адвокат, нотариус, прокурор, судья, судебный пристав, юрист.
Вот мы и добрались, наконец-то, до самых «крутых», по представлениям нынешних молодых людей, профессий. Увы, но давно уже ни военный, ни гражданский лётчик, ни даже космонавт (то есть лётчик отряда космонавтов) не вызывают восхищения у школьников. Даже популярные в конце 90-х годов прошлого века стези бизнесмена и специалистам по валютным операциям (а также просто банкира и экономиста) сегодня выпускниками средних школ воспринимаются занятиями весьма заурядными и не гарантирующими стабильного заработка. Многие юноши и девушки теперь с открытым интересом читают объявления о приеме на юридические факультеты самых разных вузов. И те, кому не повезло выдержать конкурс в зарекомендовавший себя государственный вуз (или те, кто просто не настроен ловить удачу на вступительных экзаменах), ничтоже сумняшеся подают документы на разные платные отделения, нередко в частные учебные заведения с сомнительной репутацией.
Вообще, юридический бум в головах молодежи, достигший апогея в начале XXI века, породил столько откровенных спекуляций на эту тему, что проблемой низкого качества обучения на современных юридических факультетах открыто озаботилось правительство России. У всех на слуху скандал с юридическим факультетом не какого-нибудь недавно открывшегося частного университета, а флагмана высшего образования страны – МГУ имени М.В. Ломоносова. Более того, Министерство образования и науки РФ твёрдо намерено провести жёсткую сертификацию юридических учебных заведений и, как говорится, многие «лавочки» прикрыть. Но главная беда даже не в этом. Главное – в стране налицо кадровый парадокс: при явном многократном переизбытке дипломированных «законников» острая нехватка специалистов этой сферы. Хотя, на самом деле никакого парадокса и нет. Всё в этой сфере как и везде: нужны действительно знающие и способные работать эффективно профессионалы, а предложения работодателям сплошь приходят от явно неподходящих кандидатов. Почему такое происходит? Только ли дело в «плохом» образовании? Или в России, как всегда, не хотят воспитывать молодые кадры, стремясь найти для своей фирмы умудрённых опытов спецов, которых, понятное дело, всегда не хватает?
Наверное, все предположения так или иначе верны. Но выбирающему профессию выпускнику школы важно знать не причины возникшей в России проблемы юридических кадров, а, в первую очередь, определившись с выбором, не попасть как кур во щи. Переизбыток недостаточно подготовленных кадров в какой-то отрасли есть всегда результат непродуманной образовательной политики. Если ограничить количество учебных мест в юриспруденции (включая и платные) до уровня реальных потребностей страны, качество юридического образования довольно быстро восстановится. Многие абитуриенты из-за возникшего даже на платные отделения (как во всех цивилизованных странах) конкурса, «пролетев» на экзаменах пару-тройку раз, быстренько расстанутся с псевдомечтой, и лет через 10-15 молодёжь перестанет считать юридическое образование самым «крутым».
То есть, это вопрос времени и действий Минобрнауки. Нам же сегодня важно помочь юридически озабоченным школьникам разобраться в том, действительно ли быть юристом – это «круто». И что вообще стоит за профессиями, призванными служить Фемиде.
Не будем читать молодежи мораль по поводу тяжкого труда, непомерно высокой ответственности и т.п., свойственных любому из дел охраны закона и правопорядка. Ведь в эту сферу ещё надо и попасть, что само по себе не так просто. Лучше просто в деталях опишем наиболее известные и престижные в глазах современного подрастающего поколения профессии права, которые может обрести человек с высшим юридическим образованием, если поставит перед собой такую цель и предпримет любые усилия для того, чтобы эту цель достигнуть.