.
Впрочем, режиссёр способен также и просмотреть в актёре талант. Но это уже, извините, издержки профессии – или ты вырастишь знаменитостей, или этих знаменитостей откроет и вырастет кто-то другой за тебя. Беда в том, что в режиссуре, как и в любом другом искусстве, огромное влияние на судьбу профессионала играет Его Величество Вкус. А он может как помочь в работе, так и помешать. И вряд ли что с этим поделаешь. Однако знать эту оборотную сторону режиссёрской профессии необходимо. Чтобы, если уже выбрали режиссуру делом жизни и умудрились втиснуться в узкий круг этого творческого цеха, давали себе отчёт в том, что не всё в вашей творческой карьере будет зависеть от вашего таланта и профессионализма. А кроме вкуса есть и более простой жизненный фактор. Его имя – удача. Увы, не ко всем творцам она приходит во время жизни.
Но выбирающему профессию школьнику до таких перипетий ещё как до Луны пешеходу. Потому что надо ещё поступить в соответствующий вуз. А получив диплом режиссёра, действительно стать им. Мало того, нужно, став режиссёром, им ещё до выхода на пенсию и остаться. И это уже четвёртая проблема, которую в конечном итоге придётся решать. Только к той поре вы уже будете режиссёром до мозга костей, и менять что-то в своей жизни в случае неудачи, боюсь, вам покажется невероятно трудным, если вообще возможным.
Так что прежде чем забросить математику, физику и другие «ненужные режиссёру» школьные предметы в угоду литературе, русской грамматике и культуре речи, хорошенько подумайте, настолько ли нужен вам театр и режиссура в ней, чтобы жертвовать прагматичным, зато уж и более надёжным будущим на поприще, скажем, инженера-электронщика (да не важно кого, но в технической сфере). Ведь не поступить и сменить курс в этом случае может оказаться намного лучшей долей, нежели, прорвавшись в режиссуру, остаться в ней «сиротой казанской».
Нет, я не уговариваю не поступать на режиссёрское отделение. Наоборот. Если Вы настолько «упёртый» в режиссуру драмы человек, что, как говорится, готовы к любым жизненным передрягам и неурядицам, которые способна вызвать на Вашем пути эта профессия, то флаг Вам в руки. Но кроме этой статьи почитайте внимательно и статью про актёра. Ведь прежде всего студенты режиссёрского отделения серьёзно вникают в жизнь театра как такового и постигают актёрское мастерство, а уж потом обучаются режиссёрскому делу. А экзамены сдают почти такие же, что и поступающие на актёрское отделение, только абитуриентам режиссёрского добавляется ещё и так называемый постановочный тур, когда они должны, во-первых, уговорить других абитуриентов из своего потока выступить в той или иной роли (а для этого надо ещё и отрывок из пьесы подобрать), а во-вторых, в условиях острого дефицита времени и театральной атрибутики поставить и показать экзаменаторам сцену из пьесы или, как бывает чаще, так называемый этюд.
Это когда вам даётся описание какой-то ситуации, а вы должны отобрать под неё актеров, быстро прорепетировать продуманную вами сцену и коллективно выступить с ней перед комиссией. Этюды бывают самые разные, иногда кажущиеся с точки зрения обывателя нелепыми. Например, вы пришли в кассу за железнодорожным билетом, очередь маленькая, но движется медленно, и вдруг кто-то пытается прорваться к кассе вне очереди, мотивируя тем, что он час назад занимал очередь, но человек, который обещал предупредить об этом других клиентов, куда-то ушёл. В билете может оказаться и сцена из армейской жизни, и какой-нибудь сказочный сюжет, например, гном в лесу случайно наткнулся на врытый в землю сундучок, крышка которого закрыта на явно волшебный замок.
