ЯСпециалист.ру

Всегда востребованные профессии

Профессия — Логист

Специальности:  логистика, таможенное дело

Специализация в зависимости от вида транспорта (универсальная, воздушная, морская, железнодорожная, авто-логистика)

Требуемое образование (уровень образования, тип учебного заведения):

Средне-специальное (логист, управляющий складских хозяйством) транспортные колледжи, колледжи логистики и транспорта, колледжи бизнеса и предпринимательства

Высшее (менеджер-логист, инженер-логист) технические, транспортные вузы и академии предпринимательства и управления.

Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:

Высокая работоспособность, интерес к работе с картами различных путей доставки грузов, аккуратность, исполнительность. Специфические способности при поступлении в учебное заведение не выявляются и не требуются.

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

Математика, география, экономика*, русский язык, история транспорта, складского и таможенного дела*, иностранные языки.

Характер и содержание работы:

  1. Таможенный административно-экспертный. Работа на пунктах таможенного контроля и досмотра: встреча и приём грузов, проверка сопроводительных документов, при необходимости выборочная проверка из партии заявленного в таможенной декларации груза и его таможенная экспертиза, оформление документов на оплату пошлины или изъятие груза и отправка задержанного груза на склады временного хранения.
  2. Организационный производственный. Работа на различных предприятиях, получающих и отправляющих грузы (партии товаров, гуманитарная помощь и т.п.): разработка наиболее выгодных маршрутных схем доставки груза до потребителя, организация складского хозяйства и управление процессом приёма на склад и выдачи груза экспедиторам, контроль доставки груза по назначению, оформление сопроводительной финансовой документации и складских накладных, экономическое обоснования расценок на доставку и хранение груза.

 

Очевидные плюсы

Постоянно растущий спрос на специалистов этого профиля, сопровождающийся ростом предложений по зарплате. Работа довольно азартная в хорошем смысле, требует проявления предпринимательских способностей и открывает путь в собственный бизнес.

«Подводные камни», очевидные минусы

Работа может быть весьма напряжённой, за неправильно разработанные маршрутные схемы, приведшие к излишним затратам, руководство компании-работодателя может снизить зарплату и даже уволить. Очень трудно вырваться в отпуск. На таможенников нередко оказывают давление разные влиятельные лица, чей груз по протоколу необходимо задержать.

Возможные профессиональные заболевания: вегетососудистая дистония, расстройства зрения – риск умеренный.

 

Вилка зарплат (в рублях в месяц)

В Москве и Московской области: 30 000 – 120 000 (чаще 40 000)

В крупных областных центрах: 20 000 – 50 000 (чаще 30 000)

В глубинке России: 10 000 – 25 000 (чаще 12 000, поиск работы в ряде регионов затруднён).

 

Как вы уже поняли из справки, профессиональные логисты призваны экономить средства своих работодателей или заказчиков на хранении и перевозке грузов, а также, что не менее важно, способствовать ускорению доставки грузов потребителю. Последнее нужно потому, что основная масса перевозимых под управлением логистов грузов – это товары, продажа которых в самых разных торговых местах приносит доходы. Чем быстрее партии товаров попадают к покупателям, тем быстрее за них возвращаются деньги и тем больше прибыль поставщика. Но чем при этом дешевле поставщику обходится хранение и доставка товара покупателю, тем ниже себестоимость продаваемого в розницу товара.

Для коммерсантов это, прежде всего, возможность снижения не только издержек, но и розничных цен, что способно ускорить реализацию товара и стимулировать новые поставки. То есть логисты, качественно выполняя свою работу, прямо способствуют сдерживанию инфляции и устранению дефицита товаров повышенного спроса. Такова социальная значимость этой профессии, о которой, надо сказать, многие россияне и не слышали. Хотя это профессия древняя и сегодня, когда возможностей транспортировки самых разных грузов появляется всё больше и больше, логистика становится как никогда востребованной и актуальной, особенно для молодёжи. Просто потому что люди старшего возраста быстрее устают от избытка цифр (тонно-километры и т.п.), маршрутов, постоянных звонков по разным транспортным фирмам и водителям. Всё время держать в голове, что контролируемые вами лично грузы находятся где-то в пути, выгружаются на перевалочных базах на временное хранение, чтобы попасть на другое транспорт, идущий по другому (например, перекрестному с первым) маршруту – задача психологически довольно сложная и лучше с ней справляются, как правило, молодые «мозги».

