Специальности: игровые виды спорта (футбол, хоккей и т.д.),борьба вольная и греко-римская, борьба самбо и дзюдо, разные виды единоборств, бокс, биатлон, лыжи, лёгкая атлетика, гимнастика, плавание, фигурное катание и другие виды спорта
Требуемое образование:
Средне-специальное (учитель физкультуры, тренер-педагог) – педагогические колледжи и училища по специальности «физическое воспитание в общеобразовательной школе тренерская работа»
Высшее (преподаватель физической подготовки, тренер высшей квалификации) – университеты физкультуры и спорта, педагогические университеты
Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:
Врождённые и приобретённые двигательные качества, позволяющие добиваться быстрого развития в конкретных видах спорта. Выявляются только во время занятий тем или иным видом спорта под руководством квалифицированного тренера.
Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:
Занятия в спортивной секции, физкультура, ОБЖ, русский язык и литература, история, иностранный язык, физика, биология, химия, танцы*, рисование, музыка.
Характер и содержание работы:
Тренерская и педагогическая работа в спортивных школах и клубах: набор новых групп спортсменов, поиск наиболее перспективных учеников, проведение тренировок, подготовка к соревнованиям, участие в организации соревнований, написание планов и отчётов, индивидуальная психологическая работа со спортсменами.
Преподавательская работа в общеобразовательных школах и других учебных заведениях: ведение уроков физкультуры и секционных внеклассных занятий, написание учебных планов и отчётов, отбор и подготовка учащихся для участия в соревнованиях, проведение зачётов и аттестации.
Очевидные плюсы:
Интерес общения с молодежью, спортивно-педагогический азарт поиска и выращивания будущих чемпионов, возможность сделать тренерскую карьеру и стать известным в мире спорта, все условия для здорового образа жизни.
«Подводные камни», очевидные минусы:
Труд неадекватно оплачиваемый, как и весь труд в культуре и образовании. Психологически тяжело переживать потери лучших учеников, когда они уходят к тренеру более высокой квалификации или просто к более известному. Трудности набора новичков, так как мотивация для занятий спортом и достижению спортивных побед среди современных детей, подростков и молодёжи год от года снижается, а уровень общей физической подготовки тех, кто приходит заниматься по собственному желанию, оставляет желать лучшего.
Возможные профессиональные заболевания: опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы, вызываемые перегрузками либо травмами, полученными ещё в период учёбы – риск умеренный.
Вилка зарплаты (в рублях в месяц)* в зависимости от разряда ЕТС, тренерской категории и уровня спортивного учреждения, а также возможностей его учредителей и спонсоров:
В Москве и Московской области: 12 000 – 60 000 (чаще 20 000)
В крупных областных центрах: 10 000 – 40 000 (чаще 16 000)
В глубинке России: 5000 – 10 000 (во многих регионах свободных вакансий почти не встречается, зато есть места в сельской местности).
А эта профессия – для азартных, заядлых спортсменов с педагогической жилкой в характере. И, чтобы стать профессиональным тренером, имеющим перспективы карьерного роста в сфере подготовки спортивных кадров (т.е. участников международных соревнований вплоть до олимпийских игр), нужно всерьёз озаботиться выбором своего вида спорта ещё в школьные годы. А, выбрав его, заниматься ещё более серьёзно под руководством опытного квалифицированного тренера.
В принципе, тренерами обычно становятся не просто спортивные, а целеустремлённые юноши и девушки, к выпуску из школы твёрдо знающие, чего хотят от жизни. По идее, им и не нужно про свою будущую профессию у кого-то консультироваться, тем более что нет лучше консультанта и проводника в профессии, чем учитель, то есть тренер по избранному учеником виду спорта. Тем не менее уделить внимание профессии спортивного тренера, мы посчитали, всё-таки стоит. Не потому, что работа тренера способствует повышению престижа страны и уровня физической подготовки молодого поколения. Дело в том, что в России сегодня как никогда остро не хватает тренеров в самых разных массовых видах детского спорта. Речь идёт прежде всего о спортивной работе в обычных общеобразовательных школах и спортивных клубах массовой начальной подготовки.
Тренерами олимпийского резерва и даже теми их коллегами, кто готовит для них спортивные кадры, могут стать единицы: отбор в эту славную когорту учителей-спортсменов всегда был и будет жёстким, с большим конкурсом. Но ведь кому-то надо вовлекать в спорт и обычных школьников, не имеющих каких-то ярких способностей к тому или иному виду спорта и не стремящихся непременно вырасти в чемпионов страны и мира. Кто-то должен вести мальчишек и девчонок по пути здоровья и воспитания в себе непреодолимой тяги, фактически полезной привычки, к физкультуре и спорту.