Что будет ждать от вас комиссия? Ясно чего – демонстрации режиссёрских способностей. А как их выявить до прохождения творческого конкурса на режиссёрское отделение театрального вуза – никто толком не скажет. Вы можете усердно посещать самодеятельный театр в доме культуры или центре творчества детей и юношества, тренироваться на постановках разных сценок и даже спектаклей в школе, внимательно изучать книги по режиссёрскому мастерству и в результате «отсеяться» в первом же туре. А бывает, что человек просто за компанию с другом (подругой) пошёл (пошла) сдавать экзамены на режиссёра, выступил перед комиссией, что называется, для «прикола», а его принимают.
И ничего тут поделать невозможно, ибо в искусстве, как мы уже говорили, многое скрыто от наших глаз, а определение профессиональной пригодности к профессии – ничто иное, как эмоции, которые выступающий вызывает у тех, кто его смотрит. То есть, выступая перед комиссией, вы либо понравитесь (хотя бы одному экзаменатору), либо не понравитесь. Хотя, многие абитуриенты, уверенно выступающие, скажем, на школьной сцене, перед преподавателями театрального учебного заведения вдруг теряются и демонстрируют… ничего, то есть полное отсутствие каких-либо способностей к режиссуре.
Но давайте всё-таки исходить из того, что вы поступили и успешно закончили режиссёрское отделение театрального вуза. Что дальше? А то же, что и с профессией актёра – повезёт на профессиональном поприще или не повезёт. Отдельных выпускников вытаскивают на лестницу режиссёрской карьеры их преподаватели актёрского мастерства. Но таких везунчиков гораздо меньше, чем тех, кто прощается с преподавателем, просто оставаясь с ним в хороших отношениях. И трудоустраиваться приходится самому. А это нелегко, очень нелегко. Не только в смысле устроиться режиссёром, чтобы сразу начать ставить спектакли на профессиональной сцене. А в смысле вообще устроиться режиссёром, даже вторым, даже помощником режиссёра.
Некоторые выпускники режиссёрского факультета пробуют создать свой собственный театр. Когда-то, два-три века назад, таким путём шла основная масса начинающих режиссёров. Но, заметим, в те времена никто на режиссёра не учил. Да и сцена под крышей режиссёру бродячей труппы драматических актеров была не особенно нужна, ибо тогдашние труппы умели неплохо сыграть на публику и на улице. Сейчас, разумеется, такой номер не пройдёт нигде, и вряд ли кто из дипломированных режиссёров на такое сподобиться. Значит, если, получив диплом режиссёра театральной постановки, загоритесь создать свой частный театр, вам придётся искать помещение. Но бесплатно в аренду кто сейчас подходящее для театра помещение сдаст? Так что придётся либо сначала каким-то образом заработать на открытие театра несколько десятков тысяч долларов, либо найти спонсора или мецената, либо изловчиться напроситься к кому-нибудь под крышу.
Но если у вас получится и вы действительно соберете труппу талантливых актёров, то какие бы финансовые трудности вам не пришлось в дальнейшем преодолевать, жалеть о избранном пути вы вряд ли станете. Уж очень интересное дело у вас завертится.
Есть люди очень острожные, которые на всякий случай спрашивают, а кем ещё может работать выпускник режиссёрского отделения, если устроиться именно режиссёром в профессиональный театр не удастся. Да кем угодно. Например, актёром. Или звукорежиссёром на радио или телевидение, режиссёром самодеятельного театра в школе, в институте (например, стали и сплава), в доме культуры. Можно даже устроиться в элитную гимназию – преподавателем риторики, актёрского мастерства и культуры речи. Предприимчивый и не слишком капризный человек, поверьте, с дипломом режиссёра не пропадёт. Так что удачи, будущие режиссёры драмы!
