Специальность – правоведение
Специализация – исполнение судебных решений
Требуемое образование:
Средне-специальное (юрист, судебный исполнитель) – юридический колледж, полицейский юридический колледж
Высшее (юрист высшей квалификации) – любой юридический вуз или факультет университета.
Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии:
Каких-то особых способностей не требуется, однако весьма желательно иметь крепкое здоровье, устойчивую нервную систему, спокойный уравновешенный характер и хорошую предметную память.
Профилирующие предметы школьной программы:
Физкультура, единоборства*, ОБЖ, русский язык, право*, иностранные языки, история, география, экономика*
Характер и содержание работы:
Исполнение судебных решений о взыскании долга, штрафа, возмещения морального вреда и материального ущерба[1]: подготовка и доставка извещения ответчику о судебном решении с приглашением на встречу, ведение бесед с истцами и их ответчиками, поиск ответчиков с привлечением милиции, розыск и арест имущества и финансовых средств ответчиков, подготовка отчётов об исполнении судебных решений и направление их в суд, составление акта изъятия, опись имущества ответчика, организация вскрытия помещений, принадлежащих или находящихся в распоряжении ответчика, уклоняющегося от ответа, организация вывоза и хранения изъятого имущества и передачи его в распоряжение истца либо выставления арестованного и (или) изъятого имущества на торги, съем наличных денежных средств со счетов ответчика, в том числе и юридического лица, и выдача долгов истцам, организация возврата нереализованной собственности ответчику..
Очевидные плюсы:
Предоставляет возможность хорошо изучить основы права и законодательства РФ, а также получить опыт общения с разными людьми и знание процессуальных тонкостей, которые в будущем могут оказаться весьма полезными, особенно в случаях, если вдруг сам окажешься ответчиком. Возможность сделать карьеру в судебно-исполнительной системе, обзавестись знакомствами с разными специалистами. Осознание того, что в большинстве случает вы помогаете людям получить то, что принадлежит им по праву, но не возвращается или не отдаётся должниками, в том числе нерадивыми работодателями.
«Подводные камни», очевидные минусы профессии:
Почти стопроцентная вероятность в короткие сроки нажить себе массу личных врагов из числа как ответчиков, так и истцов. Работа психологически не менее тяжёлая, чем работа судьи, особенно в случаях, когда приходится изымать последнее у человека, который не совершал никакого преступления, а просто оказался жертвой стечения неблагоприятных обстоятельств или откровенного мошенничества. Постоянное получение угроз в свой адрес, серьёзный риск для здоровья и даже жизни. Сочетание работы детектива с бумажной отчётностью, рваный и ненормированный рабочий день, большие проблемы с реализацией арестованного имущества, которое очень часто никто не хочет покупать, а начальство и истец постоянно требуют финансового результата исполнительской работы. Много возни с разного рода мелкими проступками граждан, не уплативших вовремя сравнительно небольшие штрафы ГИБДД и других служб. Необходимость много передвигаться по закреплённой за приставом территории.
Возможные профессиональные заболевания: психосоматические, нервной системы, гастрит, последствия травматизации, сердечно-сосудистые – риск умеренный.
Вилка зарплат (в рублях в месяц):
В Москве и области: 25 000 – 60 000 (в зависимости от должности, уровня квалификации, звания, выслуги лет и финансового успеха работы, чаще 40 000)
В крупных областных центрах: 15 000 – 40 000 (пояснения см. выше, чаще 25 000)
В глубинке России – 7000 – 25 000 (пояснения см. выше, чаще 10 000)
Мы дошли до весьма противоречивой профессии. С одной стороны, в глазах большинства россиян, включая молодежь, судебные исполнители (приставы) – люди нехорошие, потому что занимаются, согласно устоявшейся в народе точки зрения, занимаются «шакальей» работой, то есть якобы отнимают у людей последнее вплоть до никуда не годных вещей, лишь бы что-нибудь «изъять». С другой – интерес к работе судебного пристава растёт не только среди юношей, но и девушек тоже. Хотя, у девушек вообще последние 10 лет растёт интерес к ранее считавшим исключительно мужскими профессиями силового характера (военные, милиция, следователи, спасатели и т.д.).
