ЯСпециалист.ру

Всегда востребованные профессии

Учёный физико-математического профиля: математик, физик, астроном

Специальности: математика, физика, механика и кибернетика, астрономия

Специализации по областям наук и избранным темам (ядерная физика, лазерная физика, вычислительная математика, астрофизика и т.п.)

 

Требуемое образование (уровень образования, тип учебного заведения):

Высшее (научный сотрудник по специальности) – физико-математические, механико-математические, физически факультеты академических университетов

Далее – аспирантура (бакалавриат, магистратура, аспирантура) и докторантура.

Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии:

Интравертный склад личности, любовь к чтению научно-популярной и научной литературы, математические способности, способности легко решать физические и математические задачи, интерес к сугубо математическим и физическим задачам и проблемам.

Профилирующие предметы школьной программы:

Математика – геометрия, алгебра, физика, астрономия. Иностранные языки, в первую очередь английский.

Характер и содержание работы:

Проведение экспериментальной работы, выполнение работ и разработка отдельных проектов по договорам, написание статей и обзоров, возможна преподавательская деятельность

Очевидные плюсы

Высокий социальный престиж профессии, возможность реализации творческих способностей, работа в высококультурном и творческом окружении, работа за рубежом России в составе международных научных групп.

«Подводные камни», очевидные минусы

Проблемы «переходного периода» в отношениях к науке: отсутствие ясной государственной политики, недостаточный уровень финансирования программ и проектов в научной сфере.

Возможные профессиональные заболевания: нервные расстройства, опасность сердечно-сосудистых заболеваний, ухудшение зрения и возможность заболеваний, вызванных систематической работой на компьютере, возможны заболевания опорно-двигательного аппарата, остеохондроз, гиподинамия, ишемическая болезнь сердца, другие нарушения, вызванные сидячим и малоподвижным образом жизни.

В зависимости от конкретного места работы возможны профессиональные заболевания, вызванные нарушениями правил безопасности и воздействием проникающей радиации, токов и радиоизлучения высокой частоты, физически и химически активных отходов экспериментальной работы и др.

Вилка зарплаты (в рублях в среднем в месяц):

в Москве и Московской области: 20 000 – 40 000

в крупных областных центрах: от 15 000 – 30 000;

в научных городках глубинки России: 10 000 – 25 000

за рубежом – от 2,5 тыс. евро

 

Кому из очень умных людей, вроде основателя кибернетики Норберта Винера, принадлежат слова: «Наука – это способ удовлетворить личное любопытство за счет общества».

Эта статья посвящена сразу трем специальностям – математике, физике и астрономии, потому что проблемы современной российской науки имеют общий характер, и в том, что сегодня нужно знать об этих возможных направлениях деятельности гораздо больше общего, чем различного. Развитие науки и техники уже привело к тому, что разделись людей, занятых этими видами деятельности практически невозможно. Многие физические эксперименты сейчас проводится в «пробирке», точнее, моделируются на компьютерах, и подготовка такого эксперимента – написание соответствующих программ. Перед физиком стоит задача успешного владения прикладной математикой и кибернетикой. Даже если этими вопросами в его научной группе занимается специально приглашенный специалист по математике. Математическая физика – давний и устоявшийся раздел теоретической. Астрономия в наше время настолько превратилась в физику космоса с различными подразделами, что само это название сохранилось только для той части физики, которая продолжает наблюдения – радиоэлектронные и оптические за видимой частью Вселенной. Есть уже космическая геология, занятая изучением геологического строения и химического состава ближайших к нам планет Солнечной системы, метеоритов и комет, а также звезд. Как правило, современная наука выстраивается в виде отдельных научных коллективов, создаваемых из разных специалистов для решения определенных познавательных задач. Большое число научных открытий рождается именно на стыке наук, а математика – как всеобщий научный язык – позволяет оказаться в «нужное время на нужном месте».

Как люди сейчас попадают в науку и каковы сейчас перспективы успешной жизни и удачной карьеры в этой сфере?

Двадцать лет назад наука была устроена так: были институты академические – они входили в состав Академии наук и считались местом, где «делается» «настоящая наука», были ведомственные институты, например, Министерства среднего машиностроения – под этим забавным «средним» скрывались структуры, связанные с атомным производством и атомным оружием. Были еще учебные заведения, кафедры которых теоретически также участвовали в научной работе, должны был заниматься собственными разработками. Судя по ряду позиций – космосу, военному ракетостроению, по ряду оригинальных разработок, например, экранолетам Алексеева, и по статьям в журнале «Наука и жизнь» о Бюроканской астрономической обсерватории – в Советском Союзе наука занимала достаточно престижное место. Фильмы вроде «Девять дней одного года», «Иду на грозу» были наполнены романтизмом научного поиска, самоотверженности. Во всяком случае, идея решения научной проблемы во что бы то ни стало и вопреки всему до 1986 года казалась вполне симпатичной и увлекательной. Но со взрывом чернобыльского реактора симпатия как-то испарилась. Тем более, что в некоторых сообщениях о катастрофе упоминались «научные эксперименты в режиме выключения реактора».

