Специальность – литературная работа
Специализация в зависимости от сферы применения написанных произведений (издание книги, экранизация, театральная постановка)
Требуемое образования (уровень образования, тип учебного заведения):
Высшее литературное (литературный работник, редактор, журналист, сценарист, филолог) – Литературный институт имени А.М. Горького, ВГИК, филологические факультеты университетов, факультеты журналистики.
Высшее непрофильное (с любой квалификацией, включая техническую) – любой вуз независимо от сферы, для которой он готовит кадры.
Примечание. Главное для этой профессии – не тип образования, а образованность вообще. При наличии таланта и везения можно стать успешным литератором с любым специальным образованием, не обязательно имеющим отношение к творчеству.
Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии:
- Хорошо развитая врождённая наблюдательность;
- Богатство внутренней эмоциональной жизни в совокупности с врожденным умением эмоции умело описывать словами; яркое образное мышление, склонность видеть внутренним взором картины описываемых кем-то или самостоятельно событий; склонность к рассказу обо всем, что взволновало; способность увлекать рассказом других, подчас даже незнакомых людей;
- Врождённая тяга к языку, стремление с детства говорить красиво, ритмично, музыкально; тяга к изучению средств речевой выразительности, выражаемая нередко в стремлении общаться с более старшими, опытными по жизни и более образованными, чем сам, людьми;
- Неподдельный, нестандартный интерес к жизни, происходящей вокруг себя в частности и в обществе в целом; проявляемое в общении с людьми стремление докопаться до причин совершаемых разными людьми поступков; выраженный интерес к внутреннему миру других людей и их взглядам на жизнь.
Примечание. К сожалению, литературные задатки (способности) невозможно выявить какими-либо тестами, тем более раз и навсегда. Можно только «заболеть» писательством, испытывая непреодолимое желание изложить на бумаге (на диске компьютера) строчки, которые как бы само собой рождает ваше сознание и подсознание. Поэтому никогда не стоит обращать внимания на низкие оценки ваших литературных способностей, которые вам ставят люди, посмотревшие «вашу руку», включая и опытных редакторов издательств, и маститых писателей.
Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:
Русский язык и литература, история, обществоведение, география, рисование, музыка*, декламация*, драматургия*, уроки труда.
Характер и содержание работы по данной профессии:
Написание литературных произведений и пристраивание их в издательства, в театры, киностудии, редакции журналов и газет, в случае успешных изданий – встречи с читателями на презентациях своих книг, фильмов, пьес.
Очевидные плюсы
Осознание того, что без этой работы общество утратит нечто чрезвычайно ценное, не выражаемое никакими цифрами и фактами, но развивающее нас как разумных существ. Возможность стать знаменитым, пусть и сомнительная. Отсутствие острой необходимости каждый день с утра пораньше ездить на работу в переполненном транспорте, реальная возможность заниматься своим любимым делом, ни с чем не сравнимая радость выхода своей первой книги и далее постоянная радость при завершении и воплощении очередных творений.
«Подводные камни», очевидные минусы
Наиболее реальная перспектива так и не состояться в профессии. Отсутствие каких-либо гарантий как публикации (постановки) созданных произведений, так и получения авторского гонорара и вообще какого-либо вознаграждения за труд. Чрезвычайно высокий риск остаться невостребованным даже при высокой оценке ваших произведений внутренними рецензентами издательств и преподавателями литературного института. Дипломы таких престижных и почти не доступных «простому» абитуриенту вузов как Литературный институт имени Горького и Всероссийский государственный институт кинематографии (равно как и Высшие сценарные курсы) ничего не гарантируют и не дают никаких преимуществ. Более того, явно бесталанные и безграмотные авторы при этом на виду у вас могут вполне успешно издаваться, получать приличные гонорары и даже признаваться широкой публикой.
Возможные профессиональные заболевания: остеохондроз, кистей рук и предплечий, вызываемы перенапряжением из-за длительной работы на клавиатуре компьютера, нарушения зрения и заболевания глаз – риск умеренный.
Вилка зарплаты (в рублях в среднем в месяц)*:
Окладов по этим специальностям в природе не существует, гонорары не гарантированы и разнятся в десятки раз – от 300 рублей за рассказ до $ 1 млн за роман и больше. Большинство пробующих жить литературным трудом выпускников соответствующих литературе вузов получает в среднем в пределах 10 000 рублей, при этом львиная доля зарплаты образуется за счёт выполнения литературных переводов с других языков.
