Итак, первая профессия в авиации, без которой она вообще пока немыслима (в будущем, возможно, появится в массовом порядке беспилотные летательные аппараты для перевозки пассажиров), – это профессия пилота гражданской авиации.
В принципе, пилот гражданской авиации во многом похож на своего военного коллегу (см. рассказ о профессии «Военный лётчик»). Существенное отличие его в том, что гражданскому лётчику ни в коем случае не позволяется демонстрировать высший пилотаж и «лихачить» в небе. Их к этому и не готовят. Но это не значит, что гражданское судовождение в небе не требует выского образования и мастерства. Военный лётчик не думает о жизни людей, даже тех, кто из-за аварии на военном самолёте может пострадать, находясь на земле. Он имеет возможность катапультироваться с парашютом, чего не позволено пилоту гражданской авиации. И в критической ситуации лётчик пассажирского самолёта обязан бороться за обеспечение безопасности людей (в том числе и тех, кто внизу) до конца – либо вырулил, либо погиб вместе со всеми находящимися на борту. В то же время гражданские машины во много раз менее маневренные, чем боевые – возможностей спасения попавшего в критическую ситуацию судна (самая распространённая из грозящих катастрофой – отказ маршевых двигателей, подкрылков либо выход из сторя навигационных приборов). Психологически это не менее сложно, чем вести воздушный бой.
Работа в малой авиации, не связанной с пассажирскими перевозками, тоже в этом отношении не сахар. Вроде бы, опылять поля на кукурузнике или возить в салоне геодезистов-картографов – психологически не столь напрягает, как управление крупным реактивным лайнером с десятками пассажиров, включая женщин и детей (а ведь на борту может оказаться беременная женщина, которой может срочно потребоваться помощь акушера). К тому же быстроходные лайнеры, как правило, не планируют и никакими усилиями пилота их невозможно затормозить при посадке на поверхность земли в требуемые критической ситуацией сроки, в то время как малые турбовинтовые самолёты опытному квалифицированному лётчику достаточно легко в случае отказа двигателей посадить на поле и луг. И всё же нельзя сказать, что быть пилотом малой авиации проще, чем крупнотоннажной. Хотя, тут есть один существенный плюс – сравнительно недолгое пребывание в воздухе и быстрое возвращение домой.
То есть пилоты аэробусов обычно расстаются с семьями на срок от полусуток до суток и больше, у них всегда есть риск застрять в другом городе (стране) из-за метеоусловий или по другим причинам. В то время как лётчик авиакомпании, обслуживающей агропромышленный комплекс или картографию практически всегда вечером возвращается к себе в квартиру. Зато пилотам МЧС во время, скажем, тушения лесного пожара или вылавливания из воды жителей затопленных паводком посёлков приходится работать, возвращаясь на базу и снова прибывая к месту чрезвычайной ситуации, пока он в состоянии держать в руках штурвал. Везде своя специфика и свои минусы и плюсы.
Одно можно сказать уверенно для всех специализаций лётного дела – лётчиком надо родиться и романтика полёта под небом голубым пропадает в самом начале лётной биографии любого пилота. Однако, как говорят в приватных беседах многие вышедшие на пенсию пилоты (независимо от того, на чём они летали и какую сферу экономики обслуживали), бесстрашие лётчика перед высотой – этой миф. Просто в лётчики годятся те, кто этим страхом умеет управлять. Но это, опять-таки, доступно тому, для кого стремление взвиться в небо сильнее страха перед высотой. А вот жёны лётчиков, по словам многим из россиянок, на протяжении многих лет провожающих мужей в полёты, женщины, как правило, очень мужественные. Они всё время переживают за своих любимых, и если уж лётчик создаёт семью, то она обычно дружная и крепкая.