ЯСпециалист.ру

Всегда востребованные профессии

Профессия — Авиатор

специалисты гражданской авиации:

пилот, бортинженер, авиадиспетчер, авиатехник, стюардесса (стюард)

 

Специальности: навигационное дело и пилотирование воздушного судна ( лётная эксплуатация летательных аппаратов), эксплуатация воздушного судна (техническая эксплуатация летательных аппаратов и авиационных двигателей,

техническая эксплуатация пилотажно-навигационных систем и электрооборудования летательных аппаратов, техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования летательных аппаратов, сервисное обслуживание авиапассажиров, организация перевозок и управление на воздушном транспорте, аэронавигационное обслуживание и использование воздушного пространства

Специализация в зависимости от типа и класса судна и его назначения (малая местная авиация, авиалайнеры среднего класса и аэробусы, транспортная и спасательная  авиация, коммерческая грузовая авиация и т.д.)

 

Требуемое образование (уровень образования, тип учебного заведения):

Начальное профессиональное и дополнительное (стюардесса, бортпроводница пассажирского воздушного судна, бортпроводница авиалайнеров бизнес-класса и т.д.) —  хозрасчётные школы бортпроводников, корпоративные курсы и школы бортпроводников при авиакомпаниях (обучение за счёт работодателя после приёма на работу на конкурсной основе)

Среднее специальное (авиатехник, техник-пилот малой авиации) – авиационно-технические колледжи и авиационные училища среднего профессионального образования

Высшее (инженер-пилот, бортинженер-механик, инженер-авиатехник, специалист по организации перевозок) – высшие авиационные (лётные) училища гражданской авиации, технические университеты гражданской авиации, авиационные институты.

 

Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:

  1. Для пилотов и бортинженеров – см. справку о профессии «Военный лётчик»
  2. Для стюардесс и стюардов – показатели состояния здоровья, не препятствующие длительному нахождению и работе на авиалайнере, презентабельная внешность, врождённая коммуникабельность, способность успокаивать людей своим присутствием, приятный голосовой тембр, склонность к соблюдению спокойствие в критической ситуации, отсутствие врождённого страха перед кровью и падающими в обморок людьми
  3. Для авиатехников – всё, что необходимо для мотористов и механиков, наладчиков и ремонтников сложных механизмов
  4. Для авиадиспетчеров – повышенные внимательность и работоспособность, техническое мышление, аккуратность и чувство ответственности за порученное дело.

 

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

Для лётного состава и технических специалистов аэропортов – математика, физика, информатика, физкультура, ОБЖ, английский язык, история авиации и лётного дела;

Для бортпроводников – русский язык и литературы, иностранные языки, физкультура, ОБЖ, оказание первой медицинской помощи, танцы*, вокал*, психология.

 

Характер и содержание работы:

  1. Навигационный лётный. Работа в пассажирских и транспортных авиакомпаниях, а также в малой, научной, аграрно-промышленной, спасательной авиации соответствующих ведомств: пилотирование судна, обеспечение нормального функционирования всех судовых приборов.
  2. Техническое обслуживание и обеспечение безопасности полётов. Работа в аэропортах и на предприятиях технического обслуживания аэродромом и авиационной техники: профилактические осмотры самолётных двигателей, конструкций и деталей, выявление и устранение неполадок, определение пригодности авиалайнера к очередному полёту и заправка воздушных судов топливом; определение времени старта с точностью до минуты и отдача распоряжений пилотам по взлёту и посадке, поддержание связи с находящимися в воздухе воздушными судами и контроль их движения, определение для судов воздушных коридоров и полос посадки на взлётно-посадочном поле, корректирование траектории судна во время взлёта и посадки, уточнение и передача пилотам координат для взлёта и посадки.
  3. Сервисный лётный. Работа стюардессой (или стюардом) в разных пассажирских, включая чартерные, авиакомпаниях – сопровождение пассажиров на борту авиалайнера: оказание помощи инвалидам при посадке и укладке ручного багажа, представление экипажа и параметров полёта, раздача напитков и питания, ответы на вопросы пассажиров, оказание срочной первой медицинской помощи пассажирами вплоть до принятия родов (случается весьма редко, но в программу подготовки стюардесс это входит).
  4. Сервисный наземный. Работа в аэропортах и аэровокзалах, а также кассах билетного обслуживания пассажиров: продажа и бронирование авиабилетов, проведение регистрации пассажиров на авиарейсы, осуществление личного досмотра на контрольно-пропускном пункте и доставка пассажиров к лайнерам, встреча пассажиров у борта авиалайнера и организация их доставки в здание аэровокзала.

