ЯСпециалист.ру

Всегда востребованные профессии

Профессия — Военный моряк и подводник

Специальности: военно-морское дело

Специализация по родам военного флота: надводный крейсерский флот, морская пехота, надводный авианосный флот, подводный флот, атомный подводный флот

Военно-морские специальности: навигация и управление судном; связь, телематика и пеленгация; морская артиллерия; управление боевыми ракетами и торпедными установками, противовоздушная оборона, обеспечение функционирования двигательной системы судна, военно-морская инженерия, интендантское дело, военно-морская медицина и другие, связанные с обеспечением пожарной и другой безопасности на флоте

Требуемое образования (уровень образования, тип учебного заведения):

Военно-морские школы, училища и академии

Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии:

То же, что и у военных сухопутных войск, однако при отборе будущих курсантов к состоянию здоровья предъявляются более высокие требования, особенно в отношении будущих подводников. Кроме того, для успешного прохождения профессиональной службы на судах военно-морского флота необходимо иметь твёрдый уравновешенный характер, быструю реакцию и сообразительность, устойчивость к психофизиологическому состоянию длительной качки, умение хорошо плавать. Весьма желательно от природы быть не склонным к конфликтам, дисциплинированным, обязательным человеком, всегда готовым немедленно в случае необходимости прийти на помощь. Очень важен проявляемый со школьной скамьи интерес к технике, морским судам, радио и компьютерам, а из школьных предметов – к математике, физике и астрономии.

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

Физкультура, плавание, ОБЖ, военное дело*, математика, информатика, физика, иностранный язык, русский язык и литература, история, биология, химия,* боевые искусства*, строевая подготовка*

Характер и содержание работы по данной профессии:

Служба в различных подразделениях военно-морского флота, командование подразделениями с постепенными повышением в званиях и должностях, выполнение технической работы в соответствии с полученной в военном учебном заведении военно-морской специальностью.

Очевидные плюсы

Все те же, что и для всех военных плюс возможность за государственный счёт повидать разные моря и океаны, земли и страны.

 

 «Подводные камни»,  очевидные минусы

При выходе в военный или учебный рейд приходится надолго отрываться от семьи. Профессия связана с некоторым риском для здоровья и жизни даже в мирное время. Можно «заработать» морскую болезнь. У подводников свои специфические проблемы влияние длительного подводного плавания на здоровья. На атомных лодках имеется риск получить некоторую дозу радиации.

Возможные профессиональные заболевания: вегетососудистая дистония, морская болезнь – риск умеренный.

Вилка зарплаты (в рублях в месяц, не считая продовольственного пайка и обмундирования)*

20 000 – 70 000 – в зависимости от звания, типа судна и количества выходов в открытое море.

 

В былые времена стать военным моряком мечтал чуть ли не каждый второй мальчишка СССР. Когда же мальчики вырастали и их мечты становились более реалистичными, ребята видели в службе именно на флоте возможность побывать в заграничных портах, испытать на себе внимание зарубежных дам, которые, якобы (по бытовавшим в 60-70-е годы прошлого века представлениями), буквально вешались на русских военных моряков. Но те, кто действительно попадал на флот, начинали в последствии мыслить иными категориями. И нередко рассказывали больше о болтанках, в которые попадали во время рейда, и о том, насколько портились в такие периоды отношения между членами команды.

Море есть море. Оно одинаково действует и на рыбаков, и на военных моряков. То есть романтика морской службы на самом деле, может, и существует, но скорее больше в воображении тех, кто там пока ещё не служил. Для морских офицеров служба на несущем дежурство боевом корабле – это самые обычные профессиональные будни.

Мой приятель, отслуживший три года военно-морским фельдшером в звании простого матроса ( к концу службы старшины), исполнял ещё и обязанности кока. Ему не очень повезло: попал на малое пограничное судно (тральщик с торпедными аппаратами) Тихоокеанской флотилии. То есть на берег они не сходили больше чем по два-три месяца, всего за три года, как он говорит, «проболтались» на волнах Охотского моря около 900 дней.  Его счастье, что никому из моряков не пришлось во время почти постоянных качек вырезать аппендикс. Увы, но хирурга рядом с ним на тральщике не было.

Сегодня, конечно, ситуация представляется лучшей. И перерывы между выходами в рейд на флоте стали значительно большими, чем во времена СССР (сказалось окончание холодной войны с США), и корабельные штаты почти везде укомплектованы высококвалифицированными военными хирургами, фельдшеры-срочники у которых только в помощниках. Знакомый офицер-подводник Северного флота говорил, что и с дисциплиной у них давно уже нет проблем – вроде бы даже нет никакой дедовщины.

