ЯСпециалист.ру

Всегда востребованные профессии

Профессия — Гид-экскурсовод

Специальность: культурология и экскурсионное дело, этнография, история,музейное дело,  краеведение,, литература и русский язык, иностранный язык

Специализации в зависимости от экскурсионного направления (краеведческое, историко-этнографическое, оружейное, производственное)

Требуемое образование:

Высшее (гид-экскурсовод, культуролог, научный работник, журналист, преподаватель истории и краеведения, краевед, преподаватель словесности и другие, связанные с выступлениями перед аудиторией) – институты культуры, институты и академии искусства, туристические вузы, исторические и филологические факультеты университетов.

Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:

Сочетание актёрских способностей с педагогическими, врождённое умение руководить аудиторией и захватывать её внимание. Важна также развитая разговорная речь, умение популяризировать информационный материал для неподготовленной аудитории, отличная память на детали, выраженный интерес к краеведению.

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

Русский язык и литература, история, география, культура речи*, риторика*

Характер и содержание работы:

Творческий, лекционный, организационный. Работа в музеях, клубах и Домах (Дворцах) культуры, центрах досуга и творчества детей и юношества, в туристических фирмах. Постоянный поиск информации по темам проводимых экскурсий, написание текстов экскурсий и внесение в них дополнений и уточнений, проведение экскурсий, во время которых гид-экскурсовод пересказывает тексты заранее подготовленных экскурсий, показывая упоминаемые по ходу экскурсии памятники культуры и искусства, интересные объекты о отвечая на вопросы участников экскурсии.

 

Очевидные плюсы

Погружение в область краеведческих знаний, увлечение этим погружением всех интересующихся интересными объектами и памятниками культуры, все прекрасные моменты общения с людьми, увлечёнными процессом получения новых знаний. Понимание важности профессии в культурном развитии нации. Постоянное поплонение собственной копилки знаний.

«Подводные камни», очевидные минусы

Неадекватно оплачиваемый труд, низкий уровень его престижности в обществе вкупе с высокой конкуренцией, субъективный характер оценки вашего труда со стороны руководства, трудности набора действительно стремящихся к получению знаний во время экскурсии людей.

Возможные профессиональные заболевания: голосовых связок и речевого аппарата – риск умеренный.

Вилка зарплат (в среднем в месяц):в зависимости от лекторской категории экскурсовода и финансовых возможностей работодателя:

В Москве и Московской области: 12 000 – 25 000 (чаще 15 000)

В крупных областных центрах: 8 000 – 18 000 (чаще 12 000)

В глубинке России: 4000 – 7000 (в ряде регионов поиск работы сомнителен)

 

            Если вы ходили когда-нибудь на экскурсию в музей организованной группой, то суть профессии гида-экскурсовода должна быть вам хорошо понятна. Прежде всего, гид-экскурсовод – это специалист по ознакомлению участников экскурсии (экскурсантов) с объектом, представляющим для экскурсантов интерес. Это не всегда может быть культурный объект, тем более являющийся памятником культуры и архитектуры или зданием, в котором демонстрируются уникальные коллекции чего-либо: картин, музыкальных инструментов, этнографических атрибутов (одежды, предметов быта и т.п.), посуды, часов и так далее. Экскурсия может быть организована и, скажем, на производство, например, на кондитерскую фабрику (или любое другое производство), цель которой – расширить экономический кругозор экскурсантов, показать им, в каких условиях, на каком оборудовании и в какой последовательности изготавливается, например, шоколад, морожено, печётся хлеб, шьётся одежда, монтируются автомобили и т.д.  А бывают экскурсии и в какое-нибудь интересное или памятное место, где когда-то произошло что-то особенно важное для истории. И какова бы ни была тема экскурсии, куда бы ни направилась группа экскурсантов, в любом место им, как правило, хочется, чтобы кто-то знающий про объект экскурсионного интереса в доходчивой и увлекательной форме поделился с ними знаниями.

Ну, теперь, надеемся, вам понятно, какими умениями должен обладать гид-экскурсовод?