Писатель – это, прежде всего, творец, мастер слова, автор не просто написанных им текстов, но и творческого замысла, вымысла, идеи, манеры изложения и изображения словами описываемых в произведении ситуаций, картин, портретов и т.д. Его слова, даже отдельные предложения и фразы – сами по себе ценятся как авторские высказывания, эпитеты, оценки, метафоры, гиперболы, образы. Писатель в этом отношении сродни художнику и изобретателю. Только пишет он не мазками, а словами, изобретает не технологии и технические новшества, а литературные сюжеты, героев, пейзажи и так далее.
Но писатель не обязательно придумывает какие-то истории и приключения. Он может и просто рассуждать о жизни, либо излагать своим личным языком, своим стилем какую-то познавательную, научную, учебно-методическую, политическую, даже развлекательную информацию. Писателями считаются авторы не только художественных произведений, но и научно-популярных книг, учебных пособий, публицистических трактатов, документальных очерков. Главное – чтобы их рукописи издавались в виде отдельных книжек. И сразу же, едва выйдя из-под пера (сегодня – из-под пальцев, нажимающих на клавиатуру ПК), становились объектами авторского права.
А почему я объединил в эту профессию сразу несколько профессий, в том числе и драматурга со сценаристом?
Потому что и писатель-прозаик (тот, кто пишет прозу), и поэт, и автор сценариев для кино, и автор пьес, по которым ставятся спектакли в театре, – все они в первую очередь мастера слова, записываемого на бумагу (на диск компьютера). То есть, каждый из представителей этих творческих профессий, прежде всего, пишет, создает, изображая графическими символами на том или ином языке собственные литературные произведения. И тут уже не важно, в каком жанре он работает.
Но мы всё-таки коротко охарактеризуем разницу этих профессий.
Писатель обычно известен своему кругу читателей как автор рассказов, повестей, романов, очерков, трактатов и произведений другого рода. И все эти произведения создаются им именно для читателя. То есть, не специально, скажем, для режиссёра или артиста разговорного жанра, выступающего на сцене обычно со стихами или юморесками, а для рядового читателя, который просто любит что-то читать для самого себя. Творение писателя обычно воплощается в виде всем нам отлично известного вида полиграфической продукции – книги. Кстати, с приходом в нашу жизнь компьютерных технологий возникла и мало-помалу становится всё более популярной электронная книга, которую не надо печатать и переплетать. А многие хорошо известные художественные произведения выпускаются в виде аудио-книг. Но все это – книги, у которых есть автор. И этот автор называется писателем.
То же можно сказать и про поэта. Только пишут поэты стихами, произведения сами по себе ритмичные, даже музыкальные. На основе многих стихотворений создаются песни, многие из которых становятся настолько популярными, что люди поют их даже во время каких-нибудь несложных дел. А ещё поэты создают поэмы – сюжетные художественные произведения, нередко приключенческие, но в стихах. И любые стихотворные произведения, также как и написанные в прозе, создаются для выпуска их в виде книг. Или хотя бы для публикации в журнале, в газете.
А вот драматурги и сценаристы пишут в первую очередь для того, чтобы на основе их произведений осуществились постановки зрелищных, озвучиваемых произведений. Драматург пишет пьесы для театральной постановки, а сценарист – сценарии для будущих фильмов. И отличить их работы довольно легко: сейчас в книжных магазинах продаётся немало сценариев и пьес.
В чём же тогда отличие сценариста и драматурга от писателя и поэта, если все трое пишут для книг?
Действительно, поскольку сегодня издавать сценарии и пьесы становится коммерчески интересно, то отличия между авторами романов и сценариев практически сходят на нет. Тем более что многие фильмы снимаются по чисто книжным произведениям, и это называется экранизацией. Тем не менее, разница остаётся. Потому что сценарист всё-таки ставит перед собой в первую очередь цель не издаться, а чтобы по его сценарию сняли фильм. Когда он пишет, обязательно как бы видит описываемые им моменты в виде живых сцен – внутренним зрением. И это требует от автора особого стиля изложения, которым владеет далеко не каждый писатель. Драматург, кстати, тоже.