Кинорежиссёр
В отличие от театрального режиссёра, его коллега из кинематографа в гораздо большей степени озабочен финансовыми вопросами и поиском продюсера (фактически, коммерческого директора), нежели режиссёр живой постановки. Если для воплощения своих творческих замыслов театралу достаточно найти зрительный зал со сценой и подобрать актёров (на сцене ведь можно создать интересное зрелище и без каких-то особых декораций и костюмов), то чтобы снять самое короткое документальное кино, понадобится кино- (видео) камера, оператор, диктор, специалисты по компьютерной графики и компьютерному монтажу. И, сняв и смонтировав фильм, придётся думать, каким путём довести его до массового зрителя.
Если же снимать на современную киноплёнку, то понадобятся немалые расходы не неё. Художественный фильм – вообще чрезвычайно дорогое удовольствие, поскольку требует, как правило, и актёров гораздо больше, чем для театральной сцены, и специально оборудованные павильоны, и передвижную съёмочную технику и транспорт, чтобы снимать пейзажи, городские виды, море (в зависимости от того, что имеется в сценарии), специфические декорации.
Словом, кинорежиссёр, который намерен снять фильм сам (в роли главного режиссёра фильма), первым делом ищет интересный для него лично киносценарий, затем актёров на главные роли, затем деньги, то есть продюсера, который эти деньги для него организует. И вот важно, чтобы вкусы кинорежиссёра совпали с представлениями о выгодности предлагаемого им кинопроекта, которые сформируются у кинопродюсеров после ознакомления с предложением режиссёра.
Но если режиссёру удалось устроиться на работу в успешную киностудию и вырасти там в авторитетного специалиста, то дирекция киностудии может сама назначить его постановщиком фильма по конкретному сценарию. В таком случае все финансовые вопросы (гонорар актёрам, оплата труда осветителей, операторов, костюмеров, расходы на съёмочные материалы, аренду павильонов и т.д.) решает директор картины, а постановщику остаётся только творческая и производственная часть.
В театре тоже много хлопот и расходов на декорации и костюмы, но в кино их неизмеримо больше. Кроме того, кинорежиссёрам часто приходится ездить по съёмочным командировкам и жить даже в палатках. Что в зрелые годы на самом деле далеко от туристской романтики. И если уж киноактёры нередко работают в кадре в лёгкой одежде на морозной улице (потому что ждать лета или просто хорошей погоды коммерчески невыгодно), то и режиссёр-постановщик вынужден терпеть погодный и прочий дискомфорт. Хотя, конечно же, в отличие от актёра, от него никто не требует позировать на пронизывающем ветру, скажем, в одних трусах.
Как и любая творческая работа, труд кинорежиссёра чрезвычайно эмоционален и сильно подтачивает нервную систему. Ему ведь приходится не только пропускать через себя все действия, творимые актёрами для кадра, но и беспокоиться о судьбе снимаемого фильма. То есть с постановщика спросят не за процесс работы на съемочных площадках, а за готовую к показу ленту (диск). Не устроит заказчика снятый фильм или провалится в кинопрокате – высокая вероятность, что постановщику перестанут давать какие-либо заказы. И, чтобы жить съёмками фильмов, ему придётся искать деньги на съёмки. Но как их найти, если любой инвестор прежде всего спросит, а что вы сняли успешного?
Вы скажете, почему же тогда в России до сих пор снимают некассовые фильмы одни и те же люди. И я отвечу: во-первых, так только кажется, то есть снимают фильмы не одни и те же люди, а те режиссёры, чьи отдельные фильмы провалились в прокате, снимают и успешное кино. Продюсеры понимают, что попасть в точку в творческом проекте удаётся не всегда. Но заслужить у продюсеров и спонсоров высокое доверие очень не просто.
Для постановщика кино предельно важно уметь разбираться в людях. Ему необходимо под каждый фильм собирать эффективную творческо-производственную команду, в которой каждый специалист играет предельно важную роль, начиная от актёров и операторов и кончая осветителями, гримёрами, костюмерами и даже просто администраторами, обеспечивающие съёмочной группе условия для проживания на месте проведения съёмочных работ. Стоит кому-то одному из съёмочной группы выбиться в работе из нужной колеи, и выбьются из нужного ритма и настроения все, даже непревзойдённая кинозвезда, исполняющая главную роль.