Итак, во-первых, он должен, как принято говорить в научно-просветительской среде (а экскурсовод – это прежде всего просветитель), хорошо владеть предметом, то есть темами проводимых экскурсий. Для чего нужно много знать и иметь потребность постоянно искать новую информацию по темам, которые экскурсовод избрал для своей работы. Вызубрить один раз на всю жизнь тексты нескольких экскурсий в принципе можно (и многие именно этим и ограничиваются), однако, если не увлечься избранными темами всерьёз, то со временем они, как говорится, навязнут у гида в зубах, и его экскурсии незаметно для него самого будут становится всё скучнее и скучнее. Пока ему вообще не надоест эта работа, в которой он, как попугай, всегда повторяет одного и то же.

То есть, экскурсоводу всё-таки нужно испытывать интерес не только к самому процессу проведения экскурсий (ходишь, мол, по залу, рассказываешь чего-то – не пыльно, престижно да ещё и деньги платят), но и к самому содержанию проводимых экскурсий. Говоря иначе, хороший гид-экскурсовод, которого хотят в свою группу все подряд и начальство его за это уважает и ценит, должен гореть желанием рассказать людям о том, что он сам прочитал и усвоил. Если вы с детства такими желаниями не горите, то, прежде чем идти учиться на экскурсовода, хорошо подумайте, а так ли уж вам эта профессия нужна.

В этом плане экскурсовод почти что тележурналист, только ему приходится повторять свои рассказы об одном и том же, дополняя их новой информацией, много раз подряд. Что, кстати, весьма утомительно для ума и речевого аппарата (голосовых связок и мышц рта). Не представляете, что это такое? Тогда просто почитайте какую-нибудь интересную для вас книжку вслух как можно дольше, стараясь при этом чётко произносить все слова и читать с выражением, как на конкурсе чтецов прозы. А для контроля рекомендуем записывать это чтение на диктофон (потом услышите, так ли разборчиво вы читали). Экскурсия обычно длится не меньше получаса. Так что очень скоро вы поймёте, насколько утомительна для вас лично устная речь.

Речевая выносливость – это второе (по порядку, но не по значению) качество гида-экскурсовода. Третье – это умение не только рассказывать доходчиво и внятно, но, прежде всего, увлекать своим рассказом самых разных, включая самых невнимательных, слушателей. По сути, гид-экскурсовод читает людям лекцию с передвижением от экспоната к экспонату, от одного объекта внимания экскурсантов до другого. Кстати, гладко и с интересом, с живым огоньком в глазах рассказывать о чём-либо, постоянно перемещаясь пешком, может не каждый профессиональный лектор. Такое умение доступно далеко не каждому теле-(радио) репортёру и актёру, причём даже игравшему в кино роль экскурсовода. Просто потому что убедительно проделать что-то один–два раза и заниматься этим постоянно – не одно и то же.

Но увлекать своими грамотными «передвижными лекциями» экскурсантов – тоже не завершает ряд необходимых для успешной работы гидом-экскурсоводом умений. Нужно плюс ко всему быть ещё и коммуникабельным и не уставать от общения со многими группами разных людей (у каждого ведь свой характер, свои претензии и представления о том, какой должна быть экскурсия). А кроме того, от гида-экскурсовода люди совершенно справедливо ожидают высокой языковой грамотности (речь идёт, прежде всего, о языке, на котором ведётся экскурсия) и эрудиции в области культурологи (науке о культуре как таковой и культурах разных народов и наций мира).

Вы думаете, что это всё? Больше уже нечего потребовать от бедного экскурсовода? Ничуть не бывало. Гид-экскурсовод должен быть ещё и специалистов в области музейного дела, уметь обращаться с ценными экспонатами и вести специальные культурологические дневники. А ещё, если он хочет в этой профессии чего-то серьёзного достигнуть, ему необходимо научиться владеть пером, как журналисту-культурологу.