Вопрос, почему на фоне явно неуважительного отношения к судебным приставам всё больше выпускников школ озадачивается вопросом «а где на судебного пристава учат».
Немного терпения: на этот вопрос мы непременно ответим. А пока коротко обоснуем предыдущий вопрос. Мнения по поводу интереса современной молодёжи к столь древней и никогда не пользовавшейся в глазах народа уважением профессии судебного исполнителя высказываются самые разные.
К примеру, рыночная экономика привела к тому, что в обществе стало доминировать стремление к законно обоснованной возможности демонстрировать хоть какую-то, пусть весьма ограниченную, но власть над другими людьми (ведь в эпоху массового кредитования и постоянно растущих цен на коммунальные услуги и товары первой необходимости клиентом пристава может стать практически каждый гражданин, даже совсем не имеющий имущества).
Другое мнение – всё гораздо проще: профессия судебного пристава как бы открыта обществом заново, а всё новое всегда привлекает внимание молодёжи. Есть и совсем примитивные объяснения: молодежь стремится к работе, на которой большая вероятность постоянно получать взятки. Скажем, ответчик даёт приставу тысячу евро, чтобы тот не отобрал у него 10 тысяч, а способов уберечь имущество должника у пристава сегодня достаточно. Можно, к примеру, не арестовать автомобиль, а просто описать, отдав его на ответственное хранение должнику. А если у ответчика в квартире обнаружили, скажем, дорогую норковую шубу или кольцо с бриллиантами, то кто мешает приставу при желании «забыть об этом», написав в акте проверки имущества о том, что «ответчик имуществом не располагает».
Какое из этих мнений верно, определённо не скажешь. Видимо в каждом есть большая доля правды. Однако прежде всего нам хотелось бы, с одной стороны, снять с желающих «выучиться на судебного пристава» розовые очки, а с другой стороны – не показывать эту в принципе очень нужную в обществе профессию в чёрном цвете.
Приставы, взимающие долги по решению суда, существовали во все времена и у всех народов, как и налоговики (фискалы). И чаще всего эти акции происходили и происходят с выраженной готовностью исполнителей применить силу. Уже само по себе это формирует в обществе неприятие, которое подсознательно перекладывается на представителя профессии, призванной, грубо говоря, отбирать у людей деньги либо вещи, транспортные средства и даже дома (квартиры).
Но также люди (практически во всех странах) «не любят» и судей, и полицейских. А вот прокуроры и адвокаты в этот ряд не вписываются. Но об этом расскажем отдельно.
Сейчас нам с вами важно уяснить, что без судебного исполнителя современному обществу с кредитно-рыночной экономикой обойтись невозможно. И давайте уже в оценках будем последовательны: в большинстве случаев от работы пристава зависит, восторжествует или нет справедливость. Основная масса должников, у которых приставы разыскивают и арестовывают имущество и счета, – виноваты в этом исключительно сами и не потому, что им подсунули лукавый договор или они попали в непредсказуемую ситуацию (скажем, человек тяжело заболел, с кем-то из родственников случилась беда, должника внезапно ограбили или обокрали и т.д.), а потому что они просто безответственно подошли к решению своих финансовых проблем.
А ведь немало среди ответчиков и таких, которые, взяв у кого-то в долг (не только у банка) или воспользовавшись чьими-то услугами, просто не захотели исполнять взятые на себя обязательства.
К примеру, один мой знакомый пенсионер заключил договор с местной инвестиционной компанией, по которому та обязывалась выплачивать ему проценты на предоставленную пенсионером в распоряжение компании сумму. Однако компания этот договор выполнять не стала и не вернула даже внесённую на их счёт сумму не только ему, но и нескольким сотням пенсионеров этого провинциального города. Местные газеты подняли шум, нашлись принципиальные юристы, которые бесплатно помогли всем обратившимся к ним по объявлению в газете вкладчикам этой компании составить и подать в суд иск. Суд постановил незамедлительно вернуть деньги вкладчикам с причитающимися процентами. И что?