А тогда… мой приятель Игорь Гумиров (родом из моего родного города Балакова Саратовской области) рассказывал, что на их тральщике «правили бал» «деды», а не офицеры. Но я буду рад, если кто-то из читающих этот рассказ военных моряков заклеймит меня как исказителя реальной ситуации. Тем не менее я хочу подчеркнуть, насколько для будущего морского офицера важно быть не просто сильным (в смысле иметь крепкие мышцы да ещё владеть рукопашным боем), но прежде всего психологически сильным и гибким в общении с людьми, которыми придётся командовать.

Авторитет офицера, как обычно пишут ветераны армии и флота, завоёвывается упорным трудом, но лучше, если этот труд – на выработку в себе особой психологической силы, своего рода профессиональной харизмы – начать ещё в годы подготовки к службе.

На флоте неформальный авторитет офицера важен вдвойне, потому что во время рейдов офицер в течение нескольких недель, а то и месяцев «не отрывается» от своих подчинённых, что психологически не так-то просто выдержать.

Тут дело не только в том, что долгое и практически постоянное нахождение в поле зрения друг друга людям быстро надоедает. Надо ещё иметь в виду, что вам предстоит командовать парнями, совсем недавно закончившими школу (причём многие, вероятнее всего, её закончили кое-как) и нередко «страдающими» комплексами независимости.  Вполне возможно, что в школе кто-то из них неформально «атаманил» в своём классе или даже в параллели. Увы, но пока наше школьное образование не избавилось от одного очень серьёзного недостатка – от природы умных, ответственных, скромных в отношениях со сверстниками и трудолюбивых мальчиков делать не пригодными к службе на флоте по состоянию здоровья. И что? Не набирать новые боевые команды вообще?

Отсюда и дедовщина, которая на флоте принимает специфический, подчас замаскированный, но более опасный для службы характер. Так вот задача офицера – не допустить развития какой-либо «дедовщины» в принципе. И как заранее, ещё до поступления в мореходку выработать в себе такие психологические качества, чтобы матросы, считающие себя «дедами по праву», возрастом не намного моложе командующего ими офицера, сразу бы сами захотели вам реально, а не внешне подчиняться?

Вопрос неоднозначный и трудный. Наверное, всё-таки каких-то универсальных рецептов в природе не существует. Вряд ли стоит увлекаться всякими курсами психотехники, гипноза, тренингами убеждения, как и перед зеркалом вырабатывать волевой взгляд, чтоб сразу зауважали. Ветераны командования говорят обычно, что нужно быть просто преданным службе до мозга костей, а на море – ещё и преданным морю. Словами это не описать – тут надо почувствовать в себе эту преданность. И она вполне может «сидеть» где-то у человека в подсознании. Если он проявит себя на службе офицером на боевом судне, то все психологические умения руководить подчинёнными бойцами возникнут в вас сами собой.

И вот тут я уверен: если вы, попытавшись глубоко прочувствовать описанный выше момент и добившись при этом какого-то эмоционального результата, не испытаете прилив отторжения (представьте себе океан, свинцовое небо над головой, ходуном ходящую под ногами палубу и злобные взгляды матросов, которым надоела «вся эта морская канитель» вместе с командирами, и берег далеко-далеко, а «помочь вам упасть за борт» вряд ли «дедам» составит труда), значит вы не столь впечатлительны, чтобы профессиональная служба в военно-морском флоте была вам противопоказана. Тогда идите смело.

Но помните, что вы должны не только «не бояться» злых парней и любить море, но и иметь в себе непреодолимое желание тонко и корректно помогать «пацанам»-матросам становиться настоящими бойцами, людьми моря, которые никогда не станут пиратами, а всегда останутся славными защитниками Родины, даже когда безвозвратно сойдут на берег.

Что же касается выбора военно-морской специальности, то это зависит от того, что вам больше нравится – навигация и вождение судна, обеспечение связи, компьютерное программирование, работа с артиллерийскими орудиями, возня с двигателями и прочей техникой, обеспечивающей жизнедеятельность и безопасность судна и его команды и так далее. В любом случае будущему офицеру надводного или подводного флота необходимо успевать по математике, физике, информатике, иностранному (лучше английскому) языку. Очень неплохо заниматься борьбой (к военной службе ближе самбо), а уж научиться отлично плавать моряку, как говорится, сам Бог велел.

Однако надо понимать и то, что офицер должен быть образцом для подражания во всём, в том числе и культуре. Грамотно и красиво говорить, уметь классно фотографировать, хорошо знать географию, историю своего отечества,  разбираться в музыкальных и литературных произведениях классиков – для морского офицера особенно важно, какую бы должность на корабле он ни занимал – инженера, врача (да, есть полноценное и очень строгое обучение в области военно-морской медицины, сочетающее в себе лечебное дело, включая экстренную хирургию и травматологию, с военно-морским делом). А если вы ещё и играете на каком-либо музыкальном инструменте – цены вам на флоте не будет. И будем надеяться, что это действительно так. Удачи!

2024 ЯСпециалист.ру