То есть, гиду-экскурсоводу совсем не обязательно знать всю журналистскую «кухню» и быть репортёром (хотя умение делать хорошие фотоснимки ему очень даже не помешают), но уметь написать доступную для простого обывателя статью о какой-либо культурологической выставке, экспонате, исторической личности, событии для местной газеты или специализированного журнала – надо научиться обязательно. И не забывайте, что гид-экскурсовод обязан быть хорошим психологом и педагогом (а вдруг придётся с детьми работать?). И…если ему выпадает работать на туристическом автобусе, то надлежит владеть навыками оказания первой медицинской помощи: а вдруг кому-то из экскурсантов по дороге станет плохо?

И, наконец, ещё очень важное – особенно для гидов-экскурсоводов, стремящихся на международные маршруты или в группы иностранных туристов. Лучше, если такой гид сможет обходиться без переводчика. То есть он сам будет общаться с иностранцами на их родном или хотя на английском (немецком, французском) языке, причём общаться не как кухарка или дворник, а как специалист с культурологическим образованием.

А как вы думали? Гид-экскурсовод – в экономически развитых странах давно престижная и «крутая» профессия, доступная далеко не всем желающим. Мало того что надо обладать специальными коммуникативными способностями, так ещё и образование следует получить не просто высшее культурологическое, но блестящее. Но и это ещё не всё. Чтобы сделать в этой профессии карьеру, гиду-экскурсоводу никак не обойтись без крепкого здоровья и высокой работоспособности. Страдаешь морской болезнью – значит путь на экскурсоводом на международный океанский лайнер тебе заказан. А есть ведь и гиды-спортсмены, которые ходят с группами лыжников, всадников, байдарочников, велосипедистов. Есть и ведущие экскурсий с борта вертолёта или дирижабля (в Париже, к примеру, на комфортабельных кораблях этого класса давно проводят обзорные экскурсии).

Видите, сколько всего нужно иметь в себе, чтобы стать успешным гидом-экскурсоводом. Где же всему этому научиться?

В первую очередь, в школе. Это не значит, что среднего образования для этой профессии достаточно. Более того, нужно обязательно получить высшее образование, лучше культурологическое. Есть такие институты и факультеты – культурологи. Например, в институтах (университетах) культуры. В принципе, можно закончить любой гуманитарный вуз по любой гуманитарной специальности – библиотечное дело, музееведение, историография, литературоведение, социология, искусствоведение и т.д. Получаются хорошие гиды-эскурсоводы (при наличии способностей, о которых написано выше) из педагогов, психологов. Вполне для овладения этой профессией подойдет какое-либо высшее учебное заведение, готовящее специалистов для туристического бизнеса. Найти вуз, в котором готовят именно гидов-эскурсоводов, вряд ли удастся: уж слишком она специфична – не каждый получивший соответствующее образование окажется пригодным к этой работе. Вот почему я начал со школы.

Еще в школе, если вы задумались об этой профессии, вам следует побольше читать разной научно-популярной литературы и обязательно книги по искусству, выставкам, истории искусств и о судьбах людей с мировой известностью, а также о музеях и их создателях. Если эти книги вас увлекут, вы сделаете первый серьёзный шаг к этой профессии. Второй заключается в том, чтобы вы активнее выступали в школе и где только представится возможность перед группами разных людей (не только одноклассников) с подготовленными вам докладами. Учитесь готовить наглядные пособия и выступать с ними перед слушателями. Попробуйте сами придумать, организовывать и проводить экскурсии по вашей, не смейтесь, школе (ведь и о школе можно собрать много интересного материала), потом по городу, по его предприятиями и памятным местам. Пускай в роли экскурсантов будут выступать ваши самые близкие друзья и родственники.

Помните: если вы действительно способны к этой профессии и она при этом действительно вам снится по ночам, то никакие насмешки и убеждения других людей в том, что у вас не получается, не собьют вас с заданного курса. И вы шаг за шагом выработаете все необходимые для экскурсовода качества, параллельно с этим получив блестящее гуманитарное образование, дополнив его специальными курсами экскурсионного дела. И тогда всё у вас получится. В добрый час.

 

2024 ЯСпециалист.ру