Сотрудники компании вообще поувольнялись, а офис её закрылся. Плакали денежки пенсионеров? Нет. Потому что приставы по решению суда, не дожидаясь, когда должник выполнит решение суда, быстро разыскали все счета этой нерадивой фирмы, сняли с них наличные и выплатили обратившимся к ним ответчикам. А сколько россиян благодаря своевременным и грамотным действиям судебных исполнителей получили свои кровно заработанные зарплаты, которые нечестные работодатели не выплачивали им в течение нескольких месяцев и даже лет? Миллионы отцов и матерей маленьких детей – без всякого преувеличения. И ответчиками в этих делах выступали не только частные предприниматели, но и руководители муниципальных и государственных предприятий, даже местные и региональные власти, решившие, что долги пор зарплате за прошлые годы можно не гасить.
Конечно, с ростом экономики исков о взыскании долгов по зарплате в суды подаётся всё меньше, зато растёт количество исков о взыскании просроченных задолженностей по крупным потребительским кредитам и коммунальным платежам. И многим из нас кажется, что вот это направление работы пристава – явно «некрасивое». Потому что банки, де, лукавят с процентами по кредитам, государство втягивает людей в безумно дорогую ипотеку, а цены на коммунальные услуги и вообще инфляция делают человека рабом постоянной гонки за деньгами.
Да, это так. Многое в нашей жизни в целом и в рыночных отношениях в частности несовершенно и даже неправильно. Однако надо помнить и то, что не приставы и не суды устраивают нам такие жизненные условия, они и сами в таких условиях существуют. Но если не исполнять решения суда, то общество моментально скатится к анархии и беспределу, который наверняка не понравится даже людям с откровенно криминальными жизненными установками.
Другое дело, что от судебного пристава требуется особый такт и умение общаться с людьми, не ущемляя их достоинства и не ставя их в тупиковое положение. То есть, как и судья, и вообще юрист, судебный исполнитель должен быть кристально честным человеком и умеющий (именно умеющий, потому что этому надо учиться, как и любому делу) сочетать в своём характере максимальную объективность оценок ситуации, в которую попал конкретный ответчик, с правовой твёрдостью.
Будешь проявлять нетерпение (хочется поскорее взыскать с должника хоть что-нибудь и закончить рабочий день и т.д.) и вытекающие из него бесцеремонность и равнодушие к клиенту (неважно в данном случае, к должнику или истцу, которые, кстати, тоже имеют на пристава зуб – за «волокиту» дела и «нежелание разыскивать и продавать имущество должника») – станешь в глазах людей мироедом. Начнёшь под давлением чувства жалости входить в положение должников – не состоишься как пристав вообще да ещё наплодишь на своём участке обманщиков. И тут надо всегда помнить: взыскивая долги, приставы исполняют свой профессиональный долг, служа Его Величеству Закону. А вот от профессионализма пристава чаще всего зависит, уважают ли его люди, живущие на обслуживаемом им участке, или ненавидят. Опытный и вдумчивый пристав во всём знает меру и не стремится прижать кого-то либо так, чтобы человек потерял не только веру в справедливость, но и здоровье. В то же время он не упустит шанса взыскать с уклоняющегося от исполнения решения суда должника, который на самом деле просто жадничает, откровенно ущемляя интересы других людей.
И вот тут в состав профессионализма судебного исполнителя входит ещё и то, чего никакими знаниями и тренингами не наработаешь. Это – позитивное отношение к людям. И если вы замечаете за собой частые проявления нетерпимости к мнению другого человека, расходящемуся с вашим собственным, если поступки других людей вас часто раздражают и вы вообще склонны «воспитывать» и подозревать людей в нечестности, лукавстве и тому подобных качествах натуры, то на пристава вас лучше не ориентироваться.