Тут необходимо отчётливо понимать, что спорт существует в двух ипостасях – спорт ради спортивной карьеры и высоких наград с вытекающими из них гонорарами, премиями и призами, и спорт ради самого спорта, потому что как же человеку жить без спорта (?), без постоянных, но не изнуряющих тренировок в своё удовольствие, без общения с близкими тебе по интересам и духу товарищами, без волнующих душу состязаний, главное в которых – не победа, а участие. И если первый спорт (ради карьеры) работает на международный престиж страны, то второй – на её здоровье и культуру, что в конечном итоге означает процветание нации.
Если в стране плохо поставлен массовый, без жёсткого отбора участников, но активный спорт, то рано или поздно страна превращается в сообщество физически ослабленных и вечно всем недовольных индивидуалистов. Понятно, что в такой стране не будет ни процветания, ни сильной национальной армии, ни культуры, ни спортсменов, способных защитить её честь на международных соревнованиях. Но для того чтобы массовый спорт в стране развивался, необходимы рядовые тренеры, которым интересно заниматься со спортсменами не ради продвижения на вершины олимпийской славы (которой, в свою очередь, чемпионы немножко делятся с подготовившими их тренерами), а просто из любви к спорту и стремления вовлечь в него как можно больше других людей, в первую очередь детей и подростков.
Это я к тому, что вовсе не следует ставить на себе крест как на возможном тренере, если вы обнаружили свою любовь к спортивной работе с детьми уже на пороге выхода из школы в жизнь, не добившись к этому моменту каких-либо серьёзных спортивных результатов. Если медицинская комиссия спортивно-педагогического колледжа или аналогичного высшего учебного заведения допустит вас до вступительного экзамена по специальности, то есть по виду спорта, которым вы занимались, то поступите вы или нет – будет зависеть от того, какие результаты на вступительных испытаниях вы покажете. Разумеется, если вы никогда не занимались, предположим, борьбой дзюдо, то показать что-либо экзаменаторам из этого вида спорта не сможете. То же касается и тенниса, и футбола и других видов спорта, требующих специфических навыков. Однако по таким специализациям, как, к примеру, бег и плавание (реже гиревой спорт и атлетическая гимнастика) спортсмены-самоучки нередко получают хорошие оценки, поступают в спортивный вуз и в дальнейшем становятся даже чемпионами.
Кстати, обучаясь в институте физкультуры (или в колледже) по специализации, с которой вы поступили, параллельно можно освоить и другие виды спорта, сдав в конце учёбы дополнительные квалификационные экзамены и получив право преподавать данный вид спорта. То есть, если в городе или посёлке, где вы окончили школу, у вас не было возможности освоить, скажем, борьбу (с футболом и баскетболом проще, но на эти виды спорта и конкурсы всегда выше) или киг-боксинг, но, поступив в спортивное учебное заведение со специализаций по плаванию, вы очень захотели получить квалификацию тренера по борьбе (боксу и т.п.), то, как говорится, было бы желание и серьёзное отношение к занятиям, остальное приложится.
Разумеется, в любом виде спорта имеют значение индивидуальные специфические способности спортсмена. Кто-то, придя в секцию самбо с нулевой подготовкой, уже в конце первого месяца интенсивных тренировок не уступает перворазрядникам, а у кого-то лучше получается в баскетболе – сейчас для нас это не играет сколь-нибудь существенной роли. Важно, что поступают в спортивные учебные заведения (средне-специальные и высшие) не только сильные спортсмены, в школьные годы многократно выступавшие на соревнованиях разного уровня и получившие спортивные разряды вплоть до мастера спорта, но и просто физические крепкие, спортивные ребята, увлечённые спортом и прошедшие медкомиссию учебного заведения. Однако если вы задумались о тренерской работе хотя бы за год-два до окончания школы, надёжнее будет всё-таки изыскать возможность для активных занятий в какой-либо секции.
Последнее время в цивилизованном мире растёт увлечение фитнесом. Люди готовы платить неплохие деньги за абонементы на занятия в фитнес-центрах. Эксперты в области рынка спортивно-оздоровительных услуг предсказывают заметное повышение спроса на преподавателей фитнеса в ближайшие годы. И это уже работа не с детворой, а с взрослой молодежью, которая требует особых знаний и квалификации. В то же время подготовка преподавателей фитнеса ведётся в основном на платной основе в колледжах фитнеса и на курсах повышения квалификации, что открывает дорогу в тренерский мир людям с менее выраженными спортивными способностями, но стремящимся к здоровому образу жизни и активным занятиям физической культурой без какой-либо спортивной специализации.