Наверное, с этой катастрофой исчезло и романтическое отношение к науке. Пришло понимание, какое это часто страшное и опасное занятие, высвобождающее могучую энергию атомов и вещества. Но представление о необходимости науки. Ее важной роли для общества и развития исчезнуть не могло. Скорее, произошло взросление: отношение к науке стало более прагматичным.

Карьера в науке недавнего времени выстраивалась следующим образом.

С начала 1970-х годов на школьном уровне проводились различные олимпиады для школьников – по математике. Физике и т.д., позволявшие достаточно рано выявлять талантливых школьников. Часть из них могла поступить в физико-математические школы при университетах (например, ФМШ при Новосибирском государственном университете). Дальше следовала учеба в перспективном вузе – как правило, таких вузов было несколько, из которых относительно легко открывались перспективы интересной работы и дальнейшего роста. Вузы Москвы и Ленинграда (Санкт-Петербурга) – Московский государственный университет, вузы по направлениям – МАИ (Московский авиационный – проблемы авиации и космоса), МВТУ им. Баумана (ракетное направление) и т.д., затем шли университеты при известных Академгородках и научных центрах: Новосибирский, Красноярский и т.д. Важным фактором при этом всегда была активная позиция студента: участие в научных кружках, самостоятельная подготовка обзоров и рефератов, углубление и развитие знаний, участие в лабораторных работах. Интерес к науке, проявляемый уже на студенческой скамье и определенные успехи позволяли зарекомендовать себя и оказаться на хорошем счету у уже известных ученых и признанных специалистов. В этом отношении ничего измениться не может: если желание заниматься наукой не проявляется в активной позиции студента, значит, никакого интереса к науке у студента на самом деле нет, и он ошибся, выбрав себе стезю ученого.

По окончании вуза начиналось распределение. Фактически речь шла об удовлетворении госзаказа на специалистов со стороны различных министерств и ведомств, в основном занимавшихся прикладными проблемами и научными разработками военно-оборонного характера. Физики были нужны ядерной и ракетной промышленности, физика сплавов и теплотехники стояли на службе двигателестроения, радиоэлектроника решала проблемы обнаружения летающих объектов «на дальних подступах», масса проблем была у ракетчиков – от наведения ракет до полетов на Марс; лазеры, авиация, физика взрывов – наука служила военной индустрии, сажавшей ученых в «шарашки», закрытые лаборатории и целые городки. Математики были нужны, чтобы все это «обсчитывать»; с развитием кибернетики задача «считать» у математиков приобрела новый и очень интересный смысл. Особняком во всем этом стояла астрономия, в обыденном представлении служившая только удовлетворению интереса к звездам. Но по мере развития техники, по мере развития научных представлений, обнаруживших интересные параллели и соответствия между макромиром Вселенной и микромиром строения вещества, астрономия стала вызывать все больший интерес. Изменились представления и о том, что для нас интересно в космосе, и представления о людях, занимающихся им. Астрономия стала физикой космоса. Оторванного от жизни ученого с телескопом и академической шапочкой на голове давно уже нет. Слишком много важного и интересного можно узнать, изучая космос современными средствами. А результат изучения может стать основанием интересных научных открытий. Например из современных представлений о происхождении Солнечной системы и распределении в ней «строительного материала» — различных элементов, можно сделать выводы о составе и строении Земли, чрезвычайно важные для геологии.

Какая-то перспектива открытости и занятий чистой наукой открывалось только по линии институтов Академии наук или в преподавании. Большинство выпускников вузов оказывались в закрытых лабораториях на должности младших научных сотрудников, лучшие из них «с отрывом или без отрыва от производства» поступали в аспирантуры и начинали писать диссертации под руководством своих же «завлабов» – заведующих лабораториями. Лучшие из лучших в конце концов сами защищали докторские диссертации по разрабатываемым ими темам, становились завлабами, директорами институтов и академиками, получали государственные награды, специальные пайки и жилье по увеличенной норме (доктор наук имел право на дополнительную комнату в квартире).