Нельзя сказать, кто должен быть талантливее и более квалифицированным, хотя на сценариста учат на специальном факультете ВГИКа (Всероссийского государственного института кинематографии). У одного автора лучше получается писать в сценарном стиле, а у другого – в прозаическом. Отличие же драматурга от сценариста в том, что в пьесах основное место занимает речь героев, их диалоги и монологи. В то время как в сценарии очень важно описывать ещё и места, в которых происходят действия, а также сами действия, их мелкие детали. Скажем, драматург вряд ли станет описывать в своей пьесе погоню. А если она всё-таки вытекает из сюжета, то он ограничится упоминанием о ней в речи одного из героев. В фильме же погоня нередко является чрезвычайно важным эпизодом. Поэтому сценарист описывает её в мельчайших подробностях. А вот диалоги, а тем более монологи героев в кино нередко куда проще по содержанию, экспрессии и стилю высказываний героев, чем в пьесе.
Но мы увлеклись описанием различий в литературных профессиях. Вспомним, однако, что главная наша задача – рассказать о трудностях и перспективах профессии, а также о том, как становятся писателями, сценаристами, драматургами.
Так вот, вынужден сразу огорчить (а может, и обрадовать) юношей и девушек, полагающих, что все профессии приобретаются исключительно в учебных заведениях. Официально в России на писателя учат в одном единственном вузе – Литературном институте имени А. М. Горького. Больше нигде и ни в какой другой стране. Попасть в этот институт не так-то просто, поскольку конкурс всегда чрезвычайно большой, к тому же надо выдержать предварительно и творческий конкурс, отослав в приёмную комиссию свои рассказы, романы, стихи (что пишете). Но даже тем, кто поступил и через пять лет интереснейшей учёбы получил-таки на руки вожделенный «диплом писателя» (понятно, что квалификация в том дипломе определяется не как писатель, а как литературный работник), потирать руки не стоит. Потому что вакансий с названием «писатель» в природе не существует. Это означает, что никто выпускнику этого престижного вуза не будет платить только за то, что он сидит за рабочим столом и пишет свои собственные (по зову сердца или по заказу работодателя – не имеет значения) произведения. А жить от писательского творчества можно только в случае успешного издания собственных произведений.
Их сейчас можно, понятное дело, издать за свой счёт. Но, во-первых, это уже требует больших денег только на печать и бумагу, не считая платы за вывоз тиража и складирование, развоз книжек по торговым точкам и за рекламу произведения. Во-вторых, ваши книги могут оказаться невостребованными или показать настолько редкие продажи в магазинах, что товароведы начнут от них отказываться. Придётся продавать самому – где получится, хоть в пригородных электричках. Но и это не даёт гарантии, что вы вернёте затраченные деньги. Поэтому мало кто из авторов рискует печататься за свой счёт с целью раскрутить себя как автора и в конечном итоге получить прибыль от продажи собственных произведений массовому читателю. В основном авторы, включая студентов и выпускников литинститута, предпочитают предлагать разным издательства купить авторские права сроком на несколько лет. Но издательства у кого-то покупают (т.е. кого-то издают и продают в розницу), а у кого-то не покупают. И решение издательства совершенно не зависит от того, есть ли у автора диплом писателя. То есть, вы можете закончить литинститут, а можете и не закончить. На ваш писательский успех это вряд ли как-то повлияет.
Именно поэтому нигде в других странах специально на писателя не учат. Принято считать, что писатель – это дар божий. И выявить его невозможно никакими тестами. Это как и композитор, и художник, пишущий авторские картины (то есть с собственным сюжетом). Музыку, литературу, художественное полотно можно только сначала создать, а уж потом выясниться, признаёт общество автора талантливым или нет. И если не признаёт, будьте вы хоть трижды академиком – кормиться от ваших произведений не сможете, вам придётся зарабатывать на жизнь чем-то другим. Хорошо, если работа окажется как-то связанной с литературой. Например, выпускнику литинститута удастся устроиться в какое-нибудь мало-мальски заметное издание корреспондентом. Лучше, конечно, литературным критиком или обозревателем книжного рынка. Однако таких позиций в штатах разных газет и журналов всегда мало, и они, как правило, всегда заняты. Так что в газете специалисту с дипломом литинститута придётся работать, скорее всего, простым репортёром, а то и вовсе корреспондентом, собирающим «крутые» новости и «жареные» факты.