Однако о каких бы психологических, творческих и организационных трудностях работы кинорежиссёра речь бы ни шла, самая главная для кинорежиссёра проблема – это… стать им. Конкурсы во ВКИГ и другие институты, обучающие по специальности «кинорежиссура», были, есть и будут не меньше, чем в отряд космонавтов. Но и даже выпускнику ВГИКа с красным дипломом кинорежиссёра никто не подаст на блюдечке утверждение его на должность режиссёра-постановщика в каком-либо самом среднем кинопроекте. И в штат известной киностудии вряд ли сразу пригласят. Тем более, что киноиндустрия в России пока что династийная – людям не из «своего» узкого круга этой богемы, не имея собственных миллионов долларов на постановку фильма или щедрых спонсоров за спиной, пробиться в кинорежиссёры труднее, чем выиграть крупную сумму в лотерею.
Счастливым обладателям заветных дипломов приходится подолгу работать помощниками постановщиков и вторыми режиссёрами в далеко не самых интересных по содержанию и оплате труда проектах, прежде чем ценой долгого профессионального терпения и рвения удаётся получить наконец приглашение на роль постановщика, причём вовсе не обязательно художественного фильма или телесериала. И пробиваются, как правило, люди не только умеющие снимать хорошо, но и упорно ищущие – сценарии, сюжеты для фильмов, продюсеров, спонсоров. А это значит, что после мало интересной работы на вторых ролях, устав невозможно как, надо ночью садиться за компьютер и писать, писать, «лазить» по Интернету, читать, читать и опять писать. И всё время кому-то что-то предлагать, ещё и рассчитывая при этом предполагаемую стоимость и рентабельность возможного фильма.
Вышеизложенное вовсе не означает, что «без блата» в кинорежиссуру вчерашнему школьнику не попасть. Разумеется, счастливчики встречаются в любой сфере. И потом, всё зависит от того, насколько вам нужно кино и кинорежиссура. Если человек увлечён кино настолько, что готов какое угодно время потратить на вхождение в кинематограф, то его не остановят даже просьбы экзаменаторов ВГИКа больше не показываться им на глаза. Человек получит платное образование в частной студии, либо просто ценой лишения себя всевозможных удовольствий жизни, оббив пороги множества киностудий, всё-таки устроится на работу в киногруппу – хотя бы просто рабочим по монтажу декораций. И, зацепившись за возможность лично познакомиться с настоящими киношниками, начнёт настойчиво строить отношения с людьми кинематографа, учиться у них делать кино и писать, писать, писать. И продвигать по уже налаженным неформальным каналам свои творческие идеи.
Кстати, даже таким корифеям в области постановки кино, как Никита Михалков и многие другие звезды отечественной кинорежиссуры, приходится не только кричать и размахивать руками на съёмочных площадках, но и много писать. Потому что без режиссёрского сценария, который пишется обычно на основе литературного киносценария, никакой фильм не поставишь и не снимешь. А режиссёрский сценарий требует не только специфических знаний, но и невероятную массу труда.
Ну что, по-прежнему интересно стать режиссёром кино? Готовы, образно выражаясь, все прелести жизни за эту профессию отдать? Тогда готовьтесь. Но знайте: школьной программы по литературе и любительских постановок, записанных на любительскую видеокамеру вам будет явно недостаточно. Нужно перечитать всю русскую и зарубежную классику, все журналы и книги по киноискусству и его истории. И написать много-много собственных литературных произведений самых разных жанров, включая и киносценарии с подробными описаниями внешнего вида главных героев, интерьеров и натуры, как вы их сами, без чьей-либо подсказки видите. Если такой труд вам заранее не привлекает, боюсь, вы не мечтаете, а просто грезите кинорежиссурой. А грёзы, в отличие от мечты, никогда не воплощаются в реальность. Удачи.