Специальность – кино- и телесъёмка
Специализация в зависимости от жанра снимаемого произведения и типа съёмок (документальное кино, сериал, блокбастер, телепередача, телерепортаж, научно-популярный фильм: съёмка пейзажная павильонная, производственная, подводная, воздушная, передвижная)
Требуемое образование (уровень образования, тип учебного заведения):
Высшее (оператор кино и телевидения) – ВГИК, кинооператорский факультет
Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:
При поступление на предварительном творческом конкурсе и экзамене по специальности выявляются врождённые способности к художественной фотосъёмке. Кроме этого весьма желательно иметь развитую детализированную память, наблюдательность, обладать физической и умственной выносливостью, быть эрудированным в области киноискусства и фотографии.
Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:
Фотоискусство*, русский язык и литература, физкультура, ОБЖ, иностранный язык, рисование.
Характер и содержание работы:
Производственно-творческий.
1)Работа на теле- и киностудиях: проведение съёмок эпизодов и частей фильма под руководством режиссёра-постановщика, дальнейшая обработка и монтаж отснятых кадров.
2) Работа в рекламных фирмах: проведение съёмок рекламных клипов и корпоративных презентаций.
Очевидные плюсы
Лучше охарактеризовать одной известной крылатой фразой – профессий много но, прекрасней всех кино.
«Подводные камни», очевидные минусы
Такие же как и в любой профессии искусства: можно много хотеть и к многому стремиться, но лишь совсем немного добиться. Кроме того, потеряв работу, кинооператоры с невероятным психологическим трудом находят себе новое занятие в жизни.
Возможные профессиональные заболевания: опорно-двигательного аппарата, вегетососудистая дистония, остеохондроз, болезни глаз и расстройство зрения, сердечно-сосудистые расстройства, гастрит – риск высокий.
Вилка зарплат (в рублях в месяц)
В Москве и Московской области: 25 000 – 70 000 (чаще 35 000)
В крупных областных центрах: 20 000 – 50 000 (чаще 25 000)
В глубинке России: работы, как правило, нет, либо на местном телевидении: 7000 – 15000 или преподавателем фото (кино)искусства в каком-нибудь детском центре досуга и творчества ( 4000 – 10 000)
Честно говоря, даже и не знаю, с чего начать этот рассказ. Дело-то в том, что, рассказывай – не рассказывай, а поступить во ВГИК, единственный отечественный академический вуз, в которой обучают по такой специальности, чрезвычайно трудно. Вначале надо будет прислать на конкурс не менее 20-ти снятых вами фотографий в чётко заданном формате с описаниями положения фотоаппарата во время съёмки (чтобы, видимо, понять, сами ли вы снимали), причём половина фоток должна быть выполнена на чёрно-белом негативе (цифра тут не идёт) и все должны соответствовать определёным жанрам. И только если комиссию ваши шедевыр заинтересуют, вам пришлю вызов на экзамены. И надо будет проходить испытания в здании института, то есть снимать профессиональной фотокамерой заданный бюст, натюрморт, ландшафт и другие виды. А потом, если снимки получатся минимум на удовлетворительно, беседовать с экзаменаторами о фотоискусстве и вашей осведомлённости в нём.
И конкурс в итоге всё равно останется 10-20 человек на место. Кстати, на платное отделение конкурс тоже есть, хотя поменьше.
Но, предположим, именно вы как раз и станете студентом ВГИКа, и вас там научат, как говорится, держать в руках не только фото-, но и кинокамеру. Ещё в годы учёбы вы побегаете с ней и поездите по Москве и области, в другие места России, поснимаете и попотеете на обработке и монтировании отстнятых вами кадров учебных фильмов, познакомитесь с разными продюссерами кино и телевидения, кинорежиссерами, менеджерами студий. И снова будете держать конкурс, только уже не в виде экзаменов, а когда с дипломом в руках отправитесь искать работу.
Ну как? Готовы к этому? Продолжать? Хорошо. Вы стали кинооператором какой-либо съёмочной группы, которой повезло найти заказчика на полнометражный художественный фильм. Да хоть бы и документальный или рекламный! По любому кинооператору в ней придётся побегать с тяжёлой аппаратурой на плечах.
Это сейчас вам кажется: какая прелесть – подводные (или с борта самолёта, а лучше из-под купола паршюта) съёмки. На деле вас должны ещё до таких съёмок допустить. То есть сначала вам придётся дополнять свою квалификацию погружением под воду и прыжками с парашютом.
Но такие экстрим-съёмки, по большому счёту, удел очень маленького круга кинооператоров. Основная их масса (а кинооператоров в стране вообще не так много, то есть это довольно редкая профессия) снимает на обычных съёмочных площадках, работая с ненормированным рабочим днём, засыпая чуть ли не за кинокамерой, беспрестанно ругаясь с осветителями и режиссёром, которому вечно вы не вовремя включаете кинокамеру и на с того ракурса снимаете. И это – самое настоящее кинооператорское счастье. Потому что в кино когда ругаются, значит признают тебя как профессионала. Хуже, когда при встрече доброжелательно здороваются, но на съёмки не зовут.
Увы, не всем выпускникам ВГИКа выпадает счастье вписаться в опытную команду какого-либо известного режиссёра. Ещё меньшему количеству операторов везёт на участие в съёмках интересного кино. И кто-то ведь работает в рекламных фирмах, тратя своё искусство на какие-то зазывальные клипы по полминуты эфирного времени.
Но многие работают на телевидении – центральном и региональном, снимая вместе с журналистами разные телерепортажи, передачи, рейды, спортивные и новостные сюжеты.
Впрочем, где бы оператор ни работал, главное для него – возможность постоянно держать на плечах свою любимую кинокамеру. И везде у него напряжённый рабочий день, кропотливая работа над отснятой плёнкой, чтобы превратить её в готовый профессиональный сюжет для показа в кино или на телеэкране.
И эта кропотливая работа – счастье для кинооператора. Потому что хуже всего для него – заниматься не своей работой. Как говорится, ни пуха ни пера, будушие маэстро художественной фотографии и киносъёмки.