Где тут место стихам и рассказам, тем более романам? Но и это всё-таки лучше, чем на должности, совсем не имеющей к писательству отношения. Ведь нередко выпускнику литературного вуза приходится работать и пресс-секретарём коммерческой фирмы (т.е. если и писать что-то в рабочее время, то весьма скучные для писателя пресс-релизы о продукции работодателя), и секретарём-референтом, и администратором, и вообще менеджером по продажам. Хорошо, если книг. А если, скажем, пищевых добавок?
Вы скажете: а я, мол, не пойду продавать – лучше буду перебиваться жалкими гонорарами, но за рассказы. Да, многие литераторы так и живут. Но и маленькие гонорары за короткие рассказы сейчас получить невероятно сложно. Потому что пишущих людей сейчас гораздо больше, чем желающих их издавать, да ещё за гонорар. В то же время многие успешно сегодня издающиеся писатели нигде писательскому ремеслу не обучались – образование у них другое, нередко и техническое. Несправедливо? Но издателю диплом не указ – он берёт в портфель только те произведения, которые, на его взгляд, имеют шансы на коммерческий успех.
Можно, конечно, попытаться выиграть в каком-нибудь литературном конкурсе. Но строить взрослую жизнь, рассчитывая на успех в мероприятии, во многом напоминающем лотерею, наверное, несерьёзно.
Кстати, работать преподавателем литературы выпускникам литературного института удаётся далеко не всем. Тем более сейчас, когда если кого и не хватает в школах, то преподавателей английского языка, математики, физкультуры и ОБЖ, а не литераторов. Потому что на филфаке учиться интереснее. Так, во всяком случае, считает большинство абитуриентов, подающих документы в университет или в педагогический вуз. Отсюда и переизбыток и преподавателей словесности, и пишущих людей вообще.
А как живётся выпускникам сценарного факультета ВГИКа? Да тоже кому как повезёт. Но большинство из тех, кто всё-таки сумел пристроиться на какую-нибудь киностудию сценаристом, пишут, как правило, не художественные, а документальные или вовсе рекламные сценарии. Скажем прямо, попасть во ВГИК, особенно на режиссёрский и сценарный факультеты, всё равно что в лотерею квартиру в Москве выиграть.
То же и у драматургов. Многие годами отираются в дверях режиссёрских кабинетов разных театров, но так и остаются авторами не поставленных пьес.
Что же, выходит, литературным трудом прожить нельзя? А как же, скажете вы, баснословные гонорары нынешних известных писателей, сценаристов и драматургов? Всем ведь уже известно, что автор обожаемого тинейджерами первого десятилетия XXI века Гарри Поттера британская писательница Джоан Роалинг стала богаче британской королевы. Да, это так. Но это чрезвычайно редкий случай. Впрочем, довольно много и в России писателей получают неплохие гонорары от издания своих произведений. Но если их количество сравнить с количеством представителей других профессий в совокупности, то получится величина совсем мизерная. То есть, если всех живущих на зарплату граждан России примерно 80 млн. человек, то живущих на гонорары писателей, поэтов, сценаристов и драматургов среди них – всего-то две-три тысячи. И это, боюсь, слишком оптимистичная цифра. Получается, что один успешный писатель приходится тысяч так на 30 – 40 просто работников. Причем, в расчёт я беру писателей, гонорар которых, если его поделить на месяцы, окажется сравнимым со средней пенсией. А уж гонорары, на которые можно открыть собственное дело (скажем, издательство), получают и вовсе несколько сотен российских авторов. Таковы издержки литературных профессий. Ну что? Будем эти профессии рассматривать как свои, без которых не прожить, потому что не хлебом единым жив человек? Если вы после прочтения этой статьи на этот вопрос отвечаете твёрдое «да», значит, ничего с вами не поделаешь. Значит, вы готовы рисковать своим временем и силами. Тогда, как говорится в Писании, ищите да обрящете.
Но если поступить в ГЛИ имени Горького или во ВГИК не удастся (ведь, прямо скажем, шансов очень мало), расстраиваться не стоит. Помните: образование можно получить любое академическое. Потому что будете ли вы писать вообще, независимо от того, как скоро вас начнут издавать, зависит не от полученного образования, а от чего-то иного. Наверное, всё-таки от состояния души. Это как на вопрос одного участника литературного кружка «как стать известным писателем» ответил Алексей Максимович Горький:
— Очень просто. Можешь не писать – лучше не пиши.
Успеха!