 

Очевидные плюсы

Для лётного и сервисного состава авиалайнеров – возможность побывать в разных городах и (или) странах и реализовать мечту «летать подобно птице», а также относительно высокая зарплата и дополнительные материальные льготы и компенсации.

Для специалистов наземного обслуживания полётов – осознание особой важности профессиональной миссии и возможность реализовать свои технические способности.

«Подводные камни», очевидные минусы

У бортовых специалистов работа связана с высоким риском для жизни и здоровья, причём по достижении определённого возраста задолго до выхода на пенсию по старости специалист снимается с полётов, что не каждый легко переживает психологически. Профессия бортпроводника – вообще для молодых женщин и мужчине не старше 40 лет.

 

Возможные профессиональные заболевания: вегето-сосудистая дистония, морская болезнь для лётного состава, варикозно расширение вен, сердечно-сосудистые расстройства – риск умеренный

 

Вилка зарплат (в рублях в месяц)

В крупных авиакомпаниях и на международных линиях:

  1. Пилоты и бортинженеры – 120 000 – 800 000 (чаще 300 000)
  2. Бортпроводники – 60 000 – 100 000 (чаще 80 000)
  3. На земле – 40 000 – 60 000

В крупных областных центрах (местные авиалинии и чартерные рейсы):

  1. Пилоты и бортинженеры – 50 000 – 120 000
  2. Бортпроводники – 30 000 – 60 000 (чаще 35 000)
  3. На земле – 20 000 – 40 000 (чаще 25 000)

В глубинке России (сельскохозяйственная, промышленная, лесная и спасательная авиация:

  1. Пилоты и бортмеханики – 30 000 – 60 000
  2. Аэродромные техники — 15 000 – 35 (чаще 25 000)

 

Самолёт и вертолёт – далеко не второе транспортное средство, которое человек изобрёл после водного корабля. Если не брать во внимание гужевой транспорт, то следом за речными и морскими судами появились железнодорожные поезда, а потом автомобили. И сегодня сухопутный транспорт по объёмам перевозок превосходит водный и воздушный в десятки раз. По суху передвигается и подавляющее большинство пассажиров, включая туристов. И всё-таки вторым по значению для цивилизации идёт именно воздушный транспорт. Потому что с его появлением в истории человечества открылась принципиально новая страница.

Со временем в небо вернутся созданные на принципиально новой основе воздушные мегалайнеры-дирижабли и гибриды самолётов и дирижаблей, которые, потеряв в скорости движения, значительно выиграют у современных реактивных самолётов в простоте технического обслуживания, экономичности, отсутствии необходимости создавать для них взлётно-посадочные полосы и, главное, в грузоподъёмности. А если техническим мыслителям человечества удастся создать и принципиально новые (сверхэкономичные и сверхбезопасные, в том числе и для экологии планеты) двигатели, воздушное сообщение станет для людей приоритетным. Воздушное пространство всегда намного более ёмкое, нежели пространство, ограниченное заменой поверхностью. Так что профессии воздушного транспорта будут становится всё более и более популярными среди молодёжи и перспективными в плане трудоустройства. И не стоит боятся того, что компьютеры и созданные на их основе роботы-пилоты и техники полностью заменят человека за штурвалом летательного аппарата. Конечно, какая-то часть пассажирских и грузовых ЛА станет полностью автоматическими и беспилотными. Но большинство пассажиров и грузоперевозчиков не откажутся от услуг пилота-человека никогда. Вряд ли когда-нибудь человек станет полностью доверять свою жизнь и даже посылаемый в другой населенный пункт груз машине, даже самой совершенной.

2024 ЯСпециалист.ру