Специальности: боевое пилотирование, командование военно-воздушным десантом
Специализация по родам боевого воздушного флота: авиация пограничного слежения (наблюдательная авиация), ракетная и стратегическая авиация (бомбардировщики), транспортная авиация (десантные суда), морская авиация, охранно-истребительная авиация, авиация местного значения
Военно-воздушные специальности: навигация и пилотирование; связь, телематика и пеленгация; управление огневой мощью боевого самолёта (стрелковая подготовка); обеспечение функционирования двигательной системы судна (бортинженер).
Требуемое образования (уровень образования, типа учебного заведения)
Лётные училища Министерства обороны РФ, Высшее военные авиационные училища лётчиков, высшие военные десантные училища
Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии:
Отменное здоровье, достаточно высокий интеллект. Необходимо в школьные годы успевать по всем точным и естественным наукам и не иметь склонность к морской болезни, не бояться высоты.
Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:
Физкультура, ОБЖ, военное дело*, математика, информатика, физика, астрономия, русский язык и литература
Характер и содержание работы по данной профессии:
Служба в подразделениях военно-воздушных сил, участие в учебных и рейдовых полётах, а в случае ведения военных операций против террористов – в боевых вылетах с применением огневой мощи пилотируемого боевого судна.
Очевидные плюсы
Все те же, что и для всех военных плюс для возможность для прирождённых лётчиков реализовать себя на все сто процентов.
«Подводные камни», очевидные минусы
Профессия связана с риском для здоровья и жизни даже в мирное время. Можно «заработать» морскую болезнь. После выхода на пенсию возможна тоска по полётам или наоборот страх перед любыми авиа-перелётами.
Возможные профессиональные заболевания: вегетососудистая дистония, последствия полученной травмы – риск высокий.
Вилка зарплаты (в рублях в месяц, не считая продовольственного пайка и обмундирования)*
50 000 – 100 000 – в зависимости от звания, типа судна и количества полётов.
Об этой профессии много не скажешь. По большому счёту, военными лётчиками и десантниками становятся парни из тех, кого в детстве называли «сорвиголовами». Но бывают и исключения из этого «правила», когда мастерами пилотирования боевых машин и командирами десантных подразделений становятся бывшие тихони. Всё зависит от того, кем человек родился. Это именно такая профессия. Воспитать в себе лётчика по желанию нельзя. Гораздо проще воспитать в себе укротителя тигров, чем лётчика. Но прошу не принимать мои слова как реальное сравнение. Я написал их просто чтобы подчеркнуть: лётчиком или десантником, тем более военным, надо родиться. И становятся ими те мальчишки, у которых в том, что они станут военными лётчиками или десантниками, нет сомнений. Как это проверить? А просто не врать самому себе. Нужно положить руку на сердце, сосредоточиться и спросить себя: «Я стану военным лётчиком?». И прислушаться к своему внутреннему голосу. Если этот голос «молчит», то есть вам непонятно, будете ли вы лётчиком, когда вырастете, значит можете не сомневаться в том, что вам надо поискать для себя другую профессию.
Тем же, кто ни секунды не колеблясь намерен после окончания школы поступить в одно из лётных училищ Министерства обороны России, что-то советовать и что-то рассказывать о жизни лётчиков излишне.
Кстати, не так уж и много на планете лётчиков, в том числе и военных. Если сухопутные войска многих стран насчитывают обычно сотни тысяч и даже миллионы военнослужащих, то воздушные силы даже самых развитых в авиации держав исчисляются лишь десятками тысяч специалистов, собственно пилотов боевых машин среди которых во много раз меньше. Каждый боевой самолёт обходится любой стране в миллионы долларов. Подготовка лётчика тоже стоит больших денег, на его обучение и содержание тратится во много раз больше, чем даже на подводника, не говоря о военнослужащем сухопутных войск. Лётчиков и десантников по определению не может быть много. И поэтому конкурс в лётные и лётно-десантные училища всегда очень высокий. Излишне говорить, сколько человек на место. Просто потому что это ничего вам не даст: туда ведь не принимают документы у всех подряд. Во-первых, посмотрят на результаты медкомиссии вашего (по месту жительства) военкомата. Да, именно в военкомате вы должны заявить, что намерены поступить в лётное училище, а там уже на вас посмотрят, проведут медицинскую комиссию, наведут справки в школе и либо дадут добро, либо убедят вас в том, что к лётному делу вы не пригодны.
Но будет и повторная комиссия, которая нередко находит то, что не нашли в военкомате. И уже после того, как вас допустят к экзаменам, вам ещё придётся выдержать серьёзный конкурс с очень сильными в математике и физике парнями.
Девушек тоже принимают в лётные училища, в виде исключения. Но никаких поблажек им не делают. Это как на соревновании по борьбе по смешанному варианту: если девушка вышла бороться с парнем, то никто поддаваться ей не будет.
В ВВС США, вроде бы, есть пилоты-женщины и десантницы. В России – трудно сказать. Вряд ли кто будет это афишировать. Но раз есть у нас космонавты-женщины, то, видимо, и военные лётчицы тоже есть. Недаром советские женщины били фашистов в Великую Отечественную войну и называли их «летающими ведьмами».
Что можно посоветовать тем, кто мечтает стать военным лётчиком либо офицером десантных войск, действительно не имея к этому никаких противопоказаний со стороны здоровья? Во-первых, надо активно заботиться о своём здоровье. А это и спорт без надрывов, и рациональное питание, полный отказ от вредных привычек и «мусорной» пищи типа чипсов и подобного им, и нормальный сон. Самое железное здоровье можно подорвать в школьные годы, если вести нездоровый образ жизни. Во-вторых, нужно, как говорится, серьёзно «грызть гранит науки», развивать интеллект. Надо ли заниматься парашютным спортом, советовать не буду, лучше заранее проконсультироваться по этому вопросу в военкомате или даже в какой-нибудь десантной части. Ведь тут как может случиться – один неудачный прыжок, и дорога в лётное училище из-за полученной травмы может оказаться для вас закрыта.
Ну а писать о том, чем военные лётчики и паршютисты занимаются, нецелесообразно. Как я уже говорил, кто рождён летать, будет стремиться к этому в любом случае. И никакие «подводные камни» профессии не станут для него преградами. Словом, дерзайте, будущие ангелы охраны воздушных просторов Родины.