Потому что, доившись этой должности, вы в скором времени окончательно испортите себе нервную систему и получать по полной программе будете не только от людей в округе, но и от вашего же собственного начальства. У гневливого, заносчивого по характеру, считающего себя вправе наказывать других людей пристава результаты работы, как правило, стремятся к нулю – ни исполнения порученных дел, ни финансовых результатов исполнения, одни расходы на проведение «наездов» на должников и жалобы вплоть до прокуратуры за «хамское, неуважительное поведение», «превышение полномочий» и т.д.
И спешу разочаровать тех юношей и девушек, которые надеются, став судебными исполнителями, разбогатеть на взятках. Дело не только в том, что все неправедные поступки раньше или позже наказываются кармически. Дело-то в том, что взяток-то брать оказывается чаще всего не с кого. Должники, у которых действительно есть, что взять, становятся всё более опытные в гражданско-административных делах, обзаводятся личными юристами и находят вполне законные и эффективные способы оставить судебного исполнителя с носом, а то и вовсе выиграть суд, инициированный истцами. Зато всё чаще приставам приходится взыскивать по решению суда сравнительно мелкие штрафы, например за превышение скорости, а также разыскивать нерадивых папаш, отказывающихся платить алименты. Часто приходится им исполнять решения о взыскании по просроченному потребительскому кредиту на смешные суммы – от пяти до пятнадцати тысяч рублей да ещё у людей, страдающих склонностью к алкоголизму. И какую взятку с такой суммы возьмешь, чтобы отсрочить её выплату?
К тому же у должника бывает вообще совершенно нечего взять даже для того, чтобы просто припугнуть (поймёт, мол, что с ним не шутят, и займёт взыскиваемую сумму у друзей). А вломиться в отсутствии ответчика в его жилище не так-то просто: ведь если, испортив дверь, ничего не найдешь, а ответчик докажет в суде, что они от вас не скрывался, то суд, скорее всего, обяжет пристава восстановить сломанные двери да ещё выплатить пострадавшему ответчику моральный вред.
Надо сказать, что работа судебного пристава требует не только хорошего здоровья, но ещё и (весьма желательно) хорошей физической подготовки. Нередко случается, что на пристава нападает либо сам ответчик, либо подговорённые (или подкупленные) им знакомые. Эти люди понимают, что в случае чего в суде всегда можно отвертеться, заявив, что пристав «толкнул даму, ребёнка» или что-то типа «я вообще не понял, кто вломился в хату Петровича, думал, это грабитель, а уж потом разглядел на нём форму». Тут надо давать себе отчёт в том, что действует пристав чаще всего на чужой территории, и каждое неграмотное с точки зрения закона о неприкосновенности жилища движение может обернуться против него. А взять с собой участкового и кого-то ещё из милиции бывает и некогда. Так что лучше приставу овладеть и приёмами самозащиты (причём именно самозащиты, а не рукопашного боя, чтобы можно было доказать факт защиты, а не нападения на ответчика или третьих лиц).
Ну что? Не пугают вас такие перспективы в работе? Всё равно хотите служить Фемиде и людям, терпящим беды от несознательных соотечественников? Тогда я рад за вас. В таких кадрах всё время есть нужда практически по всей стране. Остаётся понять, где учатся на судебного исполнителя.
Уже из приведённой в самом начале этого рассказа справки вы поняли, что судебный пристав – это не специальность, а должность. И профессия, потому что требует от человека большого опыта, знаний и навыков именно в этой области. Но специальность, которую получают потенциальные приставы, называется «правоведение». Судебный исполнитель, по сути, – это специализирующийся на исполнении судебных решений юрист полицейского склада. Именно поэтому в судебные приставы сегодня идут многие выпускники, к примеру Санкт-Петербургского полицейского юридического колледжа, в котором студенты получают не только юридическую, но и физическую подготовку, овладевая искусством самозащиты, рукопашного боя, стрельбы из пистолета и даже умением прыгать с парашютом.
Но неплохие судебные приставы получаются и из выпускников юридических институтов и школы милиции. Словом, удачи.