Но система эта была плохо увязана с экономикой. Атомные бомбы, ракеты, лазеры и многое другое делались «любой ценой», в логике выживания и противостояния. О мирном  экономическом применению разработок речи практически не было. Все открытия засекречивались, а перспективные разработки оценивались только  точки зрения будущей войны: пригодятся или нет? Поэтому экранолеты так и не смогли до сих пор найти своего применения, а мощный реактивный самолет-амфибия А-40 «Альбатрос» (Бе-42) только в последние годы показал свою выдающую эффективность и многоцелевое назначение в качестве самолета-пожарного и спасателя. И этот проект, в том числе и его различные гражданские модификации, оказался заморожен из-за отсутствия средств.

Закрытость вела к деградации и неэффективности. В настоящее время Россия официально располагает 17% научных кадров всего мира (и это при том оттоке «мозгов», который происходил в 1990-е годы!), но при этом коэффициент инноваций (внедрения открытий в жизнь) составляет всего 1%. Можно сравнить: у Америки есть GPS – система космической ориентации на местности, которая является открытой (совместно используется военными США и всеми желающими за отдельную плату) и которой пользуются по всему миру летчики гражданской авиации, капитаны кораблей, автомобилисты, туристы и т.д. Достаточно купить приборчик GPS, ввести в него данные и с точностью до нескольких метров тут же узнать свое местонахождение на земном шарике. Благодаря этому армия США пользуется этой системой практически бесплатно, а в случае нужды просто отключит всех гражданских, остановив современную жизнь на всех континентах. У России есть такой же ГЛОНАСС, на который не хватает денег. Зато гражданские пользоваться им до настоящего времени практически не могли ни бесплатно, ни за деньги.

Понятна позиция современных прагматичных руководителей России, не расположенных финансировать науку такой степени неэффективности. Нужны точки роста, точки внедрения, дающие экономическую отдачу, открывающие возможности самофинансирования и самообеспеченности. Одним из таких примеров может стать разворачивающая сейчас деятельность но развитию нанотехнологий.

Сегодня наука очень сильно интернационализируется, есть достаточно большой шанс оказаться в составе международной группы, работающей над какой-то проблемой.

Модель становления современного ученого: (1) международный или российский грант. Временный рабочий коллектив. (2) Открытие или разработка, основанная на каком-либо научном открытии. (3) Создание внедренческой фирмы (наука + внедрение). (4) Организация эффективного коммерческого использования разработки. Рыночный успех. Далее следует повторение цикла.

Сегодняшнее поколение выпускников российских школ имеет много шансов на реализацию подобной карьерной модели.

Путь в науку начинается в школе. Уже школьнику следует понять и принять мысль, что продвижение в науку – его собственное дело, результат его учебной и познавательной активности. Он начинается с интереса к каким-либо научным направлениям или проблемам и выражается в активной позиции школьника по интересующим его вопросам. Это – чтение книг, написание рефератов, активность в Интернете, развитие отношений с учителями интересующего профиля, участие в различных интеллектуальных соревнованиях и тематических Олимпиадах. Еще на школьной скамье можно попробовать установить отношения с вузом, в котором предполагается продолжить обучение. Проявить себя можно и на дне открытых дверей, которые стали традиционными в современных вузах, можно попробовать списаться по электронной почте, использовать подготовительные курсы, чтобы показать себя с лучшей сторон. Лето можно использовать для участия в работе летних ФМШ, традиции проведения которых сохранены многими вузами.

Следующий этап начинается в вузе. Познавательная активность студента и его желание принимать участие в реальной научной работе имеют принципиальное значение. Как правило, в вузе всегда находится время и силы для организации студенческой научной работы. Есть гранты, выделяемые российскими и международными организациями на такую деятельность, есть возможности принимать участие в российских и международных студенческих симпозиумах. Не дожидаясь завершения учебы уже на 1–2 курсе можно определиться с научным направлением, найти научного руководителя. Который поможет сделать первые серьезные шаги по научной лестнице, привлечь к какой-либо простой работе в составе научного коллектива или группы. Участие в студенческих и других научных конференциях, симпозиумах, встречах, дополнительное изучение литературы и источников, практическое участие в работе научных групп, самостоятельная работа — обязательны! Тем более, что при современной системе распределения выпускников вузов по специальностям, удачное распределение для включения в серьезную и интересную работу возможно только при личной активности.

Такая позиция даст новые знакомства и контакты, интерес и уважение со стороны уже сложившихся и известных специалистов. Дверь – откроется! Что вы будете там делать – зависит в дальнейшем только от вас. Перспективы зависят только от ваших знаний, умения их использовать и любви к решению загадок и проблем, которые люди могут найти где угодно – от земли под ногами до звёздного неба над головой.

2024 ЯСпециалист.ру