Логист выстраивает маршрутные схемы переброски грузов обычно так, чтобы более крупные партии шли до заказчика прямиком по кратчайшему пути, а более мелкие попадали бы «в оказию на подхват», что в итоге получается дешевле. Сегодня бурно развивается специальный логистический бизнес, когда логистические компании разрабатывают схемы перевозки грузов в самые отдалённые регионы страны и за рубеж таким образом, что производителям разной продукции выгоднее обращаться за услугами именно к таким фирмам, чем, например, непосредственно к железнодорожникам или автотранспортникам (пароходствам, авиакомпаниям). И это достигается за счёт столь серьёзного математического (почти кибернетического) подхода к анализу маршрутов разных видов транспорта и цен на услуги разных перевозчиков, что работа логиста в результате становится своего рода искусством.

Логистов сейчас стараются заиметь и РЖД, и пароходства, и компании, владеющие складскими площадями. Кстати, логистика включает в себя и организацию наиболее выгодного хранения грузов, и наиболее выгодное управление погрузо-разгрузочными работами.

Что касается таможенного дела, то оно напрямую связано с логистикой, но добавляет к ней процедуры государственной проверки грузов с целью не допустить в страну контрабанду, в числе которой могут быть замаскированы наркотики и другой запрещённый к ввозу груз. Например, специалисты государственной таможенной службы аэропорта «Шереметьево» задерживали контрабандные контейнеры с плотно «упакованными» лемурами, редкими птицами (попугаями из Боливии и Африки), крупными пауками и скорпионами. Несчастные животные оказывались на грани гибели от столь непотребных условий перевозки, а членистоногих контрабандисты вообще парализовали каким-то веществом, чтобы эти существа не прикончили в дороге друг друга. И всё это обычно прикрывается очень серьёзными документами, а сам груз с первого взгляда на выявишь, ибо его всегда прячут среди куриных окорочков и разных продуктов или одежды.

Таможенник обязан проявлять бдительность, иначе он рискует быть обвинённым в сговоре с контрабандистами. Но это уже касается работы в правоохранительных органах. От таможенника-логиста же требуется прежде всего точно определить размеры пошлины на полученный груз, а для этого весьма желательно неплохо ориентироваться в экономической географии. Скажем, под видом одного продукта предприниматели-ловкачи, чтобы уклониться от пошлины или заплатить меньше, могут везти его аналог, облагаемый повышенными ставками. Грамотный таможенник имеет шансы вовремя сообразить, что вывезенный из указанной в документах страны продукт относится к другой категории таможенного обложения.

Тонкостей в работе таможенного специалиста много, их все не опишешь. Но важно знать, что работа таможенника на самом деле не лишена интереса и требует хорошего образования – не только специального (сегодня среди успешных специалистов таможни работают немало выпускников совершенно непрофильных вузов), но и академического. А вот идти в таможенники с целью быстро разбогатеть на взятках и отступных не стоит: контроль на таможне усиливается с каждым годом. Зато режим работы у таможенников (как правило, смена по 12 часов – то в день, то в ночь) весьма интенсивный. Но те, кто любит свою работу, говорят обычно, что не замечают, как пролетает время – настолько они поглощены работой, которая вовсе не кажется им скучной или непомерно тяжёлой.

Овладев специальностью «таможенное дело», легкой перейти на работу в коммерческий сектор тем же логистом или специалистом по получению грузов на таможне (растаможиванию). Спрос на таких сотрудников в крупных и средних фирмах, занимающихся закупками сырья и товаров за рубежом, уверенно растёт, поскольку их работа ускоряет поставки нужных грузов на фирму, то есть ускоряет и сам бизнес-процесс.

Словом, осваивайте логистику и таможенное дело, и проблем с устройством на перспективную работу у вас не будет. А для собственного бизнеса эти специальности очень даже полезны. Удачи.

2024 ЯСпециалист.ру