В развитых капиталистических странах люди уже давно привыкли свою работу на фирму считать своим бизнесом. Не в смысле что фирма работодателя как объект собственности тоже принадлежит работнику. (Хотя в принципе Закон не запрещает наёмному работнику приобретать акции предприятия, на котором он работает, а совладельцу предприятия устраиваться на него в качестве наёмного работника).
Но гражданин развитой капиталистической страны, получая приглашение на работу, обычно воспринимает его как крупный, то есть долгосрочный (но, как правило, всё равно ограниченный зафиксированным в контракте временем) заказ, который фирма-работодатель делает приглашаемому работнику. Заказ на что? Конечно же, на услуги работника, на его профессиональные действия, необходимые для успешного выполнения фирмой какой-либо конкретной бизнес-программы.
При этом фирма может заказать и готовый результат труда нанимаемого ей работника с оплатой по факту его передачи в распоряжение фирмы. В таком случае фирма, как правило, оговаривает с работником срок, за который необходимо выполнить работу. Но оплачивает не за реальные часы, потраченные исполнителем поручения на выполнение заказа фирмы, а за сам конечный результат, причём устраивающий фирму. То есть полностью соответствующий оговорённым в контракте требованиям. Получается, что если у принявшего заказ исполнителя (т.е. подписавшего контракт работника) в конце не получилось то, что ожидал заказчик (т.е. работодатель), последний вправе либо потребовать работу переделать без дополнительной платы, либо вовсе разорвать контракт из-за несоблюдения его условий исполнителем (т.е. работником).
Простой пример такого рода трудовых отношений (они, кстати, распространены сегодня и в России) – заказ независимому (т.е. работающему по временным контрактам с оплатой по конечному результату) программисту разработки эксклюзивной компьютерной программы. Фирма обозначает ему, какие конкретно операции ей необходимо осуществлять с помощью будущей программы, а он через оговорённое в контракте время передает ответственным представителям фирмы разработанную им под нужды фирмы программу. К примеру, автоматической сортировки почтовых адресов по опорным словам. Если программа работает, как договаривались, фирма по акту приёмки выполненной работы выплачивает программисту зафиксированное в контракте вознаграждение.
Такие же отношения обычно устанавливают и с бригадой, нанятой выполнить ремонтные, строительные или погрузо-разгрузочные работы. А если вернуться к творческому труду, то, например, с переводчиками текстов, литературными редакторами и корректорами, проектировщиками зданий и сооружений, другими специалистами, результат работы которых может быть материализован и передан заказчику для дальнейшего использования. Например, переведённый текст можно прочитать или отослать его нужному адресату. Текст, который выправил корректор (т.е. исправил допущенные при наборе ошибки и опечатки), можно отдать на тиражирование. По чертежу и прочей технической документации спроектированные здания и сооружения можно построить.
А как быть, скажем, с работой парикмахера?
И здесь всё просто и недвусмысленно. Парикмахер обслуживает клиента, который платит за прическу. В этих деньгах заложена и оплата труда парикмахера за обслуживание клиента, который пожелал улучшить свой внешний вид. Чем больше и дороже причёсок выполнит за месяц мастер, тем больше денег он получит. Но разница в отношениях с работодателем по сравнению с работами, за которые обычно платят по факту их приёмки заказчиком, здесь довольно существенная. Прежде всего, заметим, что работодатель парикмахера сам не является его клиентом. Если, конечно, речь не идёт о богатом чудаке, захотевшем каждый день держать около себя личного цирюльника. В таком, столь экстравагантном случае работодатель, конечно же, является клиентом парикмахера.
Если же мы имеем в виду наиболее распространенного работодателя, который просто создаёт для парикмахера рабочее место, чтобы он мог обслуживать клиентов, приходящих, грубо говоря, с улицы, то в этом случае работодатель не клиент парикмахера, а его партнер по бизнесу. Совершенно необязательно для партнера по бизнесу получать свою долю прибыли. Его интерес может быть заложен в зарплате, которая зависит уже не только от числа и сложности выполненных рабочих операций (действий), но и от выручки, приносимой этими действиями.
В случае с парикмахером работодатель-партнер берёт на себя подготовку салона красоты к приёму клиентов, рекламу, взаимоотношения с арендодателями помещения, разными государственными службами (например, пожарными), налоговой инспекцией. От парикмахера же требуется всегда быть на рабочем месте согласно расписанию работы салона и качественно обслуживать пришедших клиентов. Обычно парикмахерам так и платят – часть от выручки. Предположим, 30% от сумм, выплаченных клиентами.
То есть выходит, что первый (и, по-видимому, главный) партнёр создал и поддерживает условия для успешного обслуживания клиентов, а второй (третий, четвертый и т.д.) партнёр это обслуживание осуществляет. Функции у каждого свои, но вместе они получают доход. Почему доля рядового (т.е. ещё не ставшего именитым) парикмахера от совместно получаемого дохода чаще всего заметно ниже, чем доля владельца салона?
Объясняется тоже просто. Парикмахер выполняет только работу, проявляя свое мастерство, но своими капиталами не рискует. Если торговая точка окажется убыточной (предположим, из-за того, что для покрытия арендной платы, затрат на рекламу и других затрат на содержание салона выручки от обслуживания клиентов оказалось недостаточно: либо клиентов мало, либо затраты получились слишком высоки), парикмахеры пострадают меньше всего. Они просто получат меньшую, чем рассчитывали, зарплату. Владелец же салона (или его управляющий) может потерять вложенные в его создание и подготовку к приёму клиентов собственные деньги.
А теперь представьте себе, что вы пришли к парикмахеру, который вам говорит:
— Имейте в виду, я не ручаюсь за качество своей работы, но независимо от того, сделаю я вашу причёску лучше или, наоборот, хуже, чем есть сейчас, платить вам придётся одинаково.
Бред какой-то, не правда ли? Да какой нормальный человек заявит такое своему клиенту?
Действительно, открыто так никто и не заявляет. Но, устроившись на работу, отдельные люди (к сожалению, таких не мало) придерживаются именно такого принципа – за качество своей работы я не ручаюсь, но деньги мне платите в полном объёме в любом случае, даже если я откровенно не справился со своими обязанностями. Мне, мол, есть надо.
А что в результате? Работу такие работники меняют без конца, а той, которая их бы устроила, не находят.
Вы не замечали, какие недовольные лица бывают у некоторых продавцов, работников почты, дворников, сотрудников ЖЭКа, милиционеров, врачей, директоров школ, учителей – да мало ли кого? Не сталкивались с откровенным равнодушием, а то и хамством при встрече с некоторыми из представителей названных профессий и не только их?
Уверен: большинство взрослых людей считает, что недовольны эти люди своей работой исключительно потому, что им мало платят. Это действительно имеет место. Однако элементарная логика подсказывает: если зарплата человека не устраивает, почему он не бросает эту работу? Неужели плохим отношением к клиентам он компенсирует недостаток в зарплате? Конечно, нет. Главная причина столь отчаянного поведения человека – в его профессиональной неуспешности.