Что касается заработков тренеров и спортивных педагогов, то они зависят, во-первых, от спортивной квалификации специалиста, во-вторых, от статуса спортивного учреждения, в котором тренер или педагог работает, в-третьих, от тренерской нагрузки, которая, в частности, зависит от количества спортсменов в руководимых им спортивных группах (то есть сколько человек ему удастся в свою секцию набрать), а в-четвёртых, от конкретных успехов в деле подготовки спортсменов. Это означает, что чем чаще тренируемые тренером спортсмены побеждают в официальных соревнованиях, тем успешнее продвигается его тренерская карьера, что с заметным плюсом отражается на заработке в виде разных премий Российского спорткомитета или местных спорткомитетов, доплат и надбавок к окладу и за спортивное звание. У бюджетных тренеров, работающих в рядовых спортшколах, зарплаты обычно «соревнуются» с зарплатами школьных учителей и руководителей клубных творческих коллективов. В каких-то регионах они кажутся весьма приличными по сравнению с зарплатами в других сферах труда, а где-то, к примеру в Москве, – весьма скромными. А вот зарплаты тренеров в фитнес-центрах напрямую зависят от посещаемости занятий клиентами и могут быть как крайне низкими (если клиентов мало), так и весьма приличными.
Но по поводу заработков давайте будем откровенны: люди идут в спорт, обычно не думая о зарплатах, потому что их хочется работать именно в спорте, а не где-нибудь в другой сфере. Конечно, когда человек обзаводится семьей, денежный вопрос всегда всплывает. И тут многое ещё зависит и от везения, то есть как устроишься. Но так ведь в любой сфере. И если спорт, а особенно спортивная педагогика и преподавание увлекает вас настолько, что вы готовы отдать ему себя без остатка, то бояться зарплатных проблем не стоит: всё равно рано или поздно мастер их решает, а вот если он свернёт со своей дороги на чужую, то вернуться на тренерскую работу может и не получиться. При этом замечено, что увлечённый тренерской работой спортсмен, уйдя в другую сферу (в охрану, например, в продажу спортивного инвентаря и т.п.), впоследствии сильно тоскует по обществу молодых спортсменов.
Кроме чисто спортивных качеств тренер должен обладать педагогическим терпением. Тут следует хорошо усвоить, что владеть спортивным мастерством самому и уметь учить спорту других, подчас не очень способных – две большие разницы. В то же время в отличие от простого учителя физкультуры (многие из которых, кстати, параллельно являются тренерами по какому-либо виду спорта) перед тренером стоят более глубокие и трудные задачи – во-первых, неустанного поиска будущих чемпионов, во-вторых, выращивания из наиболее способных учеников будущих мастеров и сподвижников спорта. Это – серьёзные стратегические задачи на перспективу, требующие от тренера удачного сочетания твёрдости с тактом. Говоря проще, тренер должен уметь поругать способного спортсмена так, чтобы тот не встал в позу, а понял, что от него требуется, и усилил бы своё рвение, причём не в ущерб интересам других спортсменов, менее способных, но так же увлечённых.
И тут тренеру необходимо уметь ко всем своим ученикам, независимо от их перспективности для спорта в целом и спортивной школы (а значит, и для учителя) в частности, относиться одинаково строго и с уважением – нельзя на кого-то махнуть рукой, а с кем-то, грубо говоря, носиться как курица с яйцом. Дело тут не только в нравственных принципах. Без коллектива спортсменов вырастить звезду спорта невозможно. Ибо чтобы побеждать равных себе и более сильных, необходимо тренироваться и с более слабыми. Таков закон природы, и те, кто им в силу недостаточной тренерской грамотности пренебрегает, нередко теряют перспективных спортсменов.
Тренер плюс ко всему должен быть и грамотным в области анатомии и физиологии человека. Ему чрезвычайно важно владеть элементарными навыками оказания первой медицинской помощи и знать основы спортивной безопасности. Так что мало быть просто сильным спортсменом – нужно ещё стать и грамотным специалистом. Именно поэтому после физкультуры поступающие в спортивное учебное заведение сдают биологию. И учить её требуется на полном серьёзе, а не просто для проформы, как думают некоторые абитуриенты спортивных вузов. К тому же успешные тренеры получаются из людей со способностями психолога и хорошо учивших во время учёбы психологию, особенно спортивную.
Дело в том, что от верного психологического настроя спортсмена во многом зависит его успех на соревнованиях. Именно поэтому начала набирать в спорте вес такая специальность, как спортивный психолог. И путь к освоению этой специальности также лежит через спорт, учёбу на тренера, тренерскую работу и дополнительное образование.
Неправильно думать, будто профессия тренера в образовании ограничена спортивными методиками и практикой подготовки спортсменов. Современные специалисты в области спортивной педагогики и преподавательской (тренерской) работы защищают кандидатские и докторские диссертации и становятся профессорами в области спортивной подготовки. Так что и «ботаникам» в этой сфере есть где удовлетворить свои академические интересы. Но для этого всё равно нужно стать хорошим спортсменом.
Не боитесь трудностей спортивных тренировок? Без спорта жить не можете? Тогда спортивную форму вместе с учебниками в сумку и вперёд, на тренировки. И пусть в России будет больше квалифицированных тренеров в самых